Владимир Кошевой вспоминает, как ездил на пробы в Москву на электричках зайцем

Караван историйЗнаменитости

Владимир Кошевой: «В моей жизни искушений было немало»

После Раскольникова звали в различные шоу, а я не хотел ни петь, ни танцевать, ни кататься на коньках. И пошел рабочим на стройку, красил стены, полировал доски, вытаскивал из них гвозди. Есть-то надо... У меня была абсолютная нищета. Я нуждался. На пробы из Питера в Москву ездил на электричках зайцем...

Наталья Николайчик

Фото: Игорь Панков

олодя, я стала подсчитывать, сколько всяких исторических персон ты играл, у меня получилось четырнадцать. Мне кажется, ты уже Безрукова опередил. Недавно к этому списку прибавился Врубель из проекта «Арт и Факт» Первого канала. Это исторические новеллы об известных русских художниках. Как к тебе пришел этот проект?

— В последнее время, если честно, интересных сценариев мало. И когда появился «Арт и Факт», мне предложили роль другого художника, прочитал и... отказался. Роль была не «моя». И я сказал, вот если бы про Врубеля снимали — вот это было бы интересно. На другой день прислали сценарий про Врубеля. Но и от него в восторг я не пришел. Все схематично: «развернуться негде», ничего не понятно про героя. В общем, много вопросов было... тем не менее мне хотелось познакомиться с режиссером Олегом Гусевым, который снимал клипы для всех первых артистов эстрады в девяностых, и мы вместе еще раз почитали сценарий:

— М-да, красивая пустота.

— Надо наполнить.

— Ну, тогда будем наполнять, — согласился я.

Помнишь, как в сказке Шварца: «А ты попробуй сделать живое еще более живым...» Но это был не наш случай. И вся творческая группа лучших художников студии «Ленфильм» сделала в невозможно короткие сроки маленький шедевр.

«Вся творческая группа лучших художников студии «Ленфильм» сделала в невозможно короткие сроки маленький шедевр». Владимир Кошевой в роли Михаила Врубеля в фильме «Арт и Факт», 2023 год. Фото: Первый канал

— Почему так выходит, что ты играешь самые тяжелые роли, если надрыв, сумасшествие...

— Да, интересно складывается: большинство ролей, что называется, с трудной судьбой. Видимо, для баланса, чтобы в жизни было поменьше проблем, я все это «проживаю» на экране. Наверное, действительно там наверху моя история написана. Эти безумные смены, когда снимали про Врубеля, давались, конечно, потом и кровью. Но в жизни был, слава Богу, полный штиль.

«И я сказал, вот если бы про Врубеля снимали — вот это было бы интересно. На другой день прислали сценарий про Врубеля». Владимир Кошевой в роли Михаила Врубеля в фильме «Арт и Факт», 2023 год. Фото: Первый канал

— Я Врубеля очень люблю, могу зависнуть в его зале в Третьяковской галерее надолго.

— Там действительно можно застрять на несколько часов, стоя напротив одной картины... Помнишь, когда-то в нашем детстве была серия «Мои первые книжки»? У меня был Лермонтов с иллюстрациями Врубеля. Еще одна из моих любимых книжек — это воспоминания Константина Коровина. Эту книжку можно с разных страниц читать — и смешно, и страшно, и про детство, и про своих современников, и написана таким языком, что какие-то цитаты невозможно забыть. Конечно, я сразу вспомнил про нее и полез посмотреть, что он писал про Врубеля. История про цыпленка в первой сцене — это оттуда. Но, конечно, книги и картины — это прекрасно, но они не очень помогают, когда нужно выстраивать роль. Помнишь, как в фильме «Интердевочка»: «Кисуль, тебе твой диплом института культуры в постели помогает?» Сколько бы книг ты ни прочитал, каким бы багажом знаний ни обладал, на съемочной площадке это не важно. Главное — сколько ты энергетических сил вложишь. Ведь кино — это энергия глаз.

