Спецтема Лиза / Привет школа!
Не хочу учиться!
Наверное, каждый родитель хоть раз слышал от своего ребенка эту фразу. Что стоит за нежеланием идти в школу, а главное, как это изменить?
Еще вчера твой малыш так мечтал пойти в школу, но не прошло и пары дней, как он наотрез отказывается туда идти! Со старшеклассниками такое случается еще чаще: по окончании летних каникул они могут неожиданно заявить, что больше не собираются учиться. Или подросток вдруг начинает пропускать занятия, симулируя болезни и выдумывая причины своего отсутствия. Причем родители могут и не догадываться о его прогулах, пока учитель не поставит их в известность.
В каждом возрасте – свои типичные причины отказа ходить в школу. Есть и общие мотивы, характерные и для первоклассников, и старшеклассников. Важно понять, что скрывается за протестом, и бороться с причиной, а не с следствиями. Иногда достаточно поговорить с ребенком, а порой приходится привлекать учителей и психологов.
Первоклассники
1. Страх перед новым и неизведанным. Характерен прежде всего для «недетсадовских» детей. Они не привыкли, что мама не может постоянно быть рядом, что нужно общаться с незнакомыми людьми, а окружающие их одноклассники обладают каждый своим характером и имеют разные желания. Также ребенок может бояться, например, заблудиться в коридорах здания или сделать что-то не так.
Решение
Помоги ребенку поближе познакомиться с одноклассниками: спроси, кто ему понравился, и пригласите его в гости или погулять. Вместе с новым другом он не будет чувствовать себя одиноко, и его страх уменьшится. Также можно пообщаться со знакомыми детьми, которые ходят во 2–3 класс и могут поделиться своими положительными впечатлениями: лучше контролировать беседу, чтобы они случайно не рассказали какую-нибудь «страшилку». Можешь вспомнить историю из собственного детства: с какими трудностями ты столкнулась и как их преодолела.
2. Боязнь не справиться. Ребенок, к которому родители предъявляют завышенные требования, опасается не оправдать ожиданий. Он постоянно переживает: «А что, если я…» (не смогу подружиться с одноклассниками, не получу пятерку, не буду самым умным в классе).
Решение
Стоит чаще хвалить ребенка, радоваться его маленьким достижениям, подбадривать и говорить, как вы с папой гордитесь им.
Младшие классы
1. Проблемы с учителем. Они могут быть следующими:
Несоответствие темперамента ребенка и педагога. Так, властная, энергичная учительница может подавлять тихого, неуверенного в себе малыша. И наоборот, слишком спокойный учитель не удержит внимание излишне подвижного ребенка.
Учитель «меня не любит». Детей в классе много, и педагог просто не имеет возможности уделять каждому достаточно времени. А замечания, которые он делает, пусть даже по делу, вызывают у ребенка стойкое ощущение его предвзятости и негативного отношения к нему.
Конфликтная ситуация: это может быть как недоразумение, так и ошибки ученика или учителя. Например, ребенок может о чем-то умолчать, чтобы скрыть свой промах и избежать наказания. Или педагог может поступить некорректно по отношению к нему.
Решение
Оцени возможности своего ребенка и его темперамента. Если проблема в переизбытке энергии, надо найти возможности для ее выхода: больше гулять-бегать на улице, заняться спортом. Также необходимо снизить нервную нагрузку: отказаться от просмотра телевизора, компьютерных игр.
Объясни ребенку, что учитель – не мама, не папа и не друг. Задача педагога – давать знания, а задача ребенка – внимательно слушать и задавать вопросы, если что-то непонятно.
Не критикуй учителя при ребенке. А также не ругай малыша и не обесценивай его переживаний.
Поговори с ребенком и учителем. Услышав обе стороны, постарайся объективно рассмотреть ситуацию, а затем вместе с педагогом найти выход из конфликта.
2. Трудности в освоении учебной программы. Даже очень умные и развитые дети могут получить пробел знаний, например, из-за болезни или просто прослушав объяснение на уроке. Боясь показаться глупым, ребенок не переспрашивает (ведь другим-то все понятно!), а начинает переживать, увеличивая таким образом проблему. Бывает и так, что в первом классе ребенку все давалось легко, а во втором-третьем он начал отставать по какому-то предмету или не успевать за учебным процессом в целом. Или, наоборот, освоил какие-то знания или навыки раньше предусмотренного программой, поэтому потерял интерес к занятиям, стал отвлекаться – и нахватал плохих оценок.
