Четыре всадника инфляции
Несмотря на беспрецедентно высокую ставку ЦБ, инфляция в следующем году может так и не замедлиться. Против будут играть рост тарифов и перекладывание налогового бремени на потребителей
Аналитики ожидают, что на ближайшем, декабрьском заседании Банк России «порадует» нас новой ставкой в 22% (а ряд экспертов не исключают и более жестких действий ЦБ). Как сообщил в минувшую среду Росстат, инфляция в РФ с 12 по 18 ноября составила 0,37% после 0,30% с 6 по 11 ноября (из-за праздника расчет сделан за шесть дней) и 0,19% — с 29 октября по 5 ноября (из-за праздника расчет за восемь дней). В годовом выражении инфляция ускорилась до 8,6%, вернувшись к темпам сентября.
Поможет ли очередное повышение ставки сдержать этот рост? Вопрос дискуссионный, особенно если вспомнить, что даже в самом ведомстве признают: немалая часть нашей экономики стала нечувствительной к рычагу ключевой ставки.
«Очередной отчет Росстата по недельной инфляции (+0,37% неделя к неделе за период 12–18 ноября) обескуражил, — говорится в обзоре Росбанка. — Не остается сомнений в том, что дополнительное повышение ключевой ставки 20 декабря хоть и является необходимым, но все же в моменте выглядит недостаточным инструментом. Вероятно, требуются более системные меры на стороне правительства и профильных министерств. Как видим из компонент недельной инфляции, только средний вклад плодоовощной продукции за четыре недели достиг 0,28 процентного пункта в неделю, однако он резонирует с более длительным циклом роста цен на основные продукты питания (средний вклад за четыре недели — 0,14 процентного пункта в неделю). Подобная композиция создает риски для последующего ускорения инфляционных ожиданий из-за их представительства в опросах населения. Остальные компоненты (топливо, авиаперелеты и т. п.) сохраняют несинхронный, но положительный вклад в динамику цен».
«При такой динамике цен по итогам ноября инфляция составит 1,2–1,5 процента месяц к месяцу, и, по всей видимости, по итогам года показатель инфляции превысит 9,0-процентный уровень. В таких условиях повышение ключевой ставки до 23 процентов в декабре уже не подлежит сомнению, и существенно растет вероятность, что ЦБ РФ может пойти и на более жесткий шаг», — нагнетают аналитики Альфа-банка.
Впрочем, не очень ясно, как правительство может обуздать рост цен: ряд решений уже принят, и эти решения скорее проинфляционны. Речь идет о тарифах на железнодорожные перевозки и ЖКХ, утильсборе, налоговой реформе. Все эти «всадники инфляционного апокалипсиса» внесут весомый вклад в ИПЦ в будущем году.
Уже не так просто
Одним из источников повышенного инфляционного давления станут поправки в налоговое законодательство, вступающие в силу с нового года. Наиболее серьезные изменения коснулись НДФЛ, который теперь станет прогрессивным, а общая ставка налога на прибыль увеличится с 20 до 25%. Серьезные изменения ожидают и бизнес на УСН.
«Для бизнеса, который использует “упрощенку”, вводится обязанность платить НДС при выручке свыше 60 миллионов рублей. Именно эти компании генерируют почти половину суммарной выручки в УСН. В основном это розничная и оптовая торговля, ресторанный бизнес, аренда недвижимости. Тем самым Минфин рассчитывает выровнять условия конкуренции и лишить дробление бизнеса экономического смысла», — комментирует налоговое обновление председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Павел Гагарин.
Что в итоге получит Минфин? Как подсказывает Павел Гагарин, изменения в УСН с 2025 года принесут бюджету порядка 340 млрд рублей — около 13% от доходов, которые даст налоговая реформа.
Что с этим будут делать компании? Одни традиционно уйдут в серую зону, другие начнут дробиться, несмотря на риски, а третьи станут играть по новым правилам. Последней категории придется считать, какой вариант выгоднее: оставаться на «упрощенке» и платить НДС либо выбирать пониженные ставки без возможности вычета (5% — для компаний с оборотом 60–250 млн рублей, 7% — с оборотом 250–450 млн). Можно также работать на общих ставках НДС с применением налоговых вычетов или вообще перейти на ОСНО с уплатой НДФЛ или налога на прибыль. Так или иначе, любой из этих вариантов подразумевает, что налоговое бремя бизнес постарается хотя бы частично переложить на потребителей, а значит, цены вырастут. Насколько — пока не ясно.
«В случае с изменением налогов ситуация неоднозначная: мы считаем, что напрямую в инфляцию может быть переложено лишь введение НДС на УСН, однако его ставки будут зависеть от годового дохода бизнеса, применяющего УСН, а также от типа продукции, поэтому дать достоверную количественную оценку в данном случае чрезвычайно сложно», — объясняет картину ведущий эксперт института «Центр развития» НИУ ВШЭ Игорь Сафонов. По его словам, прочие налоговые нововведения 2025 года прямого влияния на инфляцию не окажут. Тем не менее рост инфляционных ожиданий населения может увеличить динамику потребительского спроса, и уже это позволит компаниям активнее повышать цены, видя высокие объемы продаж. Есть и другой вариант: если станет преобладать сберегательное поведение (что тоже вполне вероятно при текущих