Иконы стиля. Как менялся идеал красоты в России
Блондинки и брюнетки, хрупкие и «с формами», нежные и сильные – женские типажи, которые ярко воплощали свое время и понятие «русская красавица»
Каждая эпоха оставляет в истории имена первых красавиц, сводивших с ума мужчин и вдохновлявших женщин. Мы составили свой список русских икон стиля с начала XX века до наших дней. Возможно, твой рейтинг был бы другим. Не станем спорить – просто вспомним и полюбуемся.
1Начало XX века. Ольга Глебова-Судейкина
У нее был риск навсегда остаться на вторых ролях. Дочь мелкого чиновника, она не попала в Смольный, училась в его филиале, Александровском институте, как тогда шутили – «для неблагородных девиц». После театрального училища на сцене Александринки Ольга Глебова тоже не блистала актерским талантом. У нее был другой дар – превращать в спектакль свою жизнь. Серебряный век с его полуподпольными кабаре, томными незнакомками и изломанными, рефлексирующими талантами стал сценой, где Ольга была звездой. Два брака – сначала с модным художником Сергеем Судейкиным, а затем с композитором Артуром Лурье – ввели ее в мир творческой богемы, и она легко завоевала его. Актриса, танцовщица, художница, скульптор, декламатор – Серебряный век позволял быть кем угодно. Кроме одного: нельзя было показаться скучной, обыкновенной, банальной. И изящная, хрупкая, обладавшая своеобразной красотой Ольга Судейкина-Глебова великолепно справилась с ролью звезды, став, по словам Лурье, «воплощением утонченной эры Петербурга на старте XX века».
21910-е. Вера Холодная
Она родилась в нужное время в нужном месте. Россия накануне революции, словно предчувствуя будущее, нашла свой идеал красоты в образе девушки, страдающей от жестокости мира. Огромные глаза, тонущие в черноте густо накрашенных век, томный взгляд, обворожительная хрупкость, трагическая обреченность в силуэте и жестах – Вера Холодная была звездой нашего немого кино. О ее актерском таланте режиссеры отзывались порой с пренебрежением, но притягательный образ, созданный актрисой на киноэкране, остался в веках.
31920-е. Наталья Палей
После революции и гражданской войны стране было не до красоты – советские женщины в кожанках и красных косынках сосредоточились на строительстве нового мира. Потому неудивительно, что русская красота на время эмигрировала за рубеж. Все 20-е годы на мировых подиумах и киноэкранах царили наши аристократки. Среди них Наталья Палей была одной из самых блистательных. Дочь Великого князя Павла Александровича, дяди Николая II, она была вынуждена зарабатывать на жизнь карьерой манекенщицы и быстро завоевала модный Париж, а затем и Голливуд. Холодная утонченная красота Натальи Палей вызывала восторг и преклонение. Ею восхищались Сальвадор Дали, Эрих Мария Ремарк, Сент-Экзюпери, Лукино Висконти. Внешность богини и блестящий ум – такой коктейль появляется на земле нечасто, и Наталья Палей стала его воплощением.
41930-е. Любовь Орлова
В эти годы и в нашу страну пришел культ глянцевых кинокрасавиц. Советскую супердиву – актрису Любовь Орлову – буквально слепили по образу Марлен Дитрих. Сделал это режиссер Григорий Александров. Он разглядел в уже не очень юной русской дворянке (когда они познакомились, Орловой был 31 год) будущую звезду. Появившись в 1936 году на советских экранах в фильме «Цирк», актриса потрясла неискушенную публику не только сияющей голливудской красотой, но и универсальным талантом. Она пела, танцевала, исполняла акробатические трюки. В комических сценах, в рабочей робе и даже в образе свинарки она умудрялась оставаться недостижимо прекрасной. Золотые локоны, уложенные волной, огромные выразительные глаза, удивленно приподнятые тонкие брови, открытая улыбка – Орлова стала иконой стиля почти на два десятилетия.