Рома Зверь
Он сыграл роль легендарного Майка Науменко в новом фильме Кирилла Серебренникова «Лето», представившем Россию на Каннском кинофестивале. Поговорить с режиссером, по понятным причинам, мы не можем, но Рома подробно рассказал, почему это не байопик и как съемки были завершены после ареста великого мастера. 7 июня фильм выйдет в широкий прокат.
Рома, сценарий «Лета» не носит биографического характера, а представляет собой романтическую фантазию на тему рок-музыки, отношений Науменко и Цоя. Вас это не смутило?
Нет, именно это мне показалось интересным. Кирилл Серебренников не собирался снимать байопик — сразу было понятно, что нападок со стороны людей, которые жили в то время, не избежать, а воссоздать картину с точностью до деталей… ну, трудно. Зато были ясны время и настроение, люди, вот тот романтизм.
Действие фильма происходит в 1981 году. Вам тогда было четыре года, и, понятно, что музыка обоих исполнителей вошла в вашу жизнь гораздо позже. Когда? И чем она для вас стала?
Когда Майк умер, мне было пятнадцать и я как раз начал интересоваться музыкой. Точнее — в четырнадцать. А у нас там в Таганроге… Что до Таганрога доходило? Только самое мощное. А самое мощное — это Цой! Майк — на втором плане. Все в основном слушали «Черный альбом». Все знали «Группу крови», «Перемен!» и еще какие-то, самые популярные песни. Тогда это все и началось.
Вам сейчас сорок, а Майк Науменко в тридцать шесть уже ушел. И тут встает вопрос не внешнего соответствия возрасту героя, а внутреннему содержанию. У Майка ведь не было денег, своего жилья, «штаны протерты, как монета», но это его не угнетало, он жил. А Рома Зверь сегодня — рок-звезда с турне по стране, кучей музыкантов, всевозможных обязательств, в том числе перед семьей. Нужно было какую-то работу по очищению мозга проводить, или у рок-музыканта тумблер на «распиздяйство — лучшая форма жизни на земле» переключается автоматически? Или черные очки, которые почти все время в кадре, спасали?
Я особо не переключался. Просто играл себя. Даже не то чтобы себя, а мое состояние, если говорить о творчестве, о музыкальной составляющей. Очень жалко, что у Майка не было всех этих концертов, музыкантов, туров по стране, потому что он-то как раз их достоин. Но были такие обстоятельства, такое время — все запрещено! О гастролях речи даже не шло. Это потом уже все появилось, с «перестройкой». Майк не вписался в ту систему шоу-бизнеса. А Цой — вписался. И поехал по стране. Что касается очков, то они тут ни при чем. Их просто носил Майк, вот и все. И фраза «Распиздяйство — лучшая форма жизни» — она же из фильма. Это мой герой ее говорит. И, да, я считаю, что любой, ну даже не любой, а в принципе рок-музыкант — это все-таки некая свобода. Не обязанности, не груз ответственности, а именно свобода. И с восьмидесятых в этом плане ничего особо не поменялось. Но время, конечно, другое. У нас так, а у них было по-другому. Непонятно, если бы Цой и Науменко в наше время жили, были бы они популярны? Но это уже вопрос не по теме, я просто рассуждаю.