Мне очень понравилось впечатление писателя Евгения Водолазкина после премьеры «Арт и Факта». Он сказал: «Слушай, это же сонеты... Это такое признание в любви, очень короткое и красивое».

— Да, эта серия фильмов про художников — произведение искусства.

— На общем фоне это маленький бриллиантик. А то, что я сыграл так много исторических персонажей, даже удивительно. Честно говоря, никогда не задумывался, что я это вообще буду играть. Мне еще в ГИТИСе говорили, что я никогда не сыграю русских героев.

— Но ты опроверг это, сыграв Раскольникова. Уже много лет школьники в рамках программы читают «Преступление и наказание», а учителя прямо на уроках включают сериал с тобой.

— За это моя личная благодарность учителям русской литературы. Когда заканчивается какой-то спектакль, я всегда вижу 14—16-летних зрителей. Они приходят, кого-то еще приводят, и их становится все больше и больше.

— Ты идеальный романтический герой, чтобы влюбляться. Я читаю отзывы у тебя в соцсетях, многие очарованы тобой.

— Это девочки, которые либо еще ничего не читали и ничего не знают и только совершают первые открытия, и моя задача их направить. И потом кто-то поступает в художественную школу, еще куда-то и рассказывают, что они прочитали или увидели. Они пишут об этом в соцсетях или после спектакля подходят и говорят: «Спасибо вам, мы не знали, мы открыли, мы прочитали, мы нашли...» Я радуюсь, когда родители говорят: «Девочки стали читать, просят, чтобы их привезли в Москву в Третьяковку или в Пушкинский или в какие-то театры». Как-то ко мне подошли родители и сказали, что дети перестали употреблять запрещенные препараты и легли в реабилитационную клинику. Это же прекрасно!

Иногда приходят целыми семьями. На последний спектакль «Рождение Сталина» в этом сезоне специально приехала семья из Челябинска — папа, мама и дети-подростки. А когда узнали, что на следующий день «Женитьба», они остались. Так уж вышло, что родителей в театр привели дети, которые знают меня по «Преступлению и наказанию».

«Иногда приходят целыми семьями. На последний спектакль «Рождение Сталина» в этом сезоне специально приехала семья из Челябинска — папа, мама и дети-подростки». Владимир Кошевой в спектакле Валерия Фокина «Рождение Сталина». Премьера 22 февраля 2019 года. Фото: Владимир Постнов

— У тебя есть сумасшедшие поклонники?

— Есть те, от которых прячусь, которые донимают. Самая жуткая история, когда поклонница писала мне в соцсетях с разных аккаунтов: «Гори в аду» и угрожала, что обольет кислотой, потому что Сталина нельзя играть. А как-то она пришла на спектакль, и меня выводили через запасной вход, который обычно закрыт. На самом деле еще раньше охраны ее вычислили по неадекватному поведению мои хорошие поклонницы...

У меня про поклонниц еще есть одна гениальная история. И совершенно не страшная, про прекрасных дам. Только-только на почте ввели правило, когда нужно брать талончики. Я пришел на почту, никого нет, мой номер 1885. Почта пустая. И где-то в стороне две пожилые дамы на меня косятся. Вдруг одна направляется ко мне и говорит:

— Простите, пожалуйста, вы же артист?

— Да.

— Вот мы не можем вспомнить вашу фамилию. То есть мы все роли ваши знаем — перечисляет 150 ролей — и не понимаем: вы Котовский или Петлюра?

— Кошевой.

— Зина, это из Второй мировой войны! — кричит она своей подруге.

И потом они узнали, что я в Александринке, в БДТ и в Театре Наций играю и стали приходить на мои спектакли...

— Когда на твоей орбите появляются суперсложные роли, это как-то влияет на твою судьбу?

— Раскольников, конечно, повлиял. После него у меня начался тяжелый период, когда я не хотел вообще ничего. Но мы с Шемякиным уже работали над его «Гофманиадой». Михаил Михайлович — особенный человек. Вокруг него мистицизм, страшные персонажи, но это его мир, он так видит Гофмана. И я понимал, что то, как он видит, как это создает, — это шаманство. Он рисует ужасы, но в то же время это к нему не имеет никакого отношения. Он умеет держать дистанцию. И он меня этому научил. Когда ты в воду наливаешь масло, она его отталкивает — здесь то же самое. До какого-то времени это все было интуитивно, а потом уже я понял, что это правила игры, их нужно принимать. Тебе же уже все по полочкам разложили, по лбу постучали, что надо дистанцироваться.

«Роль Раскольникова, конечно, повлияла. После него у меня начался тяжелый период, когда я не хотел вообще ничего». Владимир Кошевой. Фото: Игорь Панков

— А были опасные моменты, когда ты переходил грань и понимал, что сходишь с ума?

— Нет, я чувствовал смертельную усталость. Я «высох» после Раскольникова, и душевно, и энергетически. Эта роль как будто забирала мою настоящую жизнь. Я думал, если искусство требует таких жертв, если такая плата за то, чтобы сыграть хорошую роль, — я так больше не хочу! С другой стороны, я уже тогда прекрасно понимал, что таких ролей больше не будет. Потому что это вершина литературы. Если бы я знал, что впереди будет роль молодого Сталина — спектакль идет на сцене Александринки уже пятый сезон! И эта непростая роль также отнимает много сил: организм начинает готовиться за день до выхода на сцену — и сна, и настроения нет. Но и после спектакля тяжело восстанавливаюсь, мало общаюсь, чтобы не сорваться.

«Я «высох» после Раскольникова, и душевно, и энергетически. Эта роль как будто забирала мою настоящую жизнь». Владимир Кошевой в роли Родиона Раскольникова в сериале «Преступление и наказание», 2007 год. Фото: из архива В. Кошевого

— А есть что-то такое, что тебе обязательно хочется сыграть?

— Как-то на одном из федеральных каналов запускали сериал «Монтекристо». Я получил папки со сценарием, где было написано большими буквами «МОНТЕКРИСТО», я их практически обнял и подумал: «Боже мой, неужели это Дюма?! Неужели я сыграю Монте-Кристо?!» Когда мне было 10—12 лет, мы с друзьями переписывали в виде пьес романы Дюма «Три мушкетера», «Виконт де Бражелон», «Граф Монте-Кристо»... Так вот, я взял сценарий в самолет, открыл, а там шняга про какую-то квартиру. Я так смеялся, думал: «Какой же ты болван! Ну кто здесь будет снимать Дюма?»

Вообще, я так много не сделал, хотя мог бы сделать, и говорил «нет», потому что просто не хватало сил. На Би-би-си делали экранизацию Диккенса «Тайны Эдвина Друда» — интереснейший проект. Я два раза съездил на пробы, чуть не умер от напряжения, понял, что не справлюсь, и не поехал на финальные пробы. У меня энергии не было на дубль Раскольникова. Там сто съемочных дней пришлось бы ходить по мрачным декорациям, выглядывать из-за них и страдать, я испугался...

Знаешь, когда я снимался в «Преступлении и наказании», то вел дневники. И вот однажды у Михаила Михайловича Шемякина я познакомился с одной удивительной женщиной Патрисией Дарре, очень знаменитым во Франции медиумом. Незадолго до моего прихода она сказала: «Сейчас войдет молодой человек, я не знаю почему, но он связан с Достоевским. И он будет с Федором Михайловичем». А никто, кроме Шемякина, не знал, что приду я. Патрисия Дарре мне очень многое из моей прошлой жизни выдала, про переезд, про то, что я живу между стран, и она не может понять, откуда я родом, но точно из какой-то страны, которая находится рядом с Россией. Это был фантастический вечер, она общалась с духом Достоевского. И она мне сообщила: «У тебя есть то, что Федору Михайловичу очень не нравится». Это были мои записи, она мне про это сказала. О них вообще ни один человек не знал. И вот, когда я их чуть позже открыл, то ужаснулся той черноте, которая там была, и сжег их...

С Патрисией мы общались в период работы с Изабель Аджани, с которой мы планировали снимать фильм «Мастер и Маргарита». Но Дарре сказала, что она видит только картинки и кино не будет. В итоге Бортко стал снимать свой фильм «Мастер и Маргарита», а наш фильм трансформировался в фотопроект, то есть по сути стал картинками. Представляешь?!

Еще она мне сказала, что у меня будет что-то связанное с игрой и с Достоевским, но не понимает что. Прошло довольно много времени, и у меня в БДТ появился «Игрок», где я занят вместе со Светланой Крючковой и Полиной Маликовой. Представляешь?!

Но не у одной Патрисии Дарре есть дар предвидения. Иногда я заглядываю в свои старые записи и понимаю, что многое было или запрограммировано, или интуитивно угадано Михаилом Михайловичем Козаковым. Он мне напророчил, что я буду играть пять главных ролей. Три я уже сыграл — в «Игроке», в «Женитьбе», в «Дубровском». Еще две осталось. Но о них я тебе не скажу пока.

Владимир Кошевой и Василиса Алексеева в спектакле Валерия Фокина «Женитьба». Фото: Владимир Постнов

— Ты потяни как-то подольше. Ты вообще мистически настроен?

— Да, я понимаю, что все это не выдумка, это есть.

— Какие мистические истории с тобой происходили?

— Их было десятки, я расскажу нестрашную. Я опаздывал на рейс, засыпая, попросил соседку, чтобы меня разбудила, потому что мы вместе должны были перейти на другой гейт. Она меня разбудила, но на мой рейс поменяли гейты, а я этого не узнал и улетел в другой город, не в Италию, а в Германию. Самолет приземлился, я звоню:

— Прилетел.

— А ты где? Мы тебя ждем.

И я вдруг понимаю, что все говорят на немецком языке. Но это был волшебный полет. Мы общались с Альмодоваром. Он хотел снимать кино про свое детство и рассказал мне всю эту историю, которую потом снял через много лет.

— Что касается встреч, ты настоящий счастливчик.

— Да, и в этих знакомствах много удивительных совпадений. Шемякин придумал куклу Гофмана, когда меня еще в его жизни не было, но почему-то он видел похожий на меня образ. Фильм же долго снимали, и он стал куклу подправлять под меня, добавляя узнаваемые черты. Мне было очень интересно смотреть фильм, потому что я помнил: в этом эпизоде у меня была сломана нога, а здесь рука, а здесь я вообще говорить не могу, нет сил. Мы же сначала записывали звук, а потом художники под звук движения делали. А потом, если получалось некачественно, переписывали. Я мог свою жизнь посмотреть через то, как менялась кукла.

— Как вы встретились с гением?

— С Шемякиным? В книжном магазине, ночью. Абсолютно мистическая история. Я жил в Петербурге на улице Некрасова у своих друзей, они уехали отдыхать и оставили мне свою неотремонтированную квартиру, в которой я обитал, когда еще снимался в «Преступлении и наказании». Там вместо штор висела простыня, я лежал на раскладушке, рядом — табуретка, и больше ничего. Я был в депрессии, как-то проспал дней пять, а потом наступила следующая ночь и я не мог сомкнуть глаз. И мне срочно захотелось почитать Мариенгофа. Я пешком пошел в книжный — было время, когда «Буквоед» напротив Московского вокзала работал ночью, — и там увидел Шемякина, вокруг которого собралась толпа. Все приставали с автографами. Выходил он из книжного магазина так: он тащил гору книг, его жена Сара тащила гору книг. И вот из его горы на землю падает диск с «Преступлением и наказанием». Я его поднимаю, говорю:

— А это я, Раскольников, — отдаю диск и иду...

— Подождите, телефон дайте, — останавливает меня Шемякин.

Это было в час ночи, а в 8 утра раздался звонок Сары: «Мы посмотрели весь фильм, приезжайте к нам». На протяжении долгих лет мы общаемся с Михаилом Михайловичем, я этим очень дорожу.

Еще, и это тоже мистика, я очень похож на того Раскольникова, которого Шемякин рисовал в юности, у него есть иллюстрация.

— Чем Шемякин тебя поразил?

— Однажды я видел, как на моих глазах рождался спектакль — за одну ночь он придумал балет «Коппелия». Я видел, как у него рождаются идеи. Я, открыв рот, внимал. А потом несколько бессонных недель он все это рисовал. Знаешь, такое удивительное ощущение, когда ты только недавно видел белый лист бумаги, и потом он оживает. Меня вообще белый лист пугает. Ты понимаешь, что нужно написать первое слово, и не знаешь, куда оно тебя приведет, сможешь ли продолжить эту мысль. А Шемякин уже знает, как закончить. У него дар, он может взять в руки карандаш, нажать на точку, и он знает, что из этой точки родится. И ты, конечно, как завороженный, на это смотришь.

— Что он тебе дал важного?

— Заботу. Он человек-забота, очень теплый, внимательный: «Вы поели? Вам не холодно?» Он удивительно неравнодушный, очень тактичный. Если он тебе звонит, спрашивает, удобно ли говорить. Но он, конечно, может быть и резким, и обидчивым, имеет на это право. Как-то я не взял трубку. А потом сказал:

— Вы думаете, что я сижу и жду вашего звонка? Я репетирую.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Татьяна Васильева: «Мне кажется, все великие артисты дураки» Татьяна Васильева: «Мне кажется, все великие артисты дураки»

Большое интервью с Татьяной Васильевой

Коллекция. Караван историй
Как расширить память смартфона на Android Как расширить память смартфона на Android

Есть различные способы увеличить объем доступной в смартфоне памяти

ТехИнсайдер
«После «Карнавальной ночи» я поехала за границу, а Гурченко не взяли», — рассказывала Тамара Носова «После «Карнавальной ночи» я поехала за границу, а Гурченко не взяли», — рассказывала Тамара Носова

От всесоюзной популярности и королевской роскоши — до полной нищеты и забвения

Караван историй
Признак качества: 6 вещей, по которым ты вычислишь хорошего мастера по наращиванию ресниц Признак качества: 6 вещей, по которым ты вычислишь хорошего мастера по наращиванию ресниц

На какие детали стоит обратить внимание еще перед процедурой наращивания ресниц

VOICE
«Элина говорила: «Я умею держать себя в руках. Никто не должен видеть меня слабой», — рассказывает родная сестра Элины Быстрицкой София Шегельман «Элина говорила: «Я умею держать себя в руках. Никто не должен видеть меня слабой», — рассказывает родная сестра Элины Быстрицкой София Шегельман

О детстве, первых шагах в профессии и других событиях из жизни Элины Быстрицкой

Караван историй
Едят что хотят и не толстеют Едят что хотят и не толстеют

6 секретов стройности корейских женщин

Лиза
Виктор Раков: «Захаров мне сказал: «Принимайте волевое решение — или в кино сниматься, или в театре работать» Виктор Раков: «Захаров мне сказал: «Принимайте волевое решение — или в кино сниматься, или в театре работать»

«В нашей профессии в любом возрасте чему-то учишься»

Караван историй
Осетрина для дедушки. Что можно считать психологической травмой Осетрина для дедушки. Что можно считать психологической травмой

Чем психологическая травма отличается от обучающих подростка программ и событий

СНОБ
11 важных дат из истории Sukhoi Superjet 11 важных дат из истории Sukhoi Superjet

Sukhoi Superjet: история в датах

Maxim
Техношея Техношея

Почему нам всем грозит tech neck и как защитить свою шею от колец Венеры?

Собака.ru
Управляющие отчитались о росте Управляющие отчитались о росте

Самые успешные инвестиции середины лета

Деньги
Посттравматический рост: как испытания стимулируют наше развитие. Глава книги «Пересобрать себя» Посттравматический рост: как испытания стимулируют наше развитие. Глава книги «Пересобрать себя»

Как поверить в себя, исследуя свое тело, разум и окружающий мир?

Правила жизни
Эталон завтрака Эталон завтрака

Почему завтраки в «Иль-Касаро» вдруг стали очень популярны?