Решение
Постарайся понять, с чем связано отставание. Если это небольшой пробел, его легко устранить с помощью дополнительных занятий в школе или с репетитором. Если ребенок забежал вперед по какому-то предмету и возомнил себя «всезнайкой», стоит напомнить ему, что ученые годами изучают одну тему и постоянно находят что-то новое. Если он не хочет пропустить все самое интересное, не стоит отвлекаться на уроке. А чтобы не скучать, можно договориться с учителем – и сделать доклад, поделившись с одноклассниками своими знаниями. Вообще, хорошо, если программа не намного опережает знания и умения ребенка, тогда у него и интерес сохранится, и будет складываться ощущение, что следующий этап легко освоить. Если же ребенок отстает по всем предметам, посоветуйся с учителем: возможно, стоит перевести его на облегченную программу. Это не значит, что в будущем он не сможет добиться высот. Главное, заложить правильный фундамент в начальной школе.
Средние и старшие классы
1. Отсутствие мотивации. Ребенок не понимает, зачем ему нужны приобретаемые знания и где он впоследствии сможет их использовать.
Решение
Нужно постараться привязать предметы, изучаемые в школе, к реальной жизни: научиться «видеть» географию и биологию в окружающем мире; применять знания по математике или физике для создания, например, авиамоделей. Тихонечко подталкивай его к знаниям, показывая, как они важны. Можешь просить подростка помочь тебе перевести текст на английский или сделать презентацию на компьютере. Задавай ему вопросы как человеку, который разбирается в теме: «Может, на каникулах съездим на Кипр? Что-то не соображу, там море – Красное или Средиземное? А климат какой?» Не страшно, что всю эту информацию он станет искать в Сети, а не в учебниках. Главное, заронить интерес.
2. Незаурядные способности. Подросток сильно опережает одноклассников (а иногда и учителя) в овладении предметом. Нередко это вызывает недовольство «отстающих» (и задевает самомнение педагога), отчего возникают конфликты.
Решение
Стоит задуматься о переводе ребенка в профильный или лицейский класс, а также о сдаче экзаменов экстерном.
3. Плохая успеваемость. Если ребенок с трудом понимает, о чем говорит учитель, то основной его эмоцией на уроке будет скука. А если за неуспеваемость его ругают и высмеивают при всем классе, то желание не ходить в школу усиливается вдвойне.
Решение
Прежде чем нанимать репетитора, подумайте вместе, насколько важен этот предмет для него. Он гуманитарий и «полный ноль» в химии? Это нормальное явление! И надо разбираться с насмешками, а не знаниями. А порой родители сами создают проблему: «запихивают» ребенку в 10 класс, хотя он с трудом закончил 9-й...
4. Любовь (часто неразделенная). У подростков эта проблема встает особенно остро в силу возраста, темперамента и гормональной перестройки. Им почти «физически» невыносимо больно видеть предмет своих неразделенных чувств.
Решение
Отнесись к переживаниям ребенка со всей серьезностью, не высмеивай и не обесценивай их. Поделись с ним собственным опытом, попробуй аккуратно подсказать, как ему себя вести, чтобы изменить ситуацию.
Школьники любого возраста
1. Конфликты с одноклассниками. Неверные действия самого ребенка или необоснованная травля со стороны одноклассников.
Решение
Попробуй вызвать ребенка на доверительный разговор, чтобы понять, что послужило причиной конфликта и как найти способы разрешить его. Убеди его, что не надо чувствовать и вести себя как жертва, тем самым поддерживая своих «гонителей». Потренируйтесь, как отвечать на насмешки или не реагировать на них. Если ситуация зашла слишком далеко, стоит привлечь классного руководителя и директора.
2. Семейные проблемы. Развод родителей, смерть близких – все это может сильно повлиять на ребенка.
Решение
Не отдаляйся от ребенка и не пытайся оградить его от проблем. Ведь он все видит и слышит, но понимает в силу своего возраста, часто ограничиваясь тем, что додумал сам. А бывает, что ребенок винит во всем себя: например, он не слушался отца – и он от них ушел. Разговаривай и объясняй произошедшее, пусть и избегая каких-то ненужных деталей.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl