Каково это — быть первым, работать за пятерых и наблюдать Землю из иллюминатора

РБКНаука

Клим Шипенко — о космосе, вызовах и «Вызове»

Вернувшись из космоса со съемок фильма «Вызов», Клим Шипенко встретился с коллегой — режиссером и колумнистом «РБК Стиль» Антоном Уткиным, чтобы рассказать, каково это — быть первым, работать за пятерых и наблюдать Землю из иллюминатора

756391286681491.jpg
Георгий Кардава

Клима Шипенко непросто застать — внимательный, вдумчивый, забегает между другими встречами и моментально начинает рассказывать. С ним сразу переходишь на «ты» и врубаешься в самое «мясо» кино — ну, а про что же еще может быть интересно двум коллегам по цеху, как не про сами съемки на орбите? Весь разговор — на одном дыхании, одним непрерывным дублем со следящей съемкой. Не волнуйтесь, все специальные термины мы сопроводили развернутыми пояснениями, чтобы вам было легче следить за разговором о съемках фильма «Вызов» — совместного проекта «Роскосмоса», «Первого канала» и студии Yellow, Black and White.

— Клим, как твой полет внутренне ощущался?

— Психологически это ощущалось как очень такая сложная, но при этом крутейшая миссия — такой момент, когда я должен проявить себя со всех сторон на все сто. Это можно сравнить с матчем, к которому ты шел как спортсмен всю жизнь. И вот он, чемпионат мира, и ты либо будешь чемпионом, либо нет. У тебя такая задача: либо ты сейчас выложишься, и все произойдет, либо будешь потом себя плохо чувствовать, потому что ты этого не сделал. И это психологическое состояние — оно, наверное, повлияло, и на физическое, и на эмоциональное тоже. Так что я не почувствовал себя плохо на станции, у меня не было какой-то физической адаптации к невесомости, потому что мой организм будто заблокировал какую-то возможность плохо себя почувствовать или сказать «я устал». Знаешь, когда адреналин смешан с какой-то дикой страстью, что надо что-то очень важное сделать — тогда открываются какие-то сверхспособности, которые в обычной жизни тебе, в общем, и не нужны. Наверное, именно такая смесь меня и переполняла последние месяцы, и в те 12 дней на орбите она кардинально повлияла на то, что я там делал.

— Это знакомое тебе ощущение по предыдущему опыту в кино? Бывали такие сложные смены?

— Да, всегда есть смены в кино, когда ты знаешь, что должен «сдать кровь» сегодня: «это будет тяжело, мы все умрем, но по-другому это не получится». Это чувство я хорошо знаю — на каждом моем фильме есть такие смены. На последнем фильме, «Декабрь», таких смен была большая часть — на разрыв. Но даже эти смены не сравнятся с космическими. Все-таки на земле у тебя есть съемочная группа, которой ты, так или иначе, можешь сказать: «Что ты думаешь? Посмотри за этим, посмотри сюда. Что там со светом? Иди, поправь то, поправь это». А на орбите — нет, все ты.

— Да, когда я разговаривал с Юлей перед полетом, то вбросил ей идею, что, когда два человека готовят съемку наверху, это похоже на студенческое кино — и она эту мою метафору поддержала. А ты что думаешь про это?

— Это похоже на студенческое кино в том смысле, что там съемочная группа состоит из маленького количества людей, и они делают то, что в большом кино обычно делают 50 человек. А тут съемочная группа состоит практически из меня одного — ну и Юля в кадре, плюс она брала на себя реквизит, сама себя гримировала, одевалась сама. Так что да, это очень похоже — но у меня есть большой опыт съемок студенческого кино. Я, когда начинал, все делал сам — и снимал как оператор, и много других штук. Ну, как и все, наверное, студенческие фильмы делаются. Поэтому у меня есть школа такого кинопроизводства, партизанско-студенческого.

— С другой стороны, на Западе есть довольно именитые ребята, которые это делают — Пол Томас Андерсон, например, или Содерберг сами часто встают за камеру.

— Да, есть.

— И это как будто совершенно нормально.

— Я тоже думал о том, чтобы встать за камеру — но не о том, чтобы избавиться и от фокус-пуллера, и от гаффера, и от дольщика, и от механика камеры. (Смеются.) Этой мысли у меня не было. А за камеру я в каждом фильме становлюсь, снимаю пару кадров — это да. (Фокус-пуллер — человек, управляющий моторизированным кольцом фокуса объектива, позволяющего держать в резкости объекты, движущиеся в кадре; гаффер — главный осветитель или художник по свету; дольщик — оператор тележки, на которую иногда устанавливается камера.)

756391295146538.jpg
Георгий Кардава

— Чем эта история с фокусом закончилась, кстати?

— Я переводил фокус сам. Там же камера не имеет вес, то есть тебе не нужно напрягаться, ее держать, а второй рукой крутить фокус. На земле было бы сложнее — ты бы камеру одной рукой держал, а другой — подкручивал. А в космосе у камеры веса нет. Ты просто ее придерживаешь, чтобы она смотрела, куда тебе надо, а второй рукой крутишь с помощью фоллоу-фокуса (выносное регулировочное кольцо, которое управляет кольцом фокуса объектива через механическую или электронную передачу). Но это навык, и мне пришлось его освоить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что такое свап двигателя и нужно ли его регистрировать Что такое свап двигателя и нужно ли его регистрировать

Альтернативой капитальному ремонту ДВС может стать свап

РБК
От 100 000 в месяц до вычета: где в России получают «московские» зарплаты От 100 000 в месяц до вычета: где в России получают «московские» зарплаты

У трети работающих в столице уровень зарплат соответствует среднему по Москве

Forbes
Свет начал мерцать для разных людей на разной частоте Свет начал мерцать для разных людей на разной частоте

Ученые обнаружили разницу в скорости зрительного восприятия

N+1
Издают ли северные сияния звуки, которые мы можем услышать? Ответ не так прост Издают ли северные сияния звуки, которые мы можем услышать? Ответ не так прост

Почему люди говорят, что северное сияние «свистит»?

Популярная механика
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Maruv Maruv

Певица рассказала о желании получить Нобелевскую премию и полететь в космос

ЖАРА Magazine
Палеогенетики секвенировали древнюю ДНК из пропитанных смолой отложений Палеогенетики секвенировали древнюю ДНК из пропитанных смолой отложений

В плейстоценовых отложениях хорошо сохраняется древняя ДНК

N+1
Ольга Арлаускас: «Все люди заслуживают внимания, одобрения и принятия» Ольга Арлаускас: «Все люди заслуживают внимания, одобрения и принятия»

Героиня номера – Ольга Арлаускас, известная работами на социальную тематику

Grazia
Придуманная жизнь Придуманная жизнь

Почему основателя Group-IB Илью Сачкова обвиняют в госизмене

Forbes
10 лучших сериалов 2021 года 10 лучших сериалов 2021 года

Рейтинг лучших сериалов 2021 года

Esquire
Дмитрий Чеботарев: Актерство для меня — бегство от скуки Дмитрий Чеботарев: Актерство для меня — бегство от скуки

Дмитрий Чеботарев — о том, почему нужно идти за мечтой и не бояться нового

СНОБ
«Красота и Уродство» – альбом, в котором вы точно найдете что-то свое «Красота и Уродство» – альбом, в котором вы точно найдете что-то свое

Разбираем новый релиз Oxxxymiron, который, кажется, пытается угодить всем

GQ
Жан Бодрийяр Жан Бодрийяр

Правила жизни Жана Бодрийяра

Esquire
Как найти смысл жизни, если вы ненавидите свою работу Как найти смысл жизни, если вы ненавидите свою работу

Как не потерять себя, ненавидя свою работу?

GQ
Потусторонние силы Потусторонние силы

Первопроходцы мира цифровой моды рассказывают, чего нам ждать

Vogue
«Я понимала, что он умирает»: откровенный рассказ жены алкоголика «Я понимала, что он умирает»: откровенный рассказ жены алкоголика

Жуткая история борьбы с алкоголизмом

VOICE
ЦСКМС и Арктик СПГ 2: как в Заполярье строят плавучие заводы для сжижения природного газа ЦСКМС и Арктик СПГ 2: как в Заполярье строят плавучие заводы для сжижения природного газа

Суровые условия Арктики окупаются её богатствами

Популярная механика
3 главных ошибки на первом свидании 3 главных ошибки на первом свидании

Что ты делаешь не так на первом свидании, с точки зрения девушек и психологов?

Maxim
60 м² 60 м²

Дизайнеры ZZBuro позаботились не только о хозяевах квартиры, но и об их корги

AD
«Пускай помучается»: Костин и Авен оценили покупку банка богатейшей женщиной России «Пускай помучается»: Костин и Авен оценили покупку банка богатейшей женщиной России

Банкиры скептически оценили решение Татьяны Бакальчук купить банк

Forbes
8 идей, что подарить лучшей подруге на 8 марта 8 идей, что подарить лучшей подруге на 8 марта

Что можно подарить на 8 марта подруге

Cosmopolitan
Польза и вред мандаринов для здоровья: советы врача Польза и вред мандаринов для здоровья: советы врача

Разбираемся, чем могут быть полезны мандарины

РБК
Мой рок–н–ролл Мой рок–н–ролл

Уютный и минималистичный интерьер для большой семьи

SALON-Interior
Не предавай свои мечты: певица NIKKA и ее путь к успеху! Не предавай свои мечты: певица NIKKA и ее путь к успеху!

Певица NIKKA — о том, как поражение и неудачи становятся началом успеха

Cosmopolitan
«В молодости надо зарабатывать, а когда построишь бизнес — отдавать. Бизнес провалится без доброго взгляда на мир» «В молодости надо зарабатывать, а когда построишь бизнес — отдавать. Бизнес провалится без доброго взгляда на мир»

Что Дмитрий Зимин думал о создании компании, просветительстве и предпринимателях

VC.RU
GPT-3 научили искать ответы в интернете и подкреплять их ссылками на источники GPT-3 научили искать ответы в интернете и подкреплять их ссылками на источники

GPT-3 научили нейросеть собирать информацию из разных источников

N+1
Слова и дни Слова и дни

Михаил Идов о том, как он решает кроссворды

Weekend
Почему дергается глаз и что с этим делать? Почему дергается глаз и что с этим делать?

Как избавиться от нервного тика глаз и когда пора бить тревогу?

РБК
Выловленная в конце жаркого сезона рыба повысила риск заражения чадских собак дракункулезом Выловленная в конце жаркого сезона рыба повысила риск заражения чадских собак дракункулезом

Новый и малоизученный путь заражения дракункулезом

N+1
Нейросети, роботы, дополненная реальность: гид по международной биеннале Нейросети, роботы, дополненная реальность: гид по международной биеннале

Масштабный проект, объединяющий ученых и художников, работающих с медиа

Esquire
Открыть в приложении