Кто изобрёл телевидение и как оно стало доходным бизнесом: история Чарльза Дженкинса
Чарльз Фрэнсис Дженкинс первым создал цветной кинофильм, провёл киносеанс для большой аудитории и организовал беспроводную телетрансляцию.
Юность и первые изобретения
Чарльз Фрэнсис Дженкинс родился 22 августа 1867 года неподалёку от города Дейтона, штат Огайо. Его родители имели британские корни: мать Дженкинса Мэри Энн Томас выросла в многодетной английской семье и помогала больным и бедным. А отец изобретателя Амас Дженкинс разделял убеждения религиозного движения квакеров и во всём стремился увидеть проявление божественной воли.
Чарльзу Дженкинсу было два года, когда семья переехала на ферму рядом с Ричмондом, штат Индиана. С детства Дженкинс интересовался машинами. В подростковом возрасте он наладил телефонную связь между сараем и домом, а одним из его ранних коммерчески успешных изобретений стал домкрат для подъёма фургонов, облегчавший смазку колёс.
Первый домкрат Дженкинс сделал для фермы родителей, затем устройство заинтересовало соседей. Тогда он собрал ещё несколько домкратов и продал их на рынке в городе.
Одно из устройств он покрасил — и его купили быстрее, чем остальные. Так Дженкинс выяснил: привлекательный продукт пользуется большим спросом.
Однажды он отремонтировал косилку, на что его отец сказал: «Это твой дар, и в том нет твоей большой заслуги». Глубоко верующий Амас Дженкинс всегда подчёркивал, что дар изобретателя его сын получил от Бога.
Дженкинс учился в Spiceland Academy и около года посещал колледж Эрлхам (Earlham College), где изучал электричество. В 1883 году Дженкинс покинул дом.
Он несколько лет путешествовал по западному побережью США, изучал стенографию в Сиэтле и телеграфию в Ньюберге. Он переезжал с места на место, меняя работу, и нигде не задерживался подолгу.
Изобретатель побывал в горах, на побережье Тихого океана, в пустыне, но каждый год на несколько дней приезжал домой навестить родных. Он хотел, но не мог поделиться с ними впечатлениями — близким сложно было представить красоты, которые описывал Дженкинс. Поэтому изобретатель увлёкся фотографией и начал искать способ «передавать образы с помощью электричества».
В один из таких приездов мать убедила сына попробовать свои силы на государственной службе. Дженкинс был в Нью-Мексико, когда получил телеграмму о назначении его помощником Самнера Кимбола из Службы спасения жизни США. В 1886 году Дженкинс перебрался в Вашингтон, получив должность стенографиста.
Первые инвестиции и первая проекция
В 1887 году Дженкинс начал разрабатывать прибор для записи и воспроизведения кино. Он посвящал этому вечера после службы, но работа шла медленно. К 1892 году он разработал проектор, способный показывать на стене или экране движущиеся образы, но они были слишком малы для демонстрации в большой аудитории.
Вскоре Дженкинс нашёл первого инвестора, Джеймса Фримана. Он вложил разработку этого устройства — фантоскопа — $50 (около $1258 по курсу 2012 года).
17 января 1893 года партнёры заключили договор, согласно которому Дженкинс являлся единственным владельцем всех новых методов и устройств, изобретённых им для записи и воспроизведения движения. А Фриман отвечал за финансирование разработок и их продвижение.
В 1893–1894 годах они работали над фантоскопом вместе: Фриман был инвестором, ассистентом и маркетологом.
Летом 1894 года Дженкинс написал родителям, что приедет, чтобы продемонстрировать им одно из своих последних изобретений. 6 июня его семья, друзья и репортёры собрались в ювелирном магазине двоюродного брата Дженкинса в центре Ричмонда. В этот день Дженкинс впервые публично продемонстрировал разработанный им фантоскоп.
Цитата из статьи The Richmond Telegram
Дженкинсу нужно было электричество, но в магазине его не было. Дженкинс подключился к троллейбусной линии, снизив напряжение до нужного уровня с помощью ведра воды.
Он поставил машину на стойку, а на противоположную стену повесил простынь. Жалюзи на окнах закрыли, и зрители стояли в полутьме, теряясь в догадках.
Раздался резкий звук, и машина заработала. Луч из объектива осветил противоположную стену, и все увидели девушку — звезда водевиля Анабель исполняла «Танец бабочки».
Когда машина остановилась и окна открыли, люди начали спрашивать друг друга, что они видели. Хотя все видели танцующую девушку, было не совсем ясно, откуда она взялась, как она двигалась.
Зрители заглядывали за простынь, чтобы убедиться, что это не обман и за ней никого нет, потому что у них не было слов, чтобы выразить впечатления от увиденного.
Это был первый цветной фильм — все его кадры были тщательно раскрашены вручную. А фантоскоп стал первой машиной, которая использовала намотанную плёнку и электрический свет для проецирования движения реального человека, снятого на плёнку. Так фантоскоп положил начало массовому кино.
В ноябре 1894 года Дженкинс подал патентную заявку на его первый фантоскоп и получил патент 26 марта 1895 года.
Для сравнения, Томас Эдисон в 1891 году изобрёл и 14 марта 1893 года получил патент на кинетоскоп, но аппарат был предназначен для индивидуального просмотра коротких роликов.
Братья Люмьер получили патент на синематограф в 1895 году, а первая публичная презентация синематографа состоялась 28 декабря 1895 года в Париже.
Дженкинс независимо от Эдисона начал работать над своим устройством ещё до того, как Эдисон изобрёл свой кинетоскоп. И раньше Братьев Люмьер провёл первый массовый показ кино, сделав первый кинопроектор — фантоскоп.
Вместо затвора в фантоскопе использовались движущиеся лампочки, синхронизированные с непрерывно движущейся плёнкой. Устройство имело более короткую плёночную петлю, чем кинетоскоп Эдисона, но было дешевле и проще в производстве.
В фантоскопе Дженкинс использовал перфорированную плёнку, такую же применили в кинематографе братья Люмьер — изобретатели независимо друг от друга нашли это решение.
Впервые Дженкинс представил фантоскоп на выставке Pure Food Exposition в Вашингтоне в ноябре 1894 года. А в 1896 году Дженкинс получил патент на «кинетографическую камеру». В её конструкции использовались несколько вращающихся линз, синхронизированных с непрерывно движущейся плёнкой шириной три дюйма.
Партнёрство с Томасом Арматом и неудачный бизнес-проект
В октябре 1994 года, посещая Школу электричества Блисса (Bliss School of Electricity), 27-летний Дженкинс познакомился с новым одноклассником Томасом Арматом.
Увлечённый изобретениями современников — тахоскопом Аншютца и кинетоскопом Эдисона, — Армат поступил в школу, чтобы получить знания в области электричества и заниматься кинопроекцией.