Лайфхаки для фрилансера
Тем, кто работает дома, не всегда удается так спланировать свой день, чтобы успеть выполнить все задачи. То телевизор отвлекает, то соцсети, то холодильник
Работать дома — одно удовольствие. Так считает фрилансер, который умеет разграничивать рабочее и свободное время. «Да это ад! В офисе хотя бы можно чай с коллегами попить, пообщаться», – поспорит с ним тот, кто не умеет организовать свой день. Оба правы: в работе вне офиса каждый сам создает себе атмосферу и, не зная важные нюансы организации труда, легко может сделать свою жизнь невыносимой.
Впрочем, сотруднику, которому плохо работается дома, будет дискомфортно и в офисе, и в командировке в любой чудесной стране мира. Поэтому наши лайфхаки актуальны не только для фрилансеров, и для офисных сотрудников.
Не выполняй сто дел одновременно
Забудь слово «многозадачность», поскольку даже дома ты будешь не в состоянии успевать готовить, стирать, читать книгу ребенку и при этом еще вести важный проект. Мозг способен эффективно работать исключительно в режиме выполнения одного дела, доводимого до логического завершения. Если ты будешь хвататься за все подряд, он откажется функционировать. Даже самый быстрый компьютер зависнет, если его загрузить одновременно двадцатью задачами. Мозг работает примерно так же.
Проведи трехдневный эксперимент: войди в режим «решения одной задачи» и записывай все, что успела сделать. Еще три дня проживи, совмещая дела и снова все записывая. А потом сравни, что оказалось эффективнее. Как правило, сторонники многофункциональности никогда не выходят победителями.
Любому делу следует посвящать примерно 30 минут, не отвлекаясь на что-то другое. Постарайся сосредоточиться на нем, и как только пройдет полчаса – можешь позволить себе заглянуть в мессенджеры, уделив разбору сообщений и писем 10 минут. Затем спокойно переходи к следующей получасовой задаче.
И делу время, и потехе час
Если ты работаешь дома, в идеальном варианте у тебя должен быть и собственный кабинет, и два компьютера – рабочий и личный. Необходимо четко разделять, где твой «офис», в котором ты занимаешься делами, а где – твоя зона развлечений. Ты же не смотришь на работе фильмы и не болтаешь с друзьями по телефону прямо на глазах у всего коллектива? «Серпентарий» (он найдется, наверное, в любом коллективе) моментально доложит об этом шефу. Так почему подобное можно допускать дома? Чем тогда твое мышление отличается от мышления домохозяек с их «рабочими инструментами» – кастрюлями, стиральной машиной, пылесосом?
Если ты можешь позволить себе только один компьютер, создай на нем две учетные записи (двух пользователей). При входе в одну ты будешь попадать в рабочую зону, где хранятся все твои деловые контакты и материалы. Находясь в ней, занимайся только делами, не устраивай себе развлечений, не заходи в соцсети. У тебя перерыв? Вот тогда можешь перейти в другую учетную запись – «досуговую зону», в которой хранится все личное и не относящееся к работе.
В обед хочешь посмотреть новости? Выйди из кабинета (помещения, которое им служит) и включи телевизор в «зоне отдыха» – в другой комнате, на кухне. Если такой возможности нет, то выйди из-за рабочего стола, пересев на диван, или хотя бы поменяй кресло на стул. Обязательно, всенепременно нужно поменять «обстановку»!
Самое важное в работе дома – четко разграничивать в своем сознании, где у тебя дела, а где – потехе час. Неважно, трудишься ты на кухне или в личном кабинете на чердаке. Отдыхаешь в спальне или на веранде. Главное, чтобы развлечения и «офис» были в разных частях пространства. Только так ты сможешь разделить свое рабочее время и досуг. Пытаясь успеть и то, и другое, не вставая с места, ты теряешь эффективность и заставляешь мозг недоумевать. Организм будет жутко уставать, потому что де-юре ты просидела десять часов за компьютером, а де-факто работала всего часа два, остальное время тупила и отвлекалась.
