Александр Рапопорт рассуждает об известности и возрасте

Караван историйЗнаменитости

Александр Рапопорт: «На каком-то этапе я сказал: «Хочу, чтобы всем было хорошо, но чтобы среди тех, кому хорошо, был и я тоже»

Нелли Скогорева

Фото: Владимир Шатров/из архива А. Рапопорта

Сейчас мне приятно, естественно, что меня узнают, что я известный. Но уже нет той остроты, которая была бы, если бы это случилось после школы. Во-вторых, большинство актеров моего возраста или старше сегодня все-таки уже в «тираже». И если бы я начал сниматься с молодости, то эта участь, скорее всего, не миновала бы и меня. И опять же, еще один плюс — я попал в среду, где много людей моложе меня. Это очень стимулирует.

— Александр, ваше лицо очень узнаваемо. Это потому, что оно у вас такое выразительное, или потому, что у вас около 150 кино- и 40 театральных ролей за плечами?

— Наверное, я получил эти роли в том числе благодаря этому лицу и своему упорству. Я очень давно и страстно хотел стать актером. По поводу лица — однажды я познакомился с режиссером Георгием Николаевичем Данелией и спросил его, как мне кратчайшим путем попасть в кино, потому что «набивать студенческие шишки» у меня нет времени. Он ответил: «У вас такое выразительное лицо, вы просто отправляйтесь на «Мосфильм» и ходите по коридорам. Кто-нибудь обязательно вас окликнет». Но на «Мосфильм» просто так не попадешь, нужен пропуск. И тут случилось следующее: во время вечеринки в картинной галерее Галины Данелии (жены режиссера. — Прим. ред.) она обратилась к своей подруге Людмиле Великой, работающей кастинг-директором на одном из проектов:

— Люся! Ну вот, посмотри на его лицо и скажи мне, его можно не снимать в кино?

Великая посмотрела и ответила:

— Нет. Не снимать нельзя! — и спросила меня: — Завтра можешь?

Я ответил:

— Я мог и вчера, и позавчера...

На следующий день я познакомился с Наташей Фоминой, которая была сотрудницей одного из кастинговых агентств «Мосфильма». Она играла Фанни Каплан, а я — чекиста Кузнецова, на руки которого после выстрела (который, как позже выяснилось, совершила не она) падал Ленин. Она познакомила меня с директором агентства Ларисой Исаевой, которая поставила меня на учет. Благодаря такому стечению обстоятельств я и начал сниматься в кино. Мне тогда было 57 лет.

«Однажды я познакомился с режиссером Георгием Николаевичем Данелией и спросил его, как мне кратчайшим путем попасть в кино, потому что «набивать студенческие шишки» у меня нет времени». Александр Рапопорт, Георгий Данелия и его жена Галина, 2000-е годы. Фото: из архива А. Рапопорта
«На следующий день я познакомился с Наташей Фоминой, которая была сотрудницей одного из кастинговых агентств «Мосфильма». Она играла Фанни Каплан, а я — чекиста Кузнецова, на руки которого после выстрела (который, как позже выяснилось, совершила не она) падал Ленин». Александр Рапопорт, Александр Тютин, Ольга Ломоносова в сериале «Моя Пречистенка», 2006 год. Фото: из архива А. Рапопорта

— Поздновато для начала карьеры. Есть какие-то плюсы в том, что ваша мечта сбылась так поздно?

— Это была даже не мечта, а некая «паранойяльная» цель. Потому что мечта, это когда человек хочет и не делает. Конечно было бы лучше, если бы это случилось немножко раньше. Прежде всего , чтобы папа успел увидеть, что я все-таки стал актером... А он всегда был против этого. Родители считали, что нужно сначала получить приличную специальность. И они настояли, чтобы я поступил в Пермский медицинский институт. Учился я, что называется, «через не хочу», но тем не менее окончил институт и стал врачом-психотерапевтом. Самое интересное, что я повторил судьбу отца, только наоборот — он сначала был актером, а потом стал врачом-психотерапевтом...

Сейчас я думаю, что если бы я поступил в театральное училище после школы, то, во-первых, меня бы скорее всего не миновала «звездочка». Молодой человек психологически не готов к известности. Не знаю, как бы я через это прошел. Сейчас мне приятно, естественно, что меня узнают, что я известный. Но уже нет той остроты, которая была бы, если бы это случилось после школы. Во-вторых, большинство актеров моего возраста или старше сегодня все-таки уже в «тираже». И если бы я начал сниматься с молодости, то эта участь, скорее всего, не миновала бы и меня.

И опять же, еще один плюс — я попал в среду, где много людей моложе меня. Это очень стимулирует, надо следить за собой, быть в форме. Кроме того, чем хуже ты сохраняешь форму, тем у?же диапазон предлагаемых тебе ролей.

«Я сделал так — взял режиссера за краешек свитерка, немножечко притянул к себе и сказал ему на ухо несколько фраз из той жизни, о которой я знал не понаслышке». Александр Рапопорт в сериале «Зона», 2005 год. Фото: Телеканал «НТВ»

— И как же эксплуатировалась ваша внешность? Как складывалось амплуа?

— Моя внешность как бы «не наша» для российского зрителя, она не славянская, наверное. Поэтому мне часто приходилось играть иностранцев. Например, в сериале «Марго. Огненный крест» я играл советника Наполеона, который живет вне времени, этакий Кощей Бессмертный.

Если говорить о театре, то я сейчас репетирую роль Воланда в спектакле «Мастер и Маргарита», который Владимир Александрович Стеклов ставит в Московском классическом театре. Меня спросили сначала, кем я себя здесь вижу. А кем я могу себя здесь видеть? Естественно, одним из двух персонажей — либо Воландом, либо Понтием Пилатом, оба, между прочим, для России иностранцы. Что касается Воланда, то этот персонаж все время ходил за мной с тех пор, как я прочел булгаковскую историю, а это было в отрочестве. Очень многие и актеры, и режиссеры, да и просто обычные люди, когда узнают, что я репетирую в «Мастере и Маргарите», даже не спрашивают, а утверждают: «Ну да — ты Воланд». Наверное, это лежит на поверхности, что называется, по «первому плану».

И второй персонаж, это Понтий Пилат. Тоже для меня интересный. В спектакле я играю их поочередно. И тот и другой представляются мне абсолютно не отрицательными, естественно. Меня часто спрашивают: почему ты играешь отрицательные роли? А я вообще не считаю, что играю отрицательные роли. Человек же не рождается отрицательным, и нет такого понятия — отрицательная внешность. Я все время возвращаюсь к высказыванию епископа Шарля Мириэля в «Отверженных»: «Проследим путь, по которому прошел грех». Когда я снимался в фильме «Марго. Огненный крест», мне режиссер Александр Глобин все время кричал в мегафон: «Саша, ты мне человечину убери!» Я говорю: « Ну как, нельзя у человека убрать человечину, она там все равно есть. И даже мерзавец, который прямо такой циничный мерзавец, он же все равно где-то внутри оправдывает себя, свои действия». Это живые люди, и они мне интересны психологически, с точки зрения специалиста по психологии поведения.

Фото: Владимир Шатров/из архива А. Рапопорта

— Кроме иностранцев с мистическим уклоном вы очень успешно сыграли криминального авторитета в сериале «Зона». Как вы получили эту роль?

— Да, именно эта роль сделала меня узнаваемым во всем русскоязычном мире. Мне потом писали зрители из разных стран — Австралии, Южной и Северной Африки, Израиля и Европы. Помню, мы снимались в «Браке по завещанию» в Лондоне. Я приехал туда, иду по Хитроу, навстречу мне идет девушка в форме British Airways, и она вдруг спрашивает:

— Вы Вилен?

Я обалдел.

— Да, — говорю.

— Я вас сегодня ночью по телику видела.

А получилось так. Однажды моя приятельница актриса Лариса Шатило (сейчас она Лара Чаклин), которая играла в сериале «Зона» тюремного врача, познакомила меня с режиссером Петром Александровичем Штейном. Он так на меня посмотрел и говорит:

— Александр, ну а кого вам тут дать, какую роль? Из работников СИЗО? Адвокат — там играть нечего. Прокурор — там играть нечего. Но там есть один молодой пацан американец, ну, можно представить, что к нему отец приехал, но это же все... мелочь.

Я говорю:

— Петр Александрович, а если кого-то изнутри?

Он на меня так посмотрел и насмешливо говорит:

— Саш, ну подойдите к зеркалу, ну какой вы ЗК?

При этом разговоре сидело очень много народу: костюмеры, гримеры, администрация. Там снимался и консультировал Олег Протасов, которому эта часть жизни тоже была знакома. И я сделал так — взял режиссера за краешек свитерка, немножечко притянул к себе и сказал ему на ухо несколько фраз из той жизни, о которой я знал не понаслышке.

Он говорит:

— Ну, я не знаю, я не готов, надо подумать.

Я уехал в Нью-Йорк, это было перед Новым годом. Звонит мне Арина Симонова, которая была кастинг-директором на этом проекте, и что-то меня про адрес спрашивает, я уже не помню. Я говорю:

— Так я сейчас в Нью-Йорке.

Она в ужасе:

— Какой Нью-Йорк? У тебя 20 января смена, ты — Вилен Бобруйский.

Вилен Бобруйский — это вор в законе, который «держал» тюрьму.

Фото: Владимир Шатров/из архива А. Рапопорта

— Вы упомянули, что имели отношение к тюремной тематике. Можете рассказать об этом эпизоде вашей биографии?

— Конечно. После окончания института я начал работать по специальности врачом-психиатром в больнице города Березники. Переехав через несколько лет в Москву, сначала работал в психиатрической больнице № 1 имени Кащенко (ныне Алексеевская), а затем дежурным психиатром по городу Москве. Эта была очень серьезная, ответственная работа — мы решали судьбы людей. Постепенно у меня стали появляться разногласия с руководством по поводу правомерности диагнозов. А именно — я спорил с диагнозами «карательной психиатрии», поэтому вызывал раздражение руководства и коллег. И в 1984 году был арестован за расхождения во взглядах на критерии показаний для неотложной госпитализации в психиатрические больницы. Я был осужден на четыре года. Это, конечно, драматическая ситуация, но она оказалась еще и неоценимым жизненным опытом. А главное, она послужила толчком к следующему крутому повороту жизни. После выхода из этих мест я понял, что дальше работать по специальности в Советском Союзе будет сложно. Тем более что, будучи уволенным после заключения, я через суд восстановился на работе, чем вызвал раздражение большого количества «властей предержащих». Мне стал часто сниться сон о повторном заключении... Надо было что-то предпринимать, я нес ответственность за семью. Решили «уйти» из СССР, что и осуществили в 1990 году, пройдя восемь европейских стран и обосновавшись в Нью-Йорке.

Александр Рапопорт в сериале «Марго. Огненный крест», 2009 год. Фото: из архива А. Рапопорта

— Авантюрный поворот! Какие свои навыки вы использовали, чтобы не умереть с голоду в Америке?

— Было бы глупо не воспользоваться природным даром — феноменом узнаваемого лица. (Смеется.) Мы приехали в Нью-Йорк с 200 долларами в кармане, случайная знакомая, с которой мы познакомились в аэропорту Барселоны, любезно приютила нас на полу в своей квартире. На следующий день я вышел на улицу с целью найти работу. Узнав, что я доктор, все говорили: «Ну, вы же не будете здесь работать». В итоге меня никто никуда не брал. И тут мне в глаза бросилось название фитнес-клуба, а надо сказать, что я всю жизнь качался и вообще занимался спортом. Я захожу, менеджер говорит, что карта стоит 100 долларов. И я покупаю две карты в спортклуб... Начал туда ходить, и происходит то, что со мной происходило всегда и везде — мгновенно у меня образовалось большое количество знакомых. Через неделю я подошел к одному из них и говорю: «Мне нужно 3000 долларов, чтобы купить машину». Ребята из клуба собрали эти деньги и передали мне их со словами: «Отдашь, когда будет что отдавать». Я купил машину и начал заниматься извозом. А еще через месяц стал самым популярным водителем этого кар-сервиса. Клиенты звонили и говорили, что хотят доктора. Диспетчер спрашивал:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Елена Яковлева: Елена Яковлева:

Я здесь абсолютно спокойно себя чувствую. Это мое место

Караван историй
Почему бэби-бумеры все чаще остаются в одиночестве: интересный факт! Почему бэби-бумеры все чаще остаются в одиночестве: интересный факт!

Что такое "серый развод" и как он влияет на бэби-бумеров?

ТехИнсайдер
Владимир Кошевой: «В моей жизни искушений было немало» Владимир Кошевой: «В моей жизни искушений было немало»

Владимир Кошевой вспоминает, как ездил на пробы в Москву на электричках зайцем

Караван историй
Королева и режиссер: история любви и творчества Глеба Панфилова и Инны Чуриковой Королева и режиссер: история любви и творчества Глеба Панфилова и Инны Чуриковой

Панфилов и Чурикова: они познакомились на съемках и прожили вместе более 50 лет

Forbes
Игорь Саруханов: Игорь Саруханов:

Интервью с певцом и композитором Игорем Сарухановым

Караван историй
Затерянный Хуэй Затерянный Хуэй

Как хуэй стали дунганами и оказались по другую сторону от Небесных Гор?

Вокруг света
Город мечты Город мечты

На берегу Каспийского моря Эмин Агаларов строит город своей мечты

OK!
Описать технический прогресс. Кто придумал теорию для двигателя внутреннего сгорания Описать технический прогресс. Кто придумал теорию для двигателя внутреннего сгорания

Для своего времени ДВС стал настоящим чудом инженерной мысли

СНОБ
«Алая королева»: как Маргарет Бофорт стала матерью династии Тюдоров «Алая королева»: как Маргарет Бофорт стала матерью династии Тюдоров

Фанатичка, манипуляторша и интриганка — такой Маргарет осталась в истории

Forbes
Посттравматический рост: как испытания стимулируют наше развитие. Глава книги «Пересобрать себя» Посттравматический рост: как испытания стимулируют наше развитие. Глава книги «Пересобрать себя»

Как поверить в себя, исследуя свое тело, разум и окружающий мир?

Правила жизни
Береги личный бренд с молоду: как рассказать подростку о репутации в интернете Береги личный бренд с молоду: как рассказать подростку о репутации в интернете

Глава из книги «Поговорят и забудут» о том, как противостоять интернет-агрессии

Forbes
Управляющие отчитались о росте Управляющие отчитались о росте

Самые успешные инвестиции середины лета

Деньги
Кого убила Вирджиния Вулф: как женщины обретали себя и свою силу благодаря литературе Кого убила Вирджиния Вулф: как женщины обретали себя и свою силу благодаря литературе

Существует литература — существуют писательницы. Что такое «женское письмо»

Forbes
Песня о родинке: как выявить опасное новообразование на коже и удалить его Песня о родинке: как выявить опасное новообразование на коже и удалить его

Что такое родинка и как понять, что она опасна?

Правила жизни
«Тихий наем»: почему продвижение по службе не всегда хорошо для сотрудника и компании «Тихий наем»: почему продвижение по службе не всегда хорошо для сотрудника и компании

Руководители не учитывают набор рисков, возникающих вследствие «тихого найма»

Forbes
«Не спорь со мной»: как мирно решать конфликты «Не спорь со мной»: как мирно решать конфликты

Как решать конфликты, а не избегать их?

Psychologies
Укус пчелы: как выглядит, чем опасен и как избежать Укус пчелы: как выглядит, чем опасен и как избежать

Укус пчелы — малоприятный опыт, а для некоторых — опасный. Как этого избежать?

РБК
В ожидании роста В ожидании роста

Международные инвесторы продолжают активно увеличивать вложения в акции

Деньги
Лень — не порок: несколько научных доказательств, почему человеку необходим отпуск Лень — не порок: несколько научных доказательств, почему человеку необходим отпуск

Как с точки зрения нейропсихологии на нас влияет отпуск

Forbes
Американцы сделали человекоподобного робота Apollo для складской работы Американцы сделали человекоподобного робота Apollo для складской работы

Американцы сделали человекоподобного робота Apollo для складской работы

N+1
Секрет молодости на тарелке Секрет молодости на тарелке

Еда и напитки, которые замедляют старение

Лиза
Смесь бетона и углерода превращается в суперконденсатор: невероятно быстрая зарядка и огромная емкость накопления энергии Смесь бетона и углерода превращается в суперконденсатор: невероятно быстрая зарядка и огромная емкость накопления энергии

Полученный бетон самособирается в суперконденсатор, накапливающий заряд

ТехИнсайдер
Русская рыба Русская рыба

Почему долгое время не было интереса к местной рыбе и когда все поменялось

Bones
Во взрывных извержениях внутриплитного вулкана Фогу обвинили углекислый газ Во взрывных извержениях внутриплитного вулкана Фогу обвинили углекислый газ

В продуктах извержения вулкана Фогу найдено большое содержание углекислого газа

N+1
«Реинкарнация. Новая глава»: хоррор о сестринстве и материнстве «Реинкарнация. Новая глава»: хоррор о сестринстве и материнстве

Что такое фем-хоррор и как Дайна Рид превращает детскую травму в кошмар?

Forbes
«Губы трупа» и автозагар: самый неудачный макияж знаменитостей – от Селены Гомес до Памелы Андерсон «Губы трупа» и автозагар: самый неудачный макияж знаменитостей – от Селены Гомес до Памелы Андерсон

Примеры из нашей подборки доказывают: иногда и профессионалы макияжа ошибаются!

VOICE
Кадровый голод Кадровый голод

Нехватка персонала — вечная проблема ресторанной индустрии

Bones
Всегда в движении Всегда в движении

Физическая активность имеет множество преимуществ для здоровья

Лиза
Вместо магнитиков. Какие сувениры могут украсить интерьер? Вместо магнитиков. Какие сувениры могут украсить интерьер?

Как выбрать сувенир, чтобы он смог добавить индивидуальности интерьеру?

Лиза
Что умеет нейросеть «Сбера» GigaChat Что умеет нейросеть «Сбера» GigaChat

«Сбер» запустил свой аналог ChatGPT — нейросеть GigaChat. Что она умеет?

СНОБ
Открыть в приложении