Двигаться вперед
Suzuki Vitara в городе пушек, пряников и самоваров
В прошлой жизни, когда в автомобильных дилерских центрах не было проблем с наличием новых машин и их приемлемой ценой, компания Suzuki выпустила лимитированную версию кроссовера SX4, кузов которого был расписан граффити-художником Анатолием Akue. Тираж был ограничен 50 экземплярами, и арт-кар сразу стал большой редкостью. Скоро, кажется, уже все Suzuki станут в нашей стране большими редкостями. И Vitara в том числе.
Было воскресное утро, и мы ехали по Советской улице в сторону Центрального рынка. Как потом оказалось, это не самый нарядный уголок города. С другой стороны, именно такие кварталы в силу своей аутентичности позволяют в большей степени почувствовать дух места, чем «вылизанные» до блеска туристические объекты. «Все счастливые семьи похожи одна на другую, каждая несчастная семья несчастна по-своему» – так ведь было у классика, которого в городе Левши тоже считают земляком? Колеся по окрестным улицам, то тут, то там мы видели некогда, вероятно, красивейшие, но ныне пришедшие в полный упадок деревянные постройки: забитые фанерой окна с резными наличниками, перекошенные стены, а порой и вовсе проломленные или сгоревшие. И все это фактически в паре километров от Тульского кремля, отреставрированного два года назад.
Поразила нас эта картина в том числе и потому, что за последние несколько лет Тула как-то незаметно и внезапно стала модным местом. Соцсети полны ярких фотографий города и советов от людей, в нем побывавших, где тут краше гулять и что лучше есть. И чей фотоотчет ни листай, непременно на нем будут кадры со стрит-артом. Проезжая мимо очередного деревянного пепелища, мы поняли, что, вероятно, не с того конца заехали в этот старинный русский город, который недавно отметил свой пятисотлетний юбилей. И для того, чтобы сделать впечатляющее селфи, надо знать места.
Все переплетено
Одно из главных удобств в Suzuki Vitara – мультимедийная система с возможностью подключения к ней телефона. И вот: «Яндекс.Карты» и все отмеченные мной точки, которые присутствуют в списке обязательного посещения, – на дисплее автомобиля. И первым пунктом значится творческий индустриальный кластер «Октава». Располагается он на территории действующего производства, где без малого сто лет выпускают разного рода микрофоны – ламповые, конденсаторные, динамические, ленточные, электретные. Ключевое слово – «выпускают». Потому что часто подобного рода арт-пространства открываются на заводах, где уже давно никто ничего не производит и о былом трудовом величии толком мало кто вспоминает.
Об истории завода, который располагается буквально в километре от Кремля, и его продукции увлекательным образом рассказывается на проходящей тут же иммерсивной выставке, посетители которой «чувствуют прошлое, настоящее и будущее “Октавы” во всех ее проявлениях», а заодно узнают, что среди «пользователей» ее продукции были Юрий Левитан и Юрий Гагарин, Майя Кристалинская и Владимир Высоцкий, а среди наших современников упоминаются U2 и Iron Maiden, Radiohead и Мэрилин Мэнсон.
В кластере, открытом в 2018 году, проходят выставки и лекции, есть библиотека и студия звукозаписи. А еще – муралы, которые пестрят на многочисленных фото из сегодняшней Тулы. Например, в Москве, некогда наполненной расписными стенами авторства самых известных уличных художников мира, работы эти просто так, без всяких причин, закрашивают грязно-серой краской, и в Тулу хочется попасть хотя бы только ради того, чтобы сфотографироваться на фоне монументального «Восхождения» Дмитрия Аске. На фасаде соседнего здания – композиция из геометрических фигур от Алексея Луки, которая иллюстрирует связь музыки и изобразительного искусства.