Фуд-индустрия в России осваивает тренд на экоосознанность

Inc.Бизнес

Как компании, которые вас кормят, спасают планету от пластика. Монологи «Кухни на районе», «Буше», «ВкусВилл», «Готово», Zero Waste Shop, Fresh и «Лавка Edoque»

Никита Камитдинов, редактор INC. Анастасия Пожидаева, иллюстратор

Российская фуд-индустрия активно осваивает тренд на экоосознанность. Новые фуд-проекты — особенно те, что делают ставку на средний класс и здоровый образ жизни, — уже не могут позволить себе относиться к вопросам создания и утилизации отходов бездумно. Способы уменьшить экологический след есть на каждом этапе производственной цепочки: от процессов закупки и приготовления продуков до выбора перерабатываемой упаковки и контроля ее утилизации. Мы собрали самые яркие экологические меры российских фуд-проектов и спросили, чего им стоило их внедрение.

«Кухня на районе»

Что делают: за 9 рублей забирают у клиентов упаковку из-под еды и отдают на переработку

Кирилл Родин
сооснователь

Я решил, что нам нужно что-то делать с упаковкой, примерно год назад. Тогда мы начали активно расти, только открыли вторую кухню и уже понимали масштабы, к которым идем. Я посчитал очень прямолинейно, без всяких сложных формул, на какие примерные объемы мы выйдем через год, и понял, что это очень много пластиковой упаковки. Всё было в общем порыве: помимо того что увеличивался поток заказов, клиенты тоже спрашивали об экологической упаковке.

За год мы успели рассмотреть в разной форме три варианта. Первый — полностью экологическая упаковка. Но от идеи найти ее отказались, потому что после подробного изучения рынка, общения с партнерами и фактчекинга всей этой истории выяснили, что, в принципе, промышленных масштабов дешевой, одноразовой и экологичной упаковки не существует.

Второй вариант — возвратная тара. Но столкнулись с проблемами в виде нормативов Роспотребнадзора: допустим, нет такого норматива, где было бы написано, как нужно мыть в доставке возвратную тару и как ее привозить обратно. Это просто еще не написано: нужно дождаться, когда это появится, либо как-то пролоббировать. А постоянная, залоговая тара — это нереально, потому что обратная логистика очень дорогая.

Мы остановились на переработке, потому что это самый компромиссный и действенный из всех доступных вариантов. Мы специально искали сортировочную линию, которая сможет работать с нашими процессами и поменяет свои процессы, чтобы забирать нашу упаковку. Унифицировали всю упаковку, чтобы она подлежала переработке. Договорились с подрядчиком, который покупает вторсырье у этой сортировочной линии, что упаковка попадет в нужные руки. Мы полностью построили весь процесс, который вообще не является нашим бизнес-процессом.

Мы берем за возврат упаковки 9 рублей.

Ничего не брать я не хотел осознанно, потому что это обесценило бы всю историю, так как к бесплатному быстро привыкаешь. Нужно, чтобы люди хотя бы что-то вкладывали в это действие, помимо того что они поели, просто вернули упаковку и живут дальше.

Для курьера забрать упаковку — это новая работа. Мы не хотим бесплатно эксплуатировать труд — это чисто по-человечески неправильно — и считаем, что должны за него платить. Когда мы договаривались с ребятами, что они тоже участвуют, то решили, что нужно как-то премировать их за это действие, — поэтому 3 рубля из 9 отходят им.

Также мне хотелось, чтобы действие оставляло след для клиента, — и родилась идея, что каждый возврат может стать маленьким пожертвованием в какой-нибудь фонд. WWF (Всемирный фонд дикой природы) был первым в списке, с кем я хотел бы это сделать. Дикая природа — основная жертва засорений городским пластиком, потому что мусор, который генерит город, едет на полигоны, а оттуда разлетается в леса и поля, и это ужасно. 3 рубля из 9 отходят WWF.

Пока мы в бета-режиме и еще даже не сообщали всем клиентам, что у нас запущена эта программа, — многие не знают, что можно вернуть упаковку. Работаем с точечной аудиторией. Мне становится грустно, когда слышу, как мало людей участвуют в экоинициативах в других компаниях. Я боялся, что и у нас будут сдавать по одному-два контейнера в день. Поэтому результаты оказались даже выше моих ожиданий. Сейчас упаковку возвращают более 6% пользователей.

Основные трудности — это очевидные бытовые проблемы: точно ли райдер довозит упаковку до кухни, точно ли складывает ее в контейнер, точно ли контейнеры забирают каждый день. Мы можем провести проверку: все заказы и пакеты пронумерованы, отслеживается каждый заказ курьера. Можно прямо сейчас выйти и проверить, лежит ли в контейнере пакет с условного заказа 375, и сфотографировать его. На точках есть люди, всё считается и видно в приложении: доехала ли упаковка, вернулась ли, была ли выброшена. Но нужно отточить процессы — не всё работает само собой.

«ВкусВилл»

Что делают: начисляют бонусы участникам программы лояльности за бутылки, сданные в фандоматы, которые расположены в магазинах сети

Александр
Цыганков
куратор
экологических
проектов

Примерно два года назад коллеги увидели в одной из зарубежных командировок фандоматы — аппараты, в которые можно сдать бутылки, чтобы далее они отправились на переработку. И возникла идея, что в таком сервисе в магазине есть определенная ценность для покупателей. Тогда несколько таких аппаратов появилось в наших магазинах.

Сам «ВкусВилл» не имеет отношения к производству тех аппаратов или дальнейшей судьбе упаковки, которая туда сдана. Фактически мы просто предоставляем площади под установку аппарата сторонней организации. Причем мы на этом не зарабатываем, а, наоборот, тратим. Но понимаем, что это отвечает некоторому интересу покупателей, потому что они обращаются на нашу горячую линию и говорят, что хотят цивилизованно избавляться от упаковки.

Помимо этого, год назад, когда я только пришел в компанию, то подумал: что, если более глубоко интегрировать такой сервис во внутреннюю вселенную компании. У нас есть программа лояльности, в которой люди заводят аккаунты, выставляют предпочтения, получают бонусы, и так далее. Я подумал, что было бы прикольно добавить к этому сервису историю о том, что можно получить бонусные баллы за сданные бутылки.

Я попытался прикрутить это к арендованным аппаратам, но в силу ряда причин не получилось. Тогда я стал искать возможность произвести аналог этого аппарата здесь, в России, и спустя несколько месяцев нашел компанию, которая рискнула и собрала прототип, хотя даже не имела соответствующего бэкграунда.

Первоначально по арендованным аппаратам было видно, что люди стабильно сдают по 1,3 тыс. бутылок в месяц. Получается, даже если не добавлять никаких дополнительных преимуществ собирается какая-то аудитория. Мы запустили аппарат с бонусами всего месяц назад, но практика уже показала, что в него сдают на 50% больше бутылок — примерно 1,9 тыс. в месяц. Мы предлагаем 0,5 бонуса за одну бутылку — то есть 50 копеек за бутылку.

Дальше, если коллеги будут не против, мы увеличим размер бонуса, к примеру, на одном аппарате. Также мы планируем установить еще пару таких аппаратов. Стоимость одного аппарата колеблется от 300 тыс. до 1 млн рублей. При таком ценнике, конечно, довольно сложно ставить аппараты в большом количестве магазинов.

Поэтому я стал думать, какая есть возможная синергия, кто мог бы стать финансовым соучастником этой истории. Походил по рынку и подтянул компанию «Балтика» — она является нашим партнером в этом проекте, в том числе финансовым. Для них смысл участия в проекте: получить дополнительный источник бутылок и отчитаться в рамках расширенной ответственности производителя, чтобы не платить налог.

Пивоваренная компания «Балтика» развивает проект по сбору отходов упаковки для переработки «Принеси пользу своему городу» с 2013 года, задолго до введения «расширенной ответственности производителя». В декабре 2019 года «Балтика» в партнерстве с сетью «ВкусВилл» установила пилотный фандомат для сбора алюминиевых банок и пластиковой тары. Проект позволит увеличить сбор ПЭТ и алюминия, а также вовлечь больше потребителей в проект по сортировке и переработке отходов упаковки. «Балтика» ставит перед собой задачу на 30% сократить экослед готовой продукции. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бренды веером: 6 марок, которые любят понты Бренды веером: 6 марок, которые любят понты

Эти бренды хотят заставить полюбить их и тебя

Playboy
«Он спасает планету»: эксклюзивное интервью матери Илона Маска — о детстве миллиардера, запуске Crew Dragon и счастье в 70 лет «Он спасает планету»: эксклюзивное интервью матери Илона Маска — о детстве миллиардера, запуске Crew Dragon и счастье в 70 лет

Мэй Маск о том, как ушла с тремя детьми от мужа и о детстве Илона Маска

Forbes
В уютном офисе пусть сидят бумеры: как поколение Z выбирает работу В уютном офисе пусть сидят бумеры: как поколение Z выбирает работу

Чего же хотят зумеры?

Forbes
У двойника Солнца нашли потенциального двойника Земли У двойника Солнца нашли потенциального двойника Земли

Небесное тело, похожее на Землю, может находиться в потенциально обитаемой зоне

N+1
Не выпечка мечты: 13 самых грубых ошибок при приготовлении тортов или кексов Не выпечка мечты: 13 самых грубых ошибок при приготовлении тортов или кексов

Не такие как на картинке? Несколько секретов, которые исправят ситуацию!

Cosmopolitan
Как стать жестким, волевым человеком и развить уверенность в себе: подробное руководство Как стать жестким, волевым человеком и развить уверенность в себе: подробное руководство

В современном мире никуда без силы воли и твердости характера

Playboy
Технологию CAR-T применили для борьбы со старением клеток в легких и печени Технологию CAR-T применили для борьбы со старением клеток в легких и печени

Ученые впервые использовали Т-лимфоциты для борьбы с сенесцентными клетками

N+1
Женщина, которая со всем не согласна: как лауреат Нобелевской премии Фрэнсис Арнольд переворачивает науку с ног на голову Женщина, которая со всем не согласна: как лауреат Нобелевской премии Фрэнсис Арнольд переворачивает науку с ног на голову

Почему так важны открытия Фрэнсис Арнольд?

Forbes
От фишинга до кибербуллинга: как защитить ребенка в интернете От фишинга до кибербуллинга: как защитить ребенка в интернете

Как школы и родители обеспечивают цифровую безопасность детей

СНОБ
Олимпийский автопарк. На чем ездили по Москве летом 1980-го Олимпийский автопарк. На чем ездили по Москве летом 1980-го

Яркие автомобили Олимпиады-80

РБК
Кукурузу начали массово употреблять в пищу через пять тысяч лет после одомашнивания Кукурузу начали массово употреблять в пищу через пять тысяч лет после одомашнивания

Сначала маис в основном использовался для приготовления алкогольных напитков

N+1
Космические рекордсмены: самые большие объекты во Вселенной Космические рекордсмены: самые большие объекты во Вселенной

Наша Вселенная штука не маленькая, но и в ней полно поистине гигантских объектов

Популярная механика
В гостях хорошо В гостях хорошо

Интерьер гостевого дома, предназначенного для отдыха на природе

SALON-Interior
12 бездонных фактов о Кольской сверхглубокой скважине 12 бездонных фактов о Кольской сверхглубокой скважине

По одному факту на каждый километр, пробуренный советскими геологами!

Maxim
«Скелеты в шкафу» разобщают семьи? «Скелеты в шкафу» разобщают семьи?

Какие «скелеты в шкафу» особенно токсичны, а какие невинны?

Psychologies
Эмма Стоун, Крис Эванс и другие артисты с психическими отклонениями Эмма Стоун, Крис Эванс и другие артисты с психическими отклонениями

Знаменитости, не боящиеся открыто говорить о своих психических расстройтсвах

РБК
7 работ Валентина Серова и их история 7 работ Валентина Серова и их история

В начале XX века Валентин Серов был одним из самых известных и модных художников

Культура.РФ
Никола Андреатта (CEO Roger Dubuis): «Мы преодолеваем силу гравитации» Никола Андреатта (CEO Roger Dubuis): «Мы преодолеваем силу гравитации»

Интервью с генеральным директором часового бренда Roger Dubuis

GQ
Одиночество — не повод вернуться к токсичному бывшему Одиночество — не повод вернуться к токсичному бывшему

Чем помочь себе, когда мы чувствуем потерянность и пустоту

Psychologies
Кто первым начал коллекционировать картины в России? Кто первым начал коллекционировать картины в России?

Произведения живописи в России начали коллекционировать после XVIII века

Культура.РФ
История одного развода: что разрушило брак Кристины Асмус и Гарика Харламова История одного развода: что разрушило брак Кристины Асмус и Гарика Харламова

С чего началась любовная история супругов Гарика Харламова и Кристины Асмус

Cosmopolitan
10 звезд, которые создали семью не с коллегами, а с обычными людьми 10 звезд, которые создали семью не с коллегами, а с обычными людьми

Кем работают вторые половинки популярных актеров и музыкантов

Cosmopolitan
Как тратить с умом: грамотный подход к семейному бюджету Как тратить с умом: грамотный подход к семейному бюджету

Простым языком о планировании бюджета рассказывает Анастасия Тарасова

Psychologies
Любимые автомобили Пола Маккартни Любимые автомобили Пола Маккартни

Один из автомобилей Пола Маккартни даже купил Капитан Америка.

GQ
10 российских режиссеров, которых ценят на Западе 10 российских режиссеров, которых ценят на Западе

Расширенный список российских режиссеров, которых любят в Европе и Америке

Esquire
Слушаем музыку: 5 правил, чтобы избавиться от стереотипов Слушаем музыку: 5 правил, чтобы избавиться от стереотипов

Как отказаться от предубеждений и открыться незнакомому музыкальному опыту?

Psychologies
Своя игра Своя игра

Архитектор Александр Кратович разработал интерьер загородного дома под Минском

SALON-Interior
Яйцеклетки человека оказались разборчивы в выборе сперматозоидов Яйцеклетки человека оказались разборчивы в выборе сперматозоидов

Оказывается, яйцеклетки избирательно притягивают к себе сперматозоиды

N+1
Зинаида Серебрякова: жизнь в картинах. Часть вторая Зинаида Серебрякова: жизнь в картинах. Часть вторая

Эмиграция и жизнь Зинаиды Серебряковой во Франции: 1924-1967

Культура.РФ
«Быть девочкой уже считалось недостатком». История кореянки, которая пошла против традиций «Быть девочкой уже считалось недостатком». История кореянки, которая пошла против традиций

Таэ Юн Ким пережила тяжелое детство, но смогла выжить и стать сильнее

Forbes
Открыть в приложении