Bones
«Мы не можем ждать милостей от природы». Кто придумал плодово-ягодные культуры «Мы не можем ждать милостей от природы». Кто придумал плодово-ягодные культуры

История великого селекционера Ивана Мичурина, который вывел тысячи новых сортов

СНОБ
Американцы сделали человекоподобного робота Apollo для складской работы Американцы сделали человекоподобного робота Apollo для складской работы

Американцы сделали человекоподобного робота Apollo для складской работы

N+1
Как выглядит древнейший человек, чей геном удалось секвенировать: 45 000 лет в пещере Как выглядит древнейший человек, чей геном удалось секвенировать: 45 000 лет в пещере

Исследователи создали приближенное изображение женщины возрастом 45 000 лет

ТехИнсайдер
По каким правилам проходила трапеза на Руси? По каким правилам проходила трапеза на Руси?

Каждый прием пищи на Руси превращался в ритуал со своими правилами

Культура.РФ
Императорские пингвины в четырех колониях в море Беллинсгаузена потеряли всех птенцов в 2022 году Императорские пингвины в четырех колониях в море Беллинсгаузена потеряли всех птенцов в 2022 году

Почему пингвины моря Беллинсгаузена не смогли вывести птенцов в 2022 году

N+1
Ученые Tinkoff Research вывели робота на правильную и безопасную дорогу Ученые Tinkoff Research вывели робота на правильную и безопасную дорогу

Новый метод обучения поможет роботам исследовать неизвестный окружающий мир

ТехИнсайдер
Ингибиторы протонной помпы связали с повышенным риском инфекций у детей Ингибиторы протонной помпы связали с повышенным риском инфекций у детей

Прием ИПП связан с повышенным риском серьезных инфекций у маленьких детей

N+1
Банан на скотче и рассол: как художники превращают еду в искусство Банан на скотче и рассол: как художники превращают еду в искусство

Художники осваивают еду как средство выражения своих идей

РБК
Умеете ли вы строить «нормальные отношения»? Всего 2 вопроса помогут понять это Умеете ли вы строить «нормальные отношения»? Всего 2 вопроса помогут понять это

Нам свойственно давать оценку «нормальным отношениям» через призму личного опыта

Psychologies
Надоел ваш феминизм: за что мужчины обиделись на «Барби» Надоел ваш феминизм: за что мужчины обиделись на «Барби»

Почему фильм «Барби» оказался настолько смешным и провокационным?

VOICE
Неожиданные последствия глобального изменения климата Неожиданные последствия глобального изменения климата

Из-за изменения климата будет меньше кофе, уменьшатся козы, а мумии разрушатся

Maxim
Что собой представляет люксовый китайский микроавтобус Voyah Dream за 10 миллионов рублей Что собой представляет люксовый китайский микроавтобус Voyah Dream за 10 миллионов рублей

Voyah Dream — тестируем шикарный микроавтобус в Архангельской области

Maxim
Бокал за ужином не повредит: что такое высокофункциональный алкоголизм Бокал за ужином не повредит: что такое высокофункциональный алкоголизм

Что такое высокофункциональный алкоголизм и где его грань

Forbes
«Женщины для утешения»: как японская армия брала тысячи пленных в сексуальное рабство «Женщины для утешения»: как японская армия брала тысячи пленных в сексуальное рабство

С 1932-го по 1945 год более 200 000 женщин были обращены в сексуальное рабство

Forbes
Слово защите: как топ-менеджменту и службе информбезопасности выстроить диалог Слово защите: как топ-менеджменту и службе информбезопасности выстроить диалог

Какой должна быть служба информационной безопасности в новых условиях

Forbes
«Очаровал меня и всю мою семью»: каково это — выйти замуж за иностранца и переехать в Иран «Очаровал меня и всю мою семью»: каково это — выйти замуж за иностранца и переехать в Иран

Героиня истории рассказала, как вышла замуж за иранца и переехала на его родину

Psychologies
Заха Хадид Заха Хадид

Правила жизни архитектора Захи Хадид

Правила жизни
Открыть в приложении