Нажмите решетку
Поиск родственных душ в соцсетях закончился для москвичек Ани Павликовой и Маши Дубовик трагедией: девушкам грозит от 10 лет тюрьмы за экстремизм. Вместе с корреспондентом телеканала «Дождь» Когершын Сагиевой (@kogershin) Glamour разбирается, как это произошло. И при чем здесь любовь.
«Маша — девочка скромная, не пользовалась косметикой, никогда не встречалась с парнями. Ее подруга Аня интересовалась одним мальчиком из соцсетей, кто-то там ее привлек. Однажды она предложила Маше пойти на встречу чата — пообщаться. Ну, сходили, пообщались. Маша тоже там рассматривала ребят», — Наталья Дубовик, мама обвиняемой в экстремизме Маши Дубовик, имеет в виду телеграм-чат под названием «Новое величие». 15 марта 19‑летнюю Машу, ее на тот момент 17‑летнюю подругу Аню Павликову и еще восьмерых молодых людей обвинили в организации этой экстремистcкой, по версии следствия, группировки и взяли под стражу. История вызвала широкий общественный резонанс, в том числе и потому, что родители и адвокаты обвиняемых уверены: дело сфабриковано. Аня и Маша вовсе не мечтали о госперевороте. Скорее — о настоящей дружбе и первой любви.
Одиночество
Социальную (да и личную) жизнь обеих девочек проще всего охарактеризовать банальным статусом «все сложно». «У нее не было друзей, — говорит отец Ани, Дмитрий Павликов. — С девочками-ботаниками не очень хотят общаться». «Пару лет назад к нам в район приехали депутаты, посадили деревья, была какая-то акция. На следующий день все про эти деревья забыли. А Маша приходит из школы, рюкзак бросает, берет две пятилитровые бутыли воды, бежит их поливать. Зовет других детей, у них реакция: «Ты что, ненормальная?» — Наталья Дубовик вспоминает случай, который характеризует всю суть отношений ее дочери с другими подростками. «И все же не стоит навешивать на девочек ярлыки: они, мол, странные, не такие, как все, — предупреждает семейный психолог Елена Новоселова, — девочки абсолютно нормальные, добрые, отзывчивые. То, что они не общались плотно со сверстниками, тоже нормально. Считается, что тинейджеры растут в стае, но на самом деле одиночества в этом возрасте гораздо больше, чем в любом другом. Да, девочкам проще было общаться с животными, с ними они не стеснялись проявлять эмоции. Но и настоящих друзей они искали».
Дружба
С любви к животным все и началось. Санитарка ветклиники Аня и студентка Ветеринарной академии Маша познакомились на профильной выставке: обменялись телефонами, стали переписываться, созваниваться, ездить друг к другу в гости. Это было год назад — в жизни девушек наконец появилась дружба. И ожидание большой любви стало еще более трепетным — мама Маши рассказывает, что подруги много секретничали, вместе мечтали о настоящих чувствах: «Когда Маша перешла на второй курс, вышло так, что однокурсники начали друг с другом встречаться. Дочь рассказывала, что после занятий все разбегались по парочкам, размышляла о том, что и ей надо начинать общаться с мальчиками». Аня об отношениях тоже думала, но была еще более стеснительной и робкой. «Аня у нас ребенок, — говорит Ольга Карлова, адвокат Павликовой. — Ребята из «Нового величия» даже подшучивали над ней — такая, мол, стеснительная, так и умрешь нецелованной». Несмотря на стеснительность и неопытность, чат «Нового величия» девочки считали не только кружком по интересам, но и своеобразным микротиндером. Аня и Маша были единственными девушками в компании парней, а значит, могли не опасаться конкуренции со стороны более уверенных в себе