Было странно сидеть без работы и участвовать в основном в массовых сценах

Коллекция. Караван историйРепортаж

Ольга Лерман: «Берегите родных вашему сердцу и душе людей. А все остальное можно пережить»

Беседовала Елена Ланкина

Фото: Masha Hutorseva/из архива О. Лерман

Было странно сидеть без работы и участвовать в основном в массовых сценах. Хотя я считаю, что молодые артисты должны пройти такую школу. Нужно только ни в коем случае не застрять в этом периоде. А я на тот момент уже полтора года как проработала в театре, что-то даже поиграла и не очень хотела упражняться в массовых сценах. Месяцев через пять начала подумывать: «Наверное, надо уходить куда-то или сделать акцент на кино». Я уже активно снималась в то время, и в достаточно интересных проектах.

— Оля, вы из театральной семьи и, наверное, с детства мечтали стать актрисой?

— Нет, все это казалось далеким от меня, несмотря на то что мой родной отец был артистом, и отчим артист, и моя мама, сколько я ее знаю, работает в драматическом театре.

У меня были другие мечты. В детстве я занималась художественной гимнастикой, потом увлеклась балетом. Несколько лет отучилась в хореографическом училище родного города Баку, а в шестнадцать решила переехать в Россию, сначала в город Краснодар, там я доучивалась в хореографическом училище последние три года. А вообще, конечно, хотела уже попробовать себя в каком-то новом качестве.

Мне всегда нравился балет и до сих пор нравится. Я обожаю смотреть балетные постановки. Но только смотреть. Довольно рано поняла, что не буду примой. Перспектива всю жизнь танцевать в кордебалете не очень привлекала.

— Вы амбициозны?

— Возможно. Во всяком случае, если я чем-то занимаюсь, это должно получаться у меня на сто процентов. Иначе в чем смысл? Лучше не тратить время — ни свое, ни чужое.

— В Театре Вахтангова вы ведь и начали с танцев?

— Да, ирония судьбы. В первый год меня ввели в «Берег женщин», где каждая актриса исполняла небольшой танцевальный номер. Потом была «Пристань», где вся молодежь участвовала в массовых сценах, также с танцевальными эпизодами. И вскоре возник пластический спектакль «Анна Каренина». Седьмого марта 2022 года я сыграла его в последний раз. У этой постановки лично для меня был довольно интересный путь.

С Андреем Шуговым в спектакле «Незаученная комедия», выпущенном в Щукинском институте, 2010 год. Фото: из архива О. Лерман

— Когда вы впервые вышли на сцену?

— По-моему, лет в семь. Играла фею в спектакле «Щелкунчик» в Азербайджанском государственном академическом русском драматическом театре имени Самеда Вургуна. В детстве это скорее была забава для меня. В девять я даже сыграла роль со словами — Луизон в «Мнимом больном» Жана Батиста Мольера. Но не думала о своем будущем в качестве актрисы драматического театра, потому что была увлечена балетом.

Конечно, на меня повлияли профессия и место работы родителей. Все свободное время я проводила в театре, даже делала там уроки после школы. Дома всегда был нескончаемый поток артистов, всегда говорили об искусстве, театре, пьесах...

Кажется, что благодаря театру я раньше повзрослела, ведь смотрела не только детские постановки, но и Шекспира, Островского, Чехова, Достоевского.

Когда окончила хореографическое училище, встал вопрос, что дальше. Мама прилетела в Краснодар, и после отчетного концерта мы с ней сели и стали говорить о будущем. Я не видела свою жизнь в балете, и в разговоре как-то само собой возникло театральное училище. Решили, что учиться надо в Москве. В ту же ночь купили билеты на самолет и на следующий день улетели в столицу. Я помню, что даже не пошла на свой выпускной.

Все получилось спонтанно. Стихи, басню и прозу я учила в самолете. К тому времени в московских театральных вузах уже шли вторые и третьи туры, и я успела на экзамены буквально в последний момент. Поступила в Щукинское училище, притом что у меня было всего два стихотворения, одна проза и одна басня. Тогда как многие приносили гораздо больше произведений на прослушивания. Это, конечно, была авантюра в полном смысле этого слова.

— Говорят, если поступаешь без надрыва, легко, все происходит само собой.

— Возможно. Думаю, когда хочется себя попробовать в чем-то новом, обязательно надо рисковать. Получится — хорошо, не получится — ничего страшного. Зато потом с чистой совестью говорю себе: «Я пыталась!»

В Москве первое время было нелегко — здесь у людей другой менталитет. Москвичи очень сильно отличаются от бакинцев. Баку — это ведь юг, солнце, море, фрукты. В этом смысле даже Краснодар мне казался недостаточно теплым. А в Москве уж совершенно холодно, солнце редко выглядывает, особенно зимой, и люди здесь постоянно чем-то озабочены и куда-то бегут. В какой-то момент и ты начинаешь бежать вместе со всеми и решаешь на лету несколько задач. И становишься невероятно многофункциональным человеком. Для меня это было максимально непривычно. Вы бывали в Баку?

