Неважно, кто твои предки. Параллели прослеживаются ведь в любой семье

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Мария Михалкова-Кончаловская: «Каждый проходит через отречение, чтобы потом понять, насколько это ценный дар — семья»

«Подростком я была очень похожа на Наталью Кончаловскую, мою прабабушку. Внучка Василия Сурикова, она послужила прообразом его «Царевны». Присмотритесь — это же прямо я, хотя Наталья Петровна полнее и у нее нет азиатских корней. А вот сейчас во мне больше от бабушки Наталии Аринбасаровой и тети Екатерины Двигубской».

Беседовала Вера Волгина

Художники Василий Суриков и Петр Кончаловский, поэт Сергей Михалков, режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский... Когда осознали, что в вашем роду буквально «великий на великом», не испугались?

— Это пугает, согласна... С Суриковым как с человеком, а не абстрактным образом великого, я познакомилась благодаря книге Натальи Петровны «Дар бесценный». Некоторые работы ее отца, Петра Кончаловского, должна признаться, не понимаю. Я не большой любитель соцреализма. Что, впрочем, не имеет никакого значения, это признанный автор, и его картины — большое и важное наследие, в том числе мое. Просто когда я ходила в художественную школу, на меня очень повлиял папа (режиссер Егор Кончаловский. — Прим. ред.) Он ведь выпускник Кембриджа, магистр искусствоведческих наук. Звучит круто, как будто он маг.

— А стихи прадеда Сергея Михалкова читали в детстве?

— Ну как же! Очень люблю «Дядю Степу». А «Случай в шкафу» 1941 года даже наизусть знаю. Оно не сильно растиражированное, но очень классное!

Раз к женским платьям
в шкаф
попал комбинезон.
Понятно, что туда попал
случайно он, —
Ему висеть не там
положено по штату,
Но делать нечего,
рука ошиблась чья-то...
Подняли платья шум.
И все друг другу в тон:
«Комбинезон?! Убрать
сейчас же вон!
Бензином пахнет он.
Смотреть нам неприятно
На эти масляные пятна.
Мы — крепдешин, мы — креп-жоржет,
вельвет,
Мы пахнем дорогим
одеколоном.
Мы — не мужской, мы —
женский туалет.
Что общего у нас
с комбинезоном?
Кто смел его повесить
среди нас?!
Ох, жаль, хозяйки нет,
она бы показала,
Она бы выбросила вас —
вас, груботканого нахала!»
Комбинезон сказал:
«Могу ответить вам...»
Но тут открылась шкафа
дверца,
И если бы у платьев было
сердце,
Оно бы лопнуло по швам.
Хозяйкина рука
комбинезон взяла,
И слышно было всем:
«Так вот он где! Нашла!
Я целый час ищу,
весь перерыла дом.
А он висит в шкафу!
Как притаился ловко!
Рабочий мой костюм!
Любимая спецовка!
Идем на наш аэродром!»
Все дело было в том,
что с первых дней войны
Простая девушка —
Казанцева Людмила,
Как сотни тысяч девушек
страны,
Мужчин, на фронт
ушедших, заменила.

Сейчас читала вам и вспомнила семейную традицию: каждый год 13 марта, в день рождения Сергея Владимировича, мы с мамой ходим на кладбище и там читаем стихи. Раньше, когда мог, и папа к нам присоединялся.

К сожалению, старшего Михалкова я застала совсем маленькой. Мы, безусловно, виделись. Но помню я только похороны.

Никита Михалков, Сергей Владимирович Михалков и Андрон Кончаловский, 70-е годы

— Вы смирились с мыслью, что у вас свой, особенный путь и, возможно, вы не достигнете высот предков?

— А тут неважно, кто твои предки. Параллели прослеживаются ведь в любой семье. У каждого подростка происходит история сепарации, когда ты осознаешь себя как отдельного человека и пытаешься немножко отречься от дедов и прадедов, чтобы найти себя. Моя подруга, например, родилась в семье медиков, и ей все время говорили: «Ты будешь врачом, ты будешь врачом...» А она, пытаясь отречься от рода, отвечала: «Не буду». В результате стала... врачом. Каждый проходит через отречение, чтобы потом понять, насколько это ценный дар — семья.

