Александр Рапопорт рассуждает об известности и возрасте

Караван историйЗнаменитости

Александр Рапопорт: «На каком-то этапе я сказал: «Хочу, чтобы всем было хорошо, но чтобы среди тех, кому хорошо, был и я тоже»

Нелли Скогорева

Фото: Владимир Шатров/из архива А. Рапопорта

Сейчас мне приятно, естественно, что меня узнают, что я известный. Но уже нет той остроты, которая была бы, если бы это случилось после школы. Во-вторых, большинство актеров моего возраста или старше сегодня все-таки уже в «тираже». И если бы я начал сниматься с молодости, то эта участь, скорее всего, не миновала бы и меня. И опять же, еще один плюс — я попал в среду, где много людей моложе меня. Это очень стимулирует.

— Александр, ваше лицо очень узнаваемо. Это потому, что оно у вас такое выразительное, или потому, что у вас около 150 кино- и 40 театральных ролей за плечами?

— Наверное, я получил эти роли в том числе благодаря этому лицу и своему упорству. Я очень давно и страстно хотел стать актером. По поводу лица — однажды я познакомился с режиссером Георгием Николаевичем Данелией и спросил его, как мне кратчайшим путем попасть в кино, потому что «набивать студенческие шишки» у меня нет времени. Он ответил: «У вас такое выразительное лицо, вы просто отправляйтесь на «Мосфильм» и ходите по коридорам. Кто-нибудь обязательно вас окликнет». Но на «Мосфильм» просто так не попадешь, нужен пропуск. И тут случилось следующее: во время вечеринки в картинной галерее Галины Данелии (жены режиссера. — Прим. ред.) она обратилась к своей подруге Людмиле Великой, работающей кастинг-директором на одном из проектов:

— Люся! Ну вот, посмотри на его лицо и скажи мне, его можно не снимать в кино?

Великая посмотрела и ответила:

— Нет. Не снимать нельзя! — и спросила меня: — Завтра можешь?

Я ответил:

— Я мог и вчера, и позавчера...

На следующий день я познакомился с Наташей Фоминой, которая была сотрудницей одного из кастинговых агентств «Мосфильма». Она играла Фанни Каплан, а я — чекиста Кузнецова, на руки которого после выстрела (который, как позже выяснилось, совершила не она) падал Ленин. Она познакомила меня с директором агентства Ларисой Исаевой, которая поставила меня на учет. Благодаря такому стечению обстоятельств я и начал сниматься в кино. Мне тогда было 57 лет.

«Однажды я познакомился с режиссером Георгием Николаевичем Данелией и спросил его, как мне кратчайшим путем попасть в кино, потому что «набивать студенческие шишки» у меня нет времени». Александр Рапопорт, Георгий Данелия и его жена Галина, 2000-е годы. Фото: из архива А. Рапопорта
«На следующий день я познакомился с Наташей Фоминой, которая была сотрудницей одного из кастинговых агентств «Мосфильма». Она играла Фанни Каплан, а я — чекиста Кузнецова, на руки которого после выстрела (который, как позже выяснилось, совершила не она) падал Ленин». Александр Рапопорт, Александр Тютин, Ольга Ломоносова в сериале «Моя Пречистенка», 2006 год. Фото: из архива А. Рапопорта

— Поздновато для начала карьеры. Есть какие-то плюсы в том, что ваша мечта сбылась так поздно?

— Это была даже не мечта, а некая «паранойяльная» цель. Потому что мечта, это когда человек хочет и не делает. Конечно было бы лучше, если бы это случилось немножко раньше. Прежде всего , чтобы папа успел увидеть, что я все-таки стал актером... А он всегда был против этого. Родители считали, что нужно сначала получить приличную специальность. И они настояли, чтобы я поступил в Пермский медицинский институт. Учился я, что называется, «через не хочу», но тем не менее окончил институт и стал врачом-психотерапевтом. Самое интересное, что я повторил судьбу отца, только наоборот — он сначала был актером, а потом стал врачом-психотерапевтом...

Сейчас я думаю, что если бы я поступил в театральное училище после школы, то, во-первых, меня бы скорее всего не миновала «звездочка». Молодой человек психологически не готов к известности. Не знаю, как бы я через это прошел. Сейчас мне приятно, естественно, что меня узнают, что я известный. Но уже нет той остроты, которая была бы, если бы это случилось после школы. Во-вторых, большинство актеров моего возраста или старше сегодня все-таки уже в «тираже». И если бы я начал сниматься с молодости, то эта участь, скорее всего, не миновала бы и меня.

И опять же, еще один плюс — я попал в среду, где много людей моложе меня. Это очень стимулирует, надо следить за собой, быть в форме. Кроме того, чем хуже ты сохраняешь форму, тем у?же диапазон предлагаемых тебе ролей.

«Я сделал так — взял режиссера за краешек свитерка, немножечко притянул к себе и сказал ему на ухо несколько фраз из той жизни, о которой я знал не понаслышке». Александр Рапопорт в сериале «Зона», 2005 год. Фото: Телеканал «НТВ»

— И как же эксплуатировалась ваша внешность? Как складывалось амплуа?

— Моя внешность как бы «не наша» для российского зрителя, она не славянская, наверное. Поэтому мне часто приходилось играть иностранцев. Например, в сериале «Марго. Огненный крест» я играл советника Наполеона, который живет вне времени, этакий Кощей Бессмертный.

