Мой дорогой мобильник: завершение истории о роли смартфона в жизни подростков
В этой части — телефон как яблоко раздора между родителями и детьми. Катерина Мурашова разбирает самые частые аргументы противоборствующих сторон и пытается наметить план примирения.
Как я и ожидала, тема мобильного телефона оказалась для современных родителей весьма актуальной. После публикации истории о Лизе и ее маме я получила и опубликовала в трех отдельных постах множество интересных писем уважаемых читателей.
Теперь, в заключение, хочу поговорить о «теории» вопроса.
Я буду немного утрировать и заранее прошу за это прощения у читателей, но на данный момент из моей поликлинической и отчасти онлайн-практики сложилось ощущение, что собственный мобильный телефон не только выступает основной материальной ценностью у большинства современных детей и подростков, но и одновременно служит основным механизмом родительских угроз и манипуляций:
- «Я тогда этот телефон у тебя вообще отберу».
- «Будешь с кнопочным телефоном ходить».
- «У меня там контроль стоит — не больше двух часов в день, но он его постоянно снимает».
- «Всю ночь с телефоном под одеялом, я прихожу, отбираю».
- «Учебу совсем запустила, я интернет в телефоне вырубил».
- «Стал мне хамить и школу прогуливать, ну и какой при таких обстоятельствах новый мобильник? Пусть походит со старым, с разбитым экраном, подумает о своем поведении».
Это обычные родительские фразы, которые я слышу на приеме. У меня уже давно сложилось стойкое впечатление, что во многих семьях на тему мобильных телефонов идет постоянная позиционная война — с перемириями и обострениями, с обходными маневрами и ретирадами, отчаянными атаками и контратаками. Война на истощение моральных ресурсов обеих сторон. Начинают и активно ведут эту войну, разумеется, родители. Формально побеждают в конечном итоге всегда подростки. Но в реальности победивших нет, только проигравшие, потому что на собственно ведение (иногда годами!) военных действий тратятся силы и время, а первой и главной их жертвой становятся отношения в семье.
Аргументы, которые родители приводят в пользу ведения этой войны (я не могу иначе, потому что…):
- Если позволить ему играть в эти игры без ограничений, он становится нервным, капризным, с ним вообще ни о чем нельзя договориться.