Лечебное голодание: как стартапу дожить до первых инвестиций
Большинство предпринимателей запускают бизнес на собственные деньги, и поначалу их проекты испытывают сильнейший финансовый голод. Чтобы стартап дожил до первых инвестиций, нужно экономить, но не на всем
Если вы решили открыть интернет-магазин, то легко сможете найти прототип и эффективную бизнес-модель — сегодня это уже традиционный бизнес. Другое дело — запуск принципиально нового бизнеса, когда у вас уже есть идея, но еще нет никаких доказательств ее жизнеспособности. Методом проб и ошибок вам предстоит проверить, будет ли продукт востребован на рынке. И сделать это надо в условиях строгой экономии. Потому что возможные источники финансирования проекта на старте сводятся к трем F — friends, family, fools (друзья, родственники и дураки), которыми обычно являются все те же родственники и друзья. Поэтому на этапе pre-seed (до инвестиций) надо урезать все возможные расходы.
Экономия на этапе pre-seed
На этом этапе основатели бизнеса работают без зарплат — на будущее. Собирая команду, важно следовать правилу: умения и компетенции команды должны покрывать все нужды стартапа. За разовые работы можно заплатить — например, за нарисованный логотип. Но если вам приходится кому-то регулярно заказывать какую-то работу, то берите этого человека в команду: давайте ему долю, рассказывайте, как он будет богат через несколько лет. Или осваивайте эту сферу сами — еще одно правило экономии не только ради экономии. Иначе в команде не будет человека с нужной компетенцией.
Регистрация юрлица, патентов, торговых марок на этом этапе может оказаться пустой тратой денег и времени. Потому что идея может не выстрелить, команда перегореть и развалиться. Есть основатели стартапов, которые регистрируют ООО, считая, что так они повышают ценность проекта в глазах потенциальных инвесторов. Или даже регистрируют зарубежную компанию, чтобы официально закрепить доли за участниками. Инвестора интересуют совсем другие вещи. Его не впечатлить большими затратами, а наличие юрлица на ранней стадии может даже осложнить сделку. Доли же участников вполне можно закрепить джентельменским соглашением. Если в вашей команде нет такого доверия, то считайте, что у вас нет команды.
Офис — тоже статья экономии. Многие стартапы Кремниевой долины начинали в гаражах. Маленькая команда может собираться в квартире, в кафе, в коворкингах. В Москве, например, есть бесплатные коворкинг-центры в рамках программы ГБУ «Малый бизнес».
Маркетинг: пока идет поиск бизнес-модели, не нужно тратить много денег на рекламу. Базу клиентов наращивать еще рано. Нужно найти самый дешевый канал, пусть и совсем маленький, привлечь небольшой поток пользователей, чтобы анализировать их поведение и снимать замеры: оценить конверсию в регистрации, узнать, пользуются ли продуктом, возвращаются ли.
Нельзя экономить время на выдвижении и проверке гипотез. Стартап либо развивается — выдвигает и проверяет гипотезы, — либо мертв. Не нужно углубляться в доработку сервиса, не нащупав продукта: не определив опытным путем лучшее решение проблемы, для решения которой создан ваш продукт. Бывает так, что текущая гипотеза себя не оправдывает, и нужно менять продукт кардинально. У стартапов это называется «сделать пивот» — сменить идею, и тогда некоторым фаундерам становится жалко проделанной работы и потраченных средств. Они медлят, теряя время, или закрывают глаза на проблему и не развивают проект.