— Не приходилось.

— Люди там очень расслабленные. Невероятно гостеприимные. Никуда не торопящиеся.

Был забавный эпизод. Несколько лет назад Театр Вахтангова приезжал в Баку на гастроли, и спектакли начинались не в семь, хотя начало было заявлено именно в это время, зрители неспешно собирались лишь к половине восьмого, потому что бакинцы никуда не торопятся. Некоторые даже приходили только ко второму акту.

Москвичу это сложно понять. Бакинцу вполне естественно — другой ритм жизни и образ мыслей. Мне было непросто привыкнуть к городу.

— Наверное, и материально приходилось трудновато?

— Думаю, как и любому студенту, приехавшему из другого города или страны. Семья, конечно, помогала, но я и сама подрабатывала. И даже рада, что было непросто, это время меня закалило даже больше, чем хореографическое училище.

— Вы везучая?

— Хотелось бы думать. Но, кажется, скажешь да — и везение сразу исчезнет.

— Определенно везучая. И поступили легко, и на третьем курсе уже играли в Театре сатиры в спектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Были очаровательным Малышом!

— Александр Анатольевич Ширвиндт обещал большое будущее в театре. Я уже на тот момент участвовала в нескольких спектаклях. Казалось — все, дело сделано, здесь и останусь. Мои однокурсники на четвертом курсе бегали по Москве, показывались в разные театры, а я была как-то абсолютно спокойна.

Но однажды к нам на выпускной спектакль «Незаученная комедия» режиссера Александра Коручекова пришла легендарная Галина Львовна Коновалова. Она была не только актрисой Театра Вахтангова, но и заведующей труппой и с особым прицелом ходила на студенческие постановки.

Наш спектакль был решен в стиле комедии дель-арте, и на лицах актеров были маски. В конце мы их снимали, но под масками обнаруживался грим. Вокруг глаз у нас были черные круги, как у панды. И все же Галина Львовна что-то такое во мне разглядела и позвала на следующий спектакль художественного руководителя Театра Вахтангова Римаса Туминаса. Он тоже что-то усмотрел и пригласил меня к себе в труппу. Это было интересно, ведь они толком даже лица моего не видели...

Фото: Masha Hutorseva/из архива О. Лерман

— С Ширвиндтом расстались полюбовно?

— Ну как, пришла со словами:

— Александр Анатольевич, вот, так получилось, меня приглашают в Театр Вахтангова.

А он в своей шуточной манере ответил:

— Ну, обделаешься, возвращайся!

Как видите, не обделалась.

— Как вас приняли в Театре Вахтангова?

— Хорошо, хотя это огромный и достаточно сложный организм. Несмотря на это, труппа очень сильная. И ансамбли на спектакли собираются, как правило, разные и всегда достаточно интересные.

— Ролей долго не давали?

— Полгода. И было странно сидеть без работы и участвовать в основном в массовых сценах. Хотя я считаю, что молодые артисты должны пройти такую школу. Нужно только ни в коем случае не застрять в этом периоде. А я на тот момент уже полтора года как проработала в театре, что-то даже поиграла, и не очень хотела упражняться в массовых сценах. Месяцев через пять начала подумывать: «Наверное, надо уходить куда-то или сделать акцент на кино».

Я уже активно снималась в то время, и в достаточно интересных проектах. И вот как раз после этих мыслей меня пригласили на главную роль в спектакле «Анна Каренина». После этого началась совсем другая творческая жизнь. Года два я даже нигде не снималась, от всего отказывалась, потому что не могла ходить на пробы из-за постоянных репетиций, выпусков и спектаклей в театре. Я на тот момент не умела совмещать. И ничуть не жалею об этом. Это для меня было временем наполнения и познания. Да, у меня не было знаковых проектов в кино в то время, но не было и гонки за всем и вся.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сергей Иванов: «Хотел бы назвать их друзьями» Сергей Иванов: «Хотел бы назвать их друзьями»

Тайны, оставшиеся за кадром, раскрывает известный фотограф Сергей Иванов

Караван историй
Компьютеры будут работать на человеческих клетках? Технологии будущего! Компьютеры будут работать на человеческих клетках? Технологии будущего!

Вы поразитесь тому, как будут устроены биокомпьютеры будущего!

ТехИнсайдер
Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь» Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь»

«Из этой девочки может получиться новая Любовь Орлова»

Коллекция. Караван историй
Как добиться прикорневого объема: лучшие советы от стилиста Как добиться прикорневого объема: лучшие советы от стилиста

Простые и рабочие советы по созданию вау-объема волос у корней

VOICE
Наталья Архангельская: «Тамара Макарова наклонилась к Герасимову и сказала, указывая на меня: «Посмотри, твоя Дуняша пришла» Наталья Архангельская: «Тамара Макарова наклонилась к Герасимову и сказала, указывая на меня: «Посмотри, твоя Дуняша пришла»

«Наташа, ты артистка первого дубля, не тяни время, сразу выкладывайся по полной»

Коллекция. Караван историй
«Сто лет без одиночества» в Аргентине: как переплетаются истории женщины и страны «Сто лет без одиночества» в Аргентине: как переплетаются истории женщины и страны

Отрывок из романа аргентинской писательницы Исабель Альенде «Виолета»

Forbes
Вдова Владислава Стржельчика: «В театре его без иронии называли Ваше превосходительство» Вдова Владислава Стржельчика: «В театре его без иронии называли Ваше превосходительство»

Известного артиста Владислава Стржельчика обожали театралы и зрители кино

Коллекция. Караван историй
Мягкая сила Мягкая сила

Выдающаяся оперная прима, покорившая лучшие сцены мира — Хибла Герзмава

OK!
Нина Цагарели. Любимая жена Абдуллы Нина Цагарели. Любимая жена Абдуллы

В кино Абдулла содержал гарем, а в жизни Кахи Кавсадзе хранил верность жене

Коллекция. Караван историй
Ядерный круговорот во благо природы Ядерный круговорот во благо природы

Российская атомная отрасль прошла очередной этап пути замкнутому циклу

Эксперт
Завтрак на балконе Завтрак на балконе

Волнующая история любви Александра Бенуа и Анны Кинд

Караван историй
Цифровые жулики Цифровые жулики

Как мошенники используют интернет-технологии для сделок с недвижимостью

Деньги
Рецессия в подарок Рецессия в подарок

Попытка сдержать инфляцию в ЕС и Японии может привести к рецессии

Эксперт
Как понять, хороший ли коньяк Как понять, хороший ли коньяк

Мир коньяка велик и многообразен

Maxim
Как пилот Амелия Эрхарт изменила авиацию, а потом загадочно исчезла во время полета Как пилот Амелия Эрхарт изменила авиацию, а потом загадочно исчезла во время полета

Амелия Эрхарт не боялась новых рекордов, даже если это было слишком рискованно

Forbes
Истории роста среди российских акций: стоит ли вкладываться и из чего выбрать Истории роста среди российских акций: стоит ли вкладываться и из чего выбрать

Часть из инвесторов обратили внимание на компании роста. Хорошая ли это идея?

Forbes
О чем на самом деле мистический детектив «Детектор» О чем на самом деле мистический детектив «Детектор»

«Детектор» Костаса Марсаана — современный мистический триллер

СНОБ
Создана полная карта мозга дрозофилы. Он очень похож на искусственную нейросеть Создана полная карта мозга дрозофилы. Он очень похож на искусственную нейросеть

Создана самая сложная на сегодня карта мозга насекомого

ТехИнсайдер
Все и сразу. Что такое здоровый гедонизм Все и сразу. Что такое здоровый гедонизм

Вести здоровый образ жизни и при этом не держать себя в ежовых рукавицах?

Новый очаг
В США питоны терроризируют Флориду. Кому стоит беспокоиться? В США питоны терроризируют Флориду. Кому стоит беспокоиться?

Эксперты поражены количеству больших змей на западном побережье Флориды

ТехИнсайдер
Советский православный Ватикан Советский православный Ватикан

На заре Холодной войны в СССР пытались создать церковный «Варшавский договор»

Weekend
«Титаник»: разные судьбы. Реальные истории спасшихся и погибших пассажиров «Титаник»: разные судьбы. Реальные истории спасшихся и погибших пассажиров

Как сложились судьбы людей, попавших на «Титаник»

Караван историй
Миф или реальность: раскрываем всю правду о 25-м кадре Миф или реальность: раскрываем всю правду о 25-м кадре

Неужели 25-ый кадр действительно работает?

ТехИнсайдер
«Дейзи Джонс и The Six»: красивая мелодрама о вымышленной рок-группе в стиле 1970-х «Дейзи Джонс и The Six»: красивая мелодрама о вымышленной рок-группе в стиле 1970-х

Сериал «Дейзи Джонс и The Six» — аутентичная история о любви и саморазрушении

Forbes
Как влюбить в себя другого: «методичка» от психолога Как влюбить в себя другого: «методичка» от психолога

Реально ли влюбить в себя человека без SMS, регистрации и приворотов?

Psychologies
Не только перевал Дятлова: загадочные экспедиции, которые закончились пропажей людей Не только перевал Дятлова: загадочные экспедиции, которые закончились пропажей людей

Истории исследователей, которые пропали без вести в ходе научных экспедиций

ТехИнсайдер
Ученые подтвердили, что с потеплением усилятся наводнения и засухи Ученые подтвердили, что с потеплением усилятся наводнения и засухи

Как глобальное потепление влияет на наводнения?

ТехИнсайдер
Маммопластика Маммопластика

Все плюсы и минусы маммопластики

Здоровье
Почему люди моргают? Почему люди моргают?

Для чего человеческому организму нужен механизм моргания?

ТехИнсайдер
Как основатель Bolt нанял мошенника для создания криптопроекта Movement DAO Как основатель Bolt нанял мошенника для создания криптопроекта Movement DAO

Райан Бреслоу ввязался в судебное разбирательство по поводу предполагаемой кражи

Forbes
Открыть в приложении