Если говорить о театре, то я сейчас репетирую роль Воланда в спектакле «Мастер и Маргарита», который Владимир Александрович Стеклов ставит в Московском классическом театре. Меня спросили сначала, кем я себя здесь вижу. А кем я могу себя здесь видеть? Естественно, одним из двух персонажей — либо Воландом, либо Понтием Пилатом, оба, между прочим, для России иностранцы. Что касается Воланда, то этот персонаж все время ходил за мной с тех пор, как я прочел булгаковскую историю, а это было в отрочестве. Очень многие и актеры, и режиссеры, да и просто обычные люди, когда узнают, что я репетирую в «Мастере и Маргарите», даже не спрашивают, а утверждают: «Ну да — ты Воланд». Наверное, это лежит на поверхности, что называется, по «первому плану».

И второй персонаж, это Понтий Пилат. Тоже для меня интересный. В спектакле я играю их поочередно. И тот и другой представляются мне абсолютно не отрицательными, естественно. Меня часто спрашивают: почему ты играешь отрицательные роли? А я вообще не считаю, что играю отрицательные роли. Человек же не рождается отрицательным, и нет такого понятия — отрицательная внешность. Я все время возвращаюсь к высказыванию епископа Шарля Мириэля в «Отверженных»: «Проследим путь, по которому прошел грех». Когда я снимался в фильме «Марго. Огненный крест», мне режиссер Александр Глобин все время кричал в мегафон: «Саша, ты мне человечину убери!» Я говорю: « Ну как, нельзя у человека убрать человечину, она там все равно есть. И даже мерзавец, который прямо такой циничный мерзавец, он же все равно где-то внутри оправдывает себя, свои действия». Это живые люди, и они мне интересны психологически, с точки зрения специалиста по психологии поведения.

Фото: Владимир Шатров/из архива А. Рапопорта

— Кроме иностранцев с мистическим уклоном вы очень успешно сыграли криминального авторитета в сериале «Зона». Как вы получили эту роль?

— Да, именно эта роль сделала меня узнаваемым во всем русскоязычном мире. Мне потом писали зрители из разных стран — Австралии, Южной и Северной Африки, Израиля и Европы. Помню, мы снимались в «Браке по завещанию» в Лондоне. Я приехал туда, иду по Хитроу, навстречу мне идет девушка в форме British Airways, и она вдруг спрашивает:

— Вы Вилен?

Я обалдел.

— Да, — говорю.

— Я вас сегодня ночью по телику видела.

А получилось так. Однажды моя приятельница актриса Лариса Шатило (сейчас она Лара Чаклин), которая играла в сериале «Зона» тюремного врача, познакомила меня с режиссером Петром Александровичем Штейном. Он так на меня посмотрел и говорит:

— Александр, ну а кого вам тут дать, какую роль? Из работников СИЗО? Адвокат — там играть нечего. Прокурор — там играть нечего. Но там есть один молодой пацан американец, ну, можно представить, что к нему отец приехал, но это же все... мелочь.

Я говорю:

— Петр Александрович, а если кого-то изнутри?

Он на меня так посмотрел и насмешливо говорит:

— Саш, ну подойдите к зеркалу, ну какой вы ЗК?

При этом разговоре сидело очень много народу: костюмеры, гримеры, администрация. Там снимался и консультировал Олег Протасов, которому эта часть жизни тоже была знакома. И я сделал так — взял режиссера за краешек свитерка, немножечко притянул к себе и сказал ему на ухо несколько фраз из той жизни, о которой я знал не понаслышке.

Он говорит:

— Ну, я не знаю, я не готов, надо подумать.

Я уехал в Нью-Йорк, это было перед Новым годом. Звонит мне Арина Симонова, которая была кастинг-директором на этом проекте, и что-то меня про адрес спрашивает, я уже не помню. Я говорю:

— Так я сейчас в Нью-Йорке.

Она в ужасе:

— Какой Нью-Йорк? У тебя 20 января смена, ты — Вилен Бобруйский.

Вилен Бобруйский — это вор в законе, который «держал» тюрьму.

Фото: Владимир Шатров/из архива А. Рапопорта

— Вы упомянули, что имели отношение к тюремной тематике. Можете рассказать об этом эпизоде вашей биографии?

— Конечно. После окончания института я начал работать по специальности врачом-психиатром в больнице города Березники. Переехав через несколько лет в Москву, сначала работал в психиатрической больнице № 1 имени Кащенко (ныне Алексеевская), а затем дежурным психиатром по городу Москве. Эта была очень серьезная, ответственная работа — мы решали судьбы людей. Постепенно у меня стали появляться разногласия с руководством по поводу правомерности диагнозов. А именно — я спорил с диагнозами «карательной психиатрии», поэтому вызывал раздражение руководства и коллег. И в 1984 году был арестован за расхождения во взглядах на критерии показаний для неотложной госпитализации в психиатрические больницы. Я был осужден на четыре года. Это, конечно, драматическая ситуация, но она оказалась еще и неоценимым жизненным опытом. А главное, она послужила толчком к следующему крутому повороту жизни. После выхода из этих мест я понял, что дальше работать по специальности в Советском Союзе будет сложно. Тем более что, будучи уволенным после заключения, я через суд восстановился на работе, чем вызвал раздражение большого количества «властей предержащих». Мне стал часто сниться сон о повторном заключении... Надо было что-то предпринимать, я нес ответственность за семью. Решили «уйти» из СССР, что и осуществили в 1990 году, пройдя восемь европейских стран и обосновавшись в Нью-Йорке.

Александр Рапопорт в сериале «Марго. Огненный крест», 2009 год. Фото: из архива А. Рапопорта

— Авантюрный поворот! Какие свои навыки вы использовали, чтобы не умереть с голоду в Америке?

— Было бы глупо не воспользоваться природным даром — феноменом узнаваемого лица. (Смеется.) Мы приехали в Нью-Йорк с 200 долларами в кармане, случайная знакомая, с которой мы познакомились в аэропорту Барселоны, любезно приютила нас на полу в своей квартире. На следующий день я вышел