Я же в детстве, как сейчас понимаю, очень страдала синдромом дефицита внимания. Суперактивная, я всем страшно мешала! Мне нельзя было сказать: «Пожалуйста, сейчас меня не трогай, здесь раскаленная кастрюля». Я была ребенком, который в аэропорту уходил через границу в другое государство до прохождения паспортного контроля. Который уезжал в запретную зону на багажной ленте... Сама я лишь отчасти помню эти истории. Но понимаю: гиперактивность зашкаливала, внимание рассеивалось!

Единственное, чем меня можно было хоть чуть-чуть нейтрализовать, — это дать карандаши и бумагу, чтобы я рисовала. Так моя энергия структурировалась и рассредотачивалась. В шесть лет, помню, я уже активно рисовала. Так что о другой профессии и не помышляла. Поэтому мама (актриса Любовь Толкалина. — Прим. ред.) отдала меня в Клуб юных искусствоведов при Пушкинском музее — с мастер-классами по мозаике, разным видам живописи. Позже мы с ребятами стали ходить и в сам ГМИИ, и в его филиалы, слушали лекции по истории искусств.

— Хотите сказать, что обошлись в детстве без музыкалки?

— Не обошлась. Класс фортепиано окончила, а гитары — нет. На ней и сейчас иногда играю, правда, баррэ уже брать тяжело, пальцы отвыкли. А в детстве мне не очень нравились эти занятия как вариант структурирования моей энергии. Еще я ходила на балет — в школу-студию Гедиминаса Таранды. Нас, совсем мелких, ставили на пуанты. Но в восемь лет все закончилось — я сломала позвоночник...

Мария МихалковаКончаловская, 2003 год

— На занятиях?

— Не-е-е. Прыгнула с крыши загородного дома. Понимаете, да, какая энергия во мне бурлила?.. Очень хорошо помню этот момент — я забралась на крышу, стою и думаю: «Ну невысоко же!» Глазомер, видно, был не очень, мне показалось, что крыша — это как башенка на детской площадке. Думала, максимум — не удержу равновесие и упаду на колени. А там был третий этаж! Я приземлилась на грудину, задохнулась на какое-то время. Но потом встала и как ни в чем не бывало пошла играть. И только вечером, когда я мылась перед сном, мама увидела синяк в полспины и повезла меня в больницу. В итоге — компрессионный перелом позвоночника. Несколько месяцев на вытяжении. Никакого спорта. И конечно, уже никакого желания прыгать с крыш.

Мама тогда очень испугалась. Папы на даче не было, он приехал в больницу и со мной не разговаривал. Очень злился. Компрессионный перелом — нездорово, конечно, но все-таки не очень опасно. Хотя теперь нет-нет да и прихватит межреберная невралгия.
Нет, ну а что вы хотите? Папа подростком тоже ломал спину. Прыгнул с утеса в реку, а утес подмыло, и он ткнулся головой в дно. Думаю, он и не разговаривал со мной, потому что испытал дежавю. К счастью, все обошлось. И с ним, и со мной.

Папа, надо сказать, вообще меня никогда не ругал, не наказывал, не назначал санкций. У него другой инструмент давления. Он мог просто сказать: «Это было как-то не очень...» И все! Ни крика, ни размахивания руками. Правда, фразу он эту говорил так, что я четко понимала: совершила ужасное, сильно разочаровала. Он-то думал, что его дочь уже не такая маленькая и глупенькая, чтобы прыгать с крыши... После этого и ты начинаешь соображать: лучше я не буду так больше делать. Потому что это совсем не здорово.

А вот мама – женщина эмоциональная. Ей всегда надо задать кучу вопросов: ну как же так, почему, зачем? Сразу — активное обсуждение. Все необходимо понять, во всем разобраться. При этом она, как ни странно, тоже особо не ругалась. Просто такой человек — на все в жизни реагирует эмоционально. Актриса!

Мария Михалкова-Кончаловская с мамой Любовью Толкалиной в костюмах с принтами, разработанными Марией. Коллаборация с брендом sokolovaBogorodskaya, 2023 год

— В детстве вам, наверное, родителей не хватало?

— Мама родила меня примерно в моем нынешнем возрасте, и, конечно, я их с папой видела редко. Оба много работали. Особенно папа. Если он уезжал на съемки, его экспедиции, как правило, были длительными (он же и в Афганистане снимал, и в других отдаленных сложных местах). Со мной оставались няни, но чаще всего бабушки: Наталия Утевлевна (Тата) и Татьяна Федоровна.

У Таты было большое преимущество — она невероятно вкусно готовила. Прямо основательно, по-ресторанному. С шикарной сервировкой! Летом мы жили на даче. Я просыпалась часов в девять и шла к Тате на завтрак. Она варила мне овсяную кашу, рисовала на ней вареньем узоры, делала бутербродики. А потом мы пили с ней из фарфоровых чашек чай и вели светские беседы.

А еще она сочиняла интерактивные сказки. Это не то, что обычно рассказывают детям на ночь. У бабушки была сказка, которая присутствовала в жизни ребенка. «Посмотри, Маш, это мальчик Пиктус, — говорила Тата и показывала маленького человечка рукой, с помощью двух пальцев и ладони. — Он прилетел на бумажном самолетике из другой страны и сегодня утром угодил в открытое окно — прямо Тате на постель. Потом вышел из самолетика и сказал: «Мой дельтаплан сломался, извините, пожалуйста, мадам, нет ли у вас внучки? Я принц и ищу себе невесту...» С тех пор Пиктус жил у нас. Периодически он улетал в свою страну на других самолетиках, но непременно возвращался. Так как ждал моего 18-летия, чтобы предложить мне руку и сердце.

С бабушкой Таней мама нас отправляла в путешествия по всей стране. Еще я часто приезжала вместе с ней и дедушкой в деревню. Там был свой, сельский интерактив. Нужно было собрать малину, клубнику, яблоки, черную смородину, а потом закатать варенье. Я к бабушке и дедушке до сих пор с большим удовольствием еду. В деревне спокойно, кажется, что ты приехал в рай. Ешь себе малину с куста и пчелу отгоняешь, а вечером идешь в храм рядом с огромным озером, смотришь, как в это озеро садится солнце. Мой дедушка Коля родом из Рязанской области, там мама построила дом для них, в деревне Савватьма. Я туда приезжаю с мужем Никитой и кошками летом. Никита работает на веранде, а я кошек пасу.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игорь Золотовицкий: «Ефремов и Табаков всю жизнь были рядом, притом что они могли ссориться, годами не разговаривать» Игорь Золотовицкий: «Ефремов и Табаков всю жизнь были рядом, притом что они могли ссориться, годами не разговаривать»

Наше актерское дело трудное и непредсказуемое

Караван историй
7 фильмов о великих художниках 7 фильмов о великих художниках

Выдающиеся фильмы о живописцах, от эпохи Возрождения до XX века

СНОБ
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
По капле воды: как с помощью философии кайдзен мгновенно снизить уровень стресса По капле воды: как с помощью философии кайдзен мгновенно снизить уровень стресса

Глава из книги «Путешествие на восходе солнца» о японской философии кайдзен

Forbes
Екатерина Стулова: «Если меня любят, то я готова прыгать через костер, бегать по снегу» Екатерина Стулова: «Если меня любят, то я готова прыгать через костер, бегать по снегу»

Для меня все проекты являются самыми психологически и физически затратными

Коллекция. Караван историй
«Все, что было его, – нынче ваше» «Все, что было его, – нынче ваше»

Место творчества Булата Окуджавы в современной литературе и литературоведении

Знание – сила
Эдуард Лимонов Эдуард Лимонов

Правила жизни Эдуарда Лимонова

Esquire
Какие 7 шок-изменений в теле ты заметишь, если просто начнешь бегать по утрам Какие 7 шок-изменений в теле ты заметишь, если просто начнешь бегать по утрам

Ищем лучшую мотивацию для регулярных утренних пробежек!

VOICE
Проблемы первого мира: как Джефф Дэниелс спасает бизнес-империю от краха Проблемы первого мира: как Джефф Дэниелс спасает бизнес-империю от краха

«Мужчина в полный рост»: история о строительном магнате, который теряет империю

Forbes
Когда пить кофе: 7 вопросов о бодрящем напитке Когда пить кофе: 7 вопросов о бодрящем напитке

Что нужно знать, чтобы пить правильный кофе?

Psychologies
Закодировать от злого умысла: как криптография защитит от мошенничества Закодировать от злого умысла: как криптография защитит от мошенничества

Как справиться с мошенничеством?

Forbes
Почему косатки атакуют лодки по всему миру — нашлось объяснение Почему косатки атакуют лодки по всему миру — нашлось объяснение

Оказалось, что юные косатки нападают на лодки просто ради забавы

Maxim
8 грубейших ошибок во время глажки белья, которые допускают все без исключения: узнайте, что портит ваши вещи 8 грубейших ошибок во время глажки белья, которые допускают все без исключения: узнайте, что портит ваши вещи

Как не стоит гладить белье, если вы не хотите испортить ткань и свое настроение

ТехИнсайдер
Семь советов родителям Семь советов родителям

Как приучить ребёнка к правильному питанию, чтобы он получал всё необходимое?

Здоровье
Эксперт рекомендует детям начинать использовать искусственный интеллект с 6 лет Эксперт рекомендует детям начинать использовать искусственный интеллект с 6 лет

Эксперты рекомендуют родителям обучать своих отпрысков ИИ уже с шести лет

ТехИнсайдер
«ОКМО» возможностей «ОКМО» возможностей

Индекс коммуникационной состоятельности  медийных команд атомных городов

Позитивные изменения
Максимальное уважение: почему японцы вместо рукопожатий предпочитают поклоны? Максимальное уважение: почему японцы вместо рукопожатий предпочитают поклоны?

Почему японцы так трепетно относятся к одзиги, поклонам?

ТехИнсайдер
Дети Солнца Дети Солнца

Что посадить на открытом месте садового участка, а что – в тени

Лиза
10+ предметов, которые сделает ослепительно чистыми перекись водорода: советы клинеров 10+ предметов, которые сделает ослепительно чистыми перекись водорода: советы клинеров

Как использовать перекись водорода для очистки самых разных поверхностей

VOICE
Андрей Журавлев: Динозавры — это ведь нечто среднее между медициной и паровозами Андрей Журавлев: Динозавры — это ведь нечто среднее между медициной и паровозами

Андрей Журавлев: чем питались мегалодоны и возможно ли сегодня оживить мамонта

СНОБ
Проверка жениха и невесты на прочность: 7 необычных свадебных ритуалов в разных странах Проверка жениха и невесты на прочность: 7 необычных свадебных ритуалов в разных странах

Сколько в мире культур — столько и вариантов справить свадьбу

ТехИнсайдер
10 автомобилей, которые изменились до неузнаваемости со сменой поколения 10 автомобилей, которые изменились до неузнаваемости со сменой поколения

Обычно автопроизводители стараются сохранять преемственность при смене поколения

Maxim
Ехать ли в Магадан Ехать ли в Магадан

Несколько очень красивых и интересных маршрутов по акватории Магадана

Y Magazine
Картель против барреля: почему ОПЕК не смогла вернуть нефть по $100 Картель против барреля: почему ОПЕК не смогла вернуть нефть по $100

Почему ОПЕК и ОПЕК+ не удается диктовать условия на нефтяном рынке

Forbes
Ученые узнали, почему реки Аляски начали ржаветь Ученые узнали, почему реки Аляски начали ржаветь

Почему реки Аляски окрасились в странный оттенок, который видно даже из космоса?

ТехИнсайдер
Ген памяти Ген памяти

Какие альтернативные накопители предлагают на рынке хранения данных

РБК
По ту сторону мира: 5 книг о жизни после смерти от писателей-фантастов По ту сторону мира: 5 книг о жизни после смерти от писателей-фантастов

Как писатели-фантасты представляют загробную жизнь

ТехИнсайдер
«Психоанализ может быть полезен любому»: что нужно знать об этом методе психотерапии «Психоанализ может быть полезен любому»: что нужно знать об этом методе психотерапии

Чарльз Турк по сей день совмещает в практике психиатрию и психоанализ

Psychologies
«Настоящая ошибка — это молчание»: как раскрыть семейную тайну «Настоящая ошибка — это молчание»: как раскрыть семейную тайну

Как и когда открыть семейный секрет? Кому? Всегда ли и всем это знание полезно?

Psychologies
Борьба с течением: как за рубежом регулируют сферу кибербезопасности Борьба с течением: как за рубежом регулируют сферу кибербезопасности

Опыт стран, которые работают с утечками данных на системном уровне

Forbes
Открыть в приложении