Не менее важно донести до семьи, что в определенные часы ты для всех отсутствуешь. Отделив себя от домочадцев, ты сможешь работать на полную мощность.
Все зависит от тебя
Если ты правильно составишь свой график, то начнешь справляться с работой за короткое время. У тебя высвободится много часов, которые ты можешь посвятить любимым занятиям, саморазвитию, семье – всему тому, на что раньше не хватало денег и ускользающих минут.
Нужно понять и высечь на граните: если ты на первое место ставишь хорошее физическое самочувствие, то твой мозг будет работать в максимально эффективном режиме. Если же ты, как зомби, сидишь в соцсетях, постоянно отвлекаясь на тесты, статьи, комментарии к дурацким картинкам, если питаешься фастфудом, не успеваешь ничего сделать, а потом глотаешь энергетики и работаешь допоздна, в итоге не высыпаешься и раздражаешься на всех, «забываешь» про душ и зарядку – то через некоторое время станешь больным человеком или откажешься от удаленной работы.
Как говорил Стив Джобс, работать надо не 12 часов в день, а головой. И пусть это будет только 4 часа, но за это время ты максимально эффективно выполнишь множество дел, сосредоточившись на каждом из них и включившись в состояние потока. Этого можно достичь только при соблюдении определенных условий: поддерживать хорошее физическое состоянием, ограничивать рабочую зону и создать для себя комфорт.
Ты выбрала удаленную работу, и теперь только от тебя зависит, превратить ли свою жизнь в ад со стрессами и недосыпанием. Или организовать комфортный способ выразить себя и заработать денег, используя свободный график себе на радость и пользу.
ЗОЖ для «надомников»
1. Не жалей денег на рабочее кресло. Купи качественную эргономичную модель – такую, чтобы ты могла просидеть в кресле двенадцать часов и не устать.
2. Позаботься о правильном освещении, не «ломай глаза». У тебя должна быть вентиляция, доступ воздуха, ты не должна мерзнуть или обливаться потом. Экран монитора должен быть расположен так, чтобы ты не щурилась и не закапывала глаза каждые полчаса.
3. Одна из самых плохих привычек – уход в «пещерный образ жизни». Раньше ты бежала в магазин по пути с работы, а теперь вставать из-за компьютера, одеваться, куда-то идти так лень… Большинство фрилансеров обрастают телефонами службы доставки пиццы, суши, бургеров и другой не самой здоровой снеди. А через год-другой – десятком лишних килограммов и букетом заболеваний.
4. В рабочей зоне всегда держи питьевую воду, фрукты, овощи и орехи, а не сигареты, кофе, конфеты. Быстро восстановить запасы мозговой энергии, перекусив «полезностями», намного лучше, чем проглотить сникерс с чашкой кофе.
5. Если ты помногу сидишь за компьютером, тебе необходимы физические нагрузки. Экономя на поездках с работы и на работу, ты лишаешь себя пары часов движения, прогулки на свежем воздухе. Обожаешь танцы? Запишись в ближайший к дому клуб. Хочешь на йогу? Вперед! Ты не привязана к жесткому офисному графику и можешь выбрать любое расписание.
6. Следи за собой! Этот важный момент у фрилансеров часто «хромает». Раз не надо показываться на глаза коллегам, то можно не снимать халат, не мыть голову. Так нельзя! Несмотря на то что тебя никто не видит, в своем «офисе» ты должна хорошо выглядеть. Когда ты перестаешь следить за собой – снижается работоспособность: мозг решает, что ты в зоне расслабления. Ты не сможешь сосредоточиться, пока не встряхнешься и не приведешь себя в порядок.
7. Приобрети для «офиса» приспособления для снятия напряжения – массажную ленту, игольчатый коврик, фитбол. Поработала полчаса? Переходи на фитбол, 10 минут попрыгай. Помассируй спину, потянись. И лучше будешь себя чувствовать и продуктивнее работать.
Ольга Юрковская, психолог, бизнес-консультант
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl