В петле Америки. Почему Кремль не сможет победить доллар
Россия в состоянии заставить проводить расчеты между российскими компаниями и их зарубежными партнерами в рублях. Но не делать сбережения в национальной валюте
В последние дни в России оживилась дискуссия о преодолении зависимости национальной экономики от доллара. О необходимости больше использовать рубль в расчетах с внешними партнерами и тем самым сократить долю доллара в общем объеме международных расчетов не раз говорил президент Владимир Путин. Этот процесс, пояснил его пресс-секретарь Дмитрий Песков, не может быть краткосрочным и окажется растянут по времени. Но «тенденция к расширению объемов расчетов в национальных валютах на самых разных направлениях сейчас имеет место».
В России зависимость от доллара считается сегодня опасной из-за усиливающихся санкций со стороны США, грозящих парализовать не только привлечение новых кредитов, но и расчеты между российскими компаниями и их зарубежными партнерами. В обоснование предлагаемых мер (расчеты с Китаем и ЕС в юанях и евро, а со странами ЕАЭС — в рублях) часто приводят Иран, который перевел оплату за свою нефть в евро и сделал европейскую валюту основной — в ней отныне страна ведет статистику внешней торговли. Несмотря на то, что чиновники говорят о расчетах с внешними контрагентами, многие в России восприняли такие заявления чуть ли не как конфискацию долларовых сбережений.
Как же относиться к подобным нововведениям?
Прежде всего, нужно признать: проблема действительно существует, ведь сложно предположить, как далеко способна зайти Россия в противостоянии с США и какой может стать реакция Вашингтона на ее действия. Но если речь идет именно о повышении безопасности расчетов, то вопрос может быть решен простым переходом на евро как на приоритетную» валюту и для населения, и для субъектов внешнеэкономической деятельности. По итогам 2017 года на страны еврозоны пришлось 33% российского внешнеторгового товарооборота и дедолларизировать эту его часть не составляет труда. Китайские партнеры также легко перейдут на оплату нашего сырья в юанях, и выставят в них же счета за поставляемые товары. Доля Китая во внешнеторговом обороте России составила еще 14,9%, так что почти наполовину проблему можно решить.
Для этого, однако, власти должны сами подать пример отказа от доллара, так как пока именно они являются одним из крупнейших субъектов «квазидолларовых» операций. Например, экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ, поступления от которых в 2017 году составили 13% доходов федерального бюджета, правительство давно могло бы устанавливать не в долларовом эквиваленте, уж коли оно декларирует свое стремление повысить роль рубля в системе расчетов. Вытеснить доллар из внутреннего оборота также несложно. Достаточно ввести довольно легко администрируемый налог в размере 2-3% на покупку и продажу долларов и на снятие долларовых вкладов при конвертации их в евро без его взимания, и Россия перейдет в наличную