Итак, перед вами отцы-основатели некоторых жанров кино

Men Today18+

Первый кадр

У каждого жанра кино есть свой прародитель, познакомиться с которым стоит и для общего развития, и, например, для того, чтобы поражать друзей и подруг широтой своего кругозора. Итак, перед вами отцы-основатели.

Текст: Юрий Берсенев

У всего в кинематографе есть свое начало. Документальное кино началось с “Прибытия поезда на вокзал Ла-Сьота” братьев Люмьер. Комедии — с “Политого поливальщика” все тех же братьев. Вскоре появилась и кинофантастика в виде многочисленных короткометражек Жоржа Мельеса типа “Путешествия на Луну”. Мюзикл родился одновременно со звуковым кино в 1927 году, когда вышел “Певец джаза”. Но многие жанры, страшно популярные сейчас, родились гораздо позже, — и можно точно установить, какой фильм породил моду на зомби, а какой впервые описал разрушение Земли несущимся из космоса небесным телом. Мы составили список революционных фильмов, которые изменили лицо кинематографа.

Образы мрачного будущего

“Метрополис” (1927) / “Облик грядущего” (1936)

Эпический фильм Фрица Ланга был одним из самых дорогих проектов в истории немого кино. Действие его разворачивается в далеком будущем; элита живет в небоскребах, а смерды (то есть рабочий класс) — в подземельях. Там установлены машины, которые обеспечивают Метрополис энергией. Богачи ничего не хотят знать о том, что творится внизу, но один впечатлительный юноша, сын городского головы, рискует спуститься в “преисподнюю”. Он потрясен увиденным — и закручивается непростой сюжет.

В первую очередь, говоря о “Метрополисе”, вспоминают образ гигантского города будущего, вдохновленный панорамой Манхэттена. У Ланга все это превращается в картину, поражающую воображение до сих пор — с чем-то вроде Вавилонской башни в центре, с самолетами, летающими между колоссальными строениями. И “Бегущий по лезвию”, и “Пятый элемент”, и недооцененный “Темный город” Алекса Пройаса (1998), и фильмы про Бэтмена, и некоторые сцены из “Звездных войн” напрямую вдохновлены “Метрополисом”.

Но не менее сильно повлиял на кинематограф “Облик грядущего” по сценарию Герберта Уэллса — он практически в одиночку породил жанр постапокалиптического фильма (да-да, “Безумные Максы” и “Побег из Нью-Йорка” без него немыслимы). В середине 30-х Уэллс предсказал Вторую мировую войну — правда, она у него начинается в 1940 году и длится до 1960-х. К 1967-му человечество фактически возвращается в прошлое: техника разгромлена, люди живут как в XVIII веке, к тому же их косит смертельная болезнь — “бродячая лихорадка”. (Правда, к 2036 году ситуация наладится, и первые космонавты отправятся на Луну).

“Метрополису” и “Облику грядущего” одинаково не повезло: они дошли до нас в ощутимо урезанном виде. “Метрополис” несколько раз пытались восстановить, но только в XXI веке, благодаря копии, случайно найденной в буэнос-айресской фильмотеке, удалось воссоздать картину почти в первоначальном виде (самая полная из существующих ныне версий идет 148 минут, в то время как оригинальная шла 153 минуты). А “Облик грядущего”, который когда-то шел 130 минут, сейчас идет 96. Судя по всему, 34 минуты, живописующие ужасы будущего, пропали для зрителей навсегда.

Зомби

“Ночь живых мертвецов” (1968)

Слово “зомби” появилось в английском языке в 1819 году. Очень долго оно относилось только к гаитянским магическим практикам вуду (с помощью особых обрядов якобы можно было оживить труп и заставить его двигаться). В фильме ужасов “Белый зомби” (1932) герой Белы Лугоши при помощи специальной отравы превращал людей в своих рабов, в фильме “Я шла рядом с зомби” (1943) живым трупом оказывалась несчастная девушка, и действие этих картин не выходило за пределы карибского острова. Все раз и навсегда изменилось с появлением “Ночи живых мертвецов” Джорджа Ромеро: в этом черно-белом малобюджетном фильме заложены все мотивы, которые потом будут развиваться в десятках фильмов про зомби. Несколько человек оказываются заперты в небольшом доме, а по округе бродят живые мертвецы, чей укус несет смертельную заразу; они питаются плотью, а убить их можно лишь выстрелом в голову. Вроде бы виной всему взрыв космического корабля, вернувшегося с Венеры, и распространившаяся вследствие этого радиация.

Ромеро потом признавался, что вдохновлялся новеллой Ричарда Мэтисона “Я — легенда”, в которой большинство жителей планеты из-за какой-то болезни превратились в вампиров. Но он сильно отошел от концепции Мэтисона, и в итоге изобрел новый жанр с совершенно иными монстрами. Самое любопытное, что в фильме слово “зомби” не звучит — ходячие трупы называются “упыри” (ghouls): Ромеро не хотел ассоциаций со старыми фильмами про магию вуду. Но слово прилепилось мгновенно. Ромеро потом снял еще “Рассвет мертвецов” (1978), “День мертвецов” (1985), “Землю мертвецов” (2005), “Дневники мертвецов” (2007) и “Выживание мертвецов” (2009), и до самой смерти периодически давал интервью, в которых жаловался, что последователи извратили его идеи: ему, в частности, очень не нравились фильмы, в которых действуют быстрые, энергичные зомби (у него самого они двигались медленно).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вся суть в конце Вся суть в конце

Долгое время нам твердили: главное в сексе - это прелюдия!

Men’s Health
«Гоголя почитайте, камон,— все то же самое» «Гоголя почитайте, камон,— все то же самое»

Куда смотрит Ленин спустя 100 лет после своей смерти

Weekend
Через голову Через голову

Мы попробовали взглянуть на секс и оргазм глазами наших подруг

Men Today
Что за ураган «Милтон», который грозит разрушить США? Что за ураган «Милтон», который грозит разрушить США?

Ураган «Милтон» уже назвали самым разрушительным за столетие

Maxim
Стоп! Снято Стоп! Снято

История поиска жилья в столице от того самого худшего арендатора

Men Today
Как домохозяйка Джеральдин Вайс стала первой женщиной — инвестиционным консультантом Как домохозяйка Джеральдин Вайс стала первой женщиной — инвестиционным консультантом

Почти 11 лет инвесторы не знали, что консультант «Дж. Вайс» — женщина

Forbes
Зимовье людей Зимовье людей

Как живут российские деревни и поселки, отрезанные от большой земли

Популярная механика
«Он не изменник, а жертва родительской нелюбви»: почему нельзя оправдывать неэтичное поведение травмами «Он не изменник, а жертва родительской нелюбви»: почему нельзя оправдывать неэтичное поведение травмами

Давайте разберемся, почему «этическое не лечится»

Psychologies
5 шагов в будущее 5 шагов в будущее

Эти открытия изменят медицину и продлят жизнь

Men Today
В России набирает популярность сериал «Лихие» про девяностые: почему мы вспоминаем эту эпоху с ностальгией? В России набирает популярность сериал «Лихие» про девяностые: почему мы вспоминаем эту эпоху с ностальгией?

Почему россияне уже не первый год так увлечены девяностыми?

Psychologies
Новым деньгам новые ставки Новым деньгам новые ставки

Банки устроили процентные гонки

Деньги
Быть отцом: как в мире развивается тренд на осознанное отцовство Быть отцом: как в мире развивается тренд на осознанное отцовство

Что такое осознанное отцовство и почему в России развивается эта концепция

Правила жизни
Субурбан-мобиль Субурбан-мобиль

Шок! Внедорожника Haval H5 выросло на удивление много!

Автопилот
Город, сбросивший историческую память Город, сбросивший историческую память

Архангельск: морозное процветание новой стабильности

Weekend
Интервью Дарьи Екамасовой — о фильме «Анора», восприятии российской культуры в мире и Каннском кинофестивале Интервью Дарьи Екамасовой — о фильме «Анора», восприятии российской культуры в мире и Каннском кинофестивале

Актриса Дарья Екамасова — как артисту попасть в зарубежный проект?

СНОБ
Самые шокирующие продукты, которые съедали домашние животные Самые шокирующие продукты, которые съедали домашние животные

Опрос выявил самые странные вещи, которые наши любимцы не против проглотить

ТехИнсайдер
Уйти или остаться Уйти или остаться

Почему даже самым красивым знаменитостям изменяют партнеры

Лиза
Аденоиды: удалять или нет? Аденоиды: удалять или нет?

Единого мнения, нужно ли удалять аденоиды, у врачей до сих пор нет

Лиза
Юрий Чурсин: Театр для меня — отдых Юрий Чурсин: Театр для меня — отдых

Актер Юрий Чурсин — о сериале «Жить жизнь» и театре

СНОБ
Ростов Великий Ростов Великий

Ростов Великий и его главные богатства

КАНТРИ Русская азбука
Все по полочкам: действительно ли уборка делает нас счастливее Все по полочкам: действительно ли уборка делает нас счастливее

Рассказываем, помогает ли уборка «поймать дзен»

ТехИнсайдер
Стоит ли дружить с бывшим: рассуждения психолога Стоит ли дружить с бывшим: рассуждения психолога

Нужно ли поддерживать связь с тем, кого еще недавно любил?

Psychologies
Сладкая жизнь Марчелло Мастроянни Сладкая жизнь Марчелло Мастроянни

11 интересных фактов о легенде кино Марчелло Мастроянни

Лиза
В стиле кантри В стиле кантри

Особенности деревенского стиля и правила оформления для каждой комнаты

Лиза
Иваново Иваново

Иваново — город «с тысячью лиц», который вас удивит

КАНТРИ Русская азбука
История кино: почему в старых фильмах люди двигаются неестественно быстро? История кино: почему в старых фильмах люди двигаются неестественно быстро?

Почему в черно-белых фильмах у людей такие странные движения?

ТехИнсайдер
Правда ли, что штампованные диски в зиму лучше, чем литые: 1 плюс против 3 минусов Правда ли, что штампованные диски в зиму лучше, чем литые: 1 плюс против 3 минусов

Зимой нужно переходить на стальные штампованные диски. Почему?

ТехИнсайдер
Инновации решают Инновации решают

Каким окажется будущее российской экономики

Деньги
Лагерные бараки, бандитская любовь и потомственная печница — какое кино показали на фестивале «Маяк» Лагерные бараки, бандитская любовь и потомственная печница — какое кино показали на фестивале «Маяк»

Фильмы «Маяка», которые точно стоит увидеть

СНОБ
Окно в Древний Рим Окно в Древний Рим

Как Петроний и Феллини сумели преодолеть время с помощью фрагментов культуры

Правила жизни
Открыть в приложении