Московское метро: как строился подземный город
Московское метро можно назвать подземным городом, у которого хватает своих легенд и занимательных фактов.
В начале 30-х годов в Москве жили 4 млн человек, трамвайная сеть не справлялась со всевозрастающими пассажирскими перевозками. В те годы бесконечные трамвайные пробки стали привычным явлением.
15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП(б), посвященный реконструкции и развитию городов страны, принял постановление, в которое вошло и решение “…начать строительство метро в Москве как единственного средства быстрых и дешевых людских перевозок”. Организатором строительства Московского метрополитена назначили Лазаря Моисеевича Кагановича. Его именем и был назван открывшийся 15 мая 1935 года первый метрополитен Советского государства. Имя Ленина метро получило в 1955 году. Первая линия шла от “Сокольников” до станции “Парк культуры” с ответвлением на “Смоленскую”.
Легендарное кольцо
Первые схемы Московского метрополитена выглядели как отдельно направленные линии (их называли очередями), пересекающиеся в Центральном пересадочном узле. О строительстве кольцевой линии не было речи. Существует миф о том, как Иосиф Сталин, выслушав очередной доклад о развитии метро, неожиданно поставил кофейную чашку на проект. Кофе со дна чашки оставило на схеме круглое пятно, как раз на уровне центра города – так появилась кольцевая линия, и вот якобы почему она обозначается на схемах коричневым цветом.
Как бы там ни было, решение о строительстве кольцевой линии и правда было принято лишь в 1943 году. На схеме 1933 года и на перспективной схеме 1938-го она не была предусмотрена. Московский “круг” – особенность столичной подземки. В метро других городов страны подобного нет.
1 января 1950 года был пущен участок “Парк культуры” – “Курская” (сразу шесть станций). 30 января 1952 года поезда пошли от “Курской” до “Белорусской” (еще четыре станции). А 14 марта 1954 года кольцо замкнулось благодаря открывшимся станциям “Краснопресненская” и “ Киевская”.