Бежать со всех ног. Какие сотрудники нужны компаниям будущего
Чтобы остаться востребованным на рынке труда, нужно превратиться в вечного студента и совершенствоваться в смежных дисциплинах
Чтобы оставаться на месте, надо бежать вперед, и это не из книги про Алису в Зазеркалье, а про нашу жизнь. Образование и специальность — это не один раз и на всю жизнь, как было раньше. Если вы потеряли работу, не цепляйтесь за свою отрасль — она, возможно, отмирает, а вы теряете конкурентоспособность на рынке труда. Со знаниями из прошлого на рынке будущего не выжить. Но часто кандидаты не готовы принять новую реальность и что-то изменить в своей жизни.
Кардинальные изменения происходят на многих рынках. Так, массовые отзывы лицензий у банков, начавшиеся после 2014 года, с одной стороны, и цифровизация, с другой, привели к тому, что в финансовой отрасли резко упал спрос на менеджеров по работе с клиентами, операционистов, трейдеров, брокеров и прочих специалистов. Все, что можно автоматизировать, компании автоматизируют, и самыми востребованными на рынке труда сейчас оказываются разработчики, специалисты по анализу больших данных и машинному обучению. В Сбербанке и других финансовых организациях для представителей этих профессий за последние годы было создано несколько тысяч рабочих мест.
Новые технологии создают и новый коммуникационный этикет, который трансформирует функционал одной из самых востребованных на рынке профессий — менеджера по продажам. Анализируя большие данные, можно предсказать поведение клиента: что он купит и когда, сколько примерно потратит денег, закажет товар через интернет или отправится в магазин. В связи с этим такой инструмент продвижения новых товаров и услуг, как холодные звонки, становится все более неактуальным. Сегодня его используют разве что в самых консервативных отраслях и узких нишах.
Что же делать тем, чей опыт и знания становятся неактуальными, и почему в последнее время так часто говорят о необходимости пожизненного обучения?
Учитесь каждые пять лет
В самых прогрессивных отраслях через 1,5–2 года половина знаний перестает давать конкурентное преимущество. Чтобы создать это преимущество, нужно генерировать новые знания. Мы обречены на пожизненное образование. Какой бы замечательный вуз ни окончил человек, если не обновлять знания, в лучшем случае их хватит на пять лет. Каждый кандидат, особенно из числа миллениалов и представителей поколения Z, должен готовиться к тому, что ему придется учиться постоянно в течение всей жизни. В европейских странах, например, уже давно существуют модели непрерывного образования, в которых есть три основных периода обучения: 16-25 лет, 30-55 лет и после 55 лет. В Швеции буквально заставляют обучаться взрослых и пожилых людей. Одна из обязанностей социальных работников там — «мотивационные посещения» людей, которые не готовы или не хотят продолжать свое образование. Аналогичное отношение