Кульницы, мишурники и уррнака. «Питерские монстры» Веры Сороки
Роман в рассказах о Петербурге, по которому ходят призраки. Вера Сорока написала сказки для взрослых, герои которых держат магазин неизданных, а иногда и недописанных книг, знакомы с каменными львами и монстрами. Книга вышла в издательстве «Альпина. Проза». «Сноб» публикует фрагмент
Хочешь, покажу интересное, — сказал Максим, когда они с Алисой и Эдгаром По отправились на прогулку.
Ответа не требовалось, поэтому Макс просто повел их тайными асфальтовыми тропами, но, несмотря ни на что, нужно было идти строго след в след.
Дом, к которому они пришли, был пьющим и неухоженным. Из трещин выглядывала годовая щетина сорных растений, оконные рамы покосились в скорбном выражении.
Но, как и множество нищих, дом этот не утратил внутреннего своего достоинства и величия.
По холодным высоким ступеням они поднялись на пятый этаж. Алиса смотрела на мраморную крошку лестницы и вспоминала бабушкин студень, в котором увязли кусочки мяса и моркови. На двери слева была небольшая рукописная табличка: «Магазин неизданных книг». Из квартиры по коммунальной моде выползало несколько звонков-щупалец с подписями, сделанными разными почерками и разными цветами чернил: «Художка», «Гениальные идеи для романа», «Нехудожка», «Непонятно что», «Просто переждать дождь».
Макс трижды постучал, вызвав неспешные шаги.
В дверном проеме показалась голова Павлика.
— Я вас не ждал, но очень надеялся, что вы придете. — Павлик распахнул дверь пошире. — Во всем доме нет электричества, но я не могу уйти и оставить его одного в надвигающейся темноте.
— Мы хотели прийти раньше, но Эдгар По взял чей-то след, и нам стало любопытно, кто это.
— И кто же это был? — спросил Павлик.
— Чижик-Пыжик.
— Разве птицы оставляют следы, которые можно взять? — засомневался Павлик.
— Только если эти птицы бронзовые. Их следы такие тяжелые, что падают на землю.
Магазин, в котором работал Павлик, располагался в старой коммунальной квартире, как будто нарочно поделенной на комнаты по жанрам. В общей кухне находился неработающий кассовый аппарат, патефон, шкаф для штук и небольшой уголок для неспешных разговоров. По коридору направо была комната нехудожки, за ней следовала более просторная комната непонятно чего. Напротив обитал отдел гениальных идей для романа, и в самом конце, рядом с ванной, находилась комната художественной литературы. Везде имелись соответствующие указатели, чтобы никто по неосторожности не заблудился.
— Очень красиво у тебя здесь, — одобрила Алиса, вглядываясь в коридорную темноту.