«Сегодня мы все предприниматели». Правила бизнеса Марка Цукерберга
Создатель Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) рассказывает об общей цели человечества и экономике знаний, а также отвечает на замечания критиков, которые сетуют, что из-за социальных сетей люди перестали общаться в реальной жизни.
У Марка Цукерберга наблюдаются некоторые симптомы синдрома Аспергера — легкой, если можно так выразиться, версии аутизма. Говорят, у него проблемы с человеческим общением — в той его части, которая требует как-то выражать свои и считывать чужие эмоции. Есть в этом своя ирония и свой символизм. Ирония заключается в том, что Цукерберг заработал состояние как раз на том, что позволил знакомиться и общаться людям по всему миру. Символизм же в том, что благодаря ему мы с утра до вечера погружены в свои гаджеты и большая часть нашего общения отныне протекает не в реальном мире.
Как бы то ни было, Цукерберг — один из самых молодых миллиардеров в мире. Его бизнес давно перерос обычную социальную сеть для дружеских переписок. Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — огромная база персональных данных, в чем все смогли убедиться минувшей весной во время скандала с Cambridge Analytica. В 2013 году Цукерберг объявил о запуске инициативы internet.org. Ее цель — обеспечить доступ к интернету для миллиардов людей по всему миру. «Представьте себе, насколько полезен будет точный прогноз погоды фермеру или как интересно будет читать электронные энциклопедии детям, у которых нет обычных учебников», — говорится на сайте internet.org. Представьте, в свою очередь, как увеличится аудитория Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), когда пять миллиардов людей получат доступ в интернет благодаря ей.
Впрочем, Цукерберга нельзя упрекнуть в корысти. Он равняется на Билла Гейтса: присоединился к инициативе Giving Pledge и планирует отдать 99% своего состояния на то, чтобы «расширить человеческий потенциал и продвигать равенство». А то, что многие называют интернет-зависимостью, трактует как построение экономики знаний. Forbes вспомнил самые яркие высказывания Марка Цукерберга, человека, изменившего наши привычки и пристрастившего к онлайн-жизни.
Для меня Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) всегда означал людей. Многие считали, что это прихоть, кратковременное увлечение, поэтому я назвал его утилитой. Тем самым я хотел показать, что создание сети и выстраивание отношений — это одно из основных занятий для людей и что это актуальное на все времена средство, а не сиюминутное веяние. Когда управляешь компанией, не стоит стремиться создать что-то крутое, нужно создать что-то полезное и вечное.
Нашему поколению придется иметь дело с тем, что десятки миллионов рабочих мест будут заменены автоматизированными системами, беспилотными автомобилями и грузовиками. Но у нас есть возможность сделать так много вместе. У каждого поколения есть свой знаковый проект. Больше 300 000 человек работали над тем, чтобы человек оказался на Луне, включая того самого уборщика. Миллионы волонтеров спасали детей по всему миру от полиомиелита. Миллионы людей построили плотину Гувера и создали другие великие проекты. Эти проекты не только стали целью для людей, которые в них участвовали, но дали всей нашей стране ощущение гордости за то, что мы можем делать великие вещи. Теперь наш черед делать такие вещи. Вы, возможно думаете: «Я не знаю, как строить плотину или как вовлечь во что-то миллион человек». Но позвольте мне поделиться с вами одним секретом: никто не знает этого, когда начинает. Идеи не приходят к нам полностью в готовом виде. Они становятся отчетливыми, только когда вы начинаете над ними работать. Вы просто должны начать. Если бы я знал все о том, как объединять людей, перед тем как начать, я никогда бы не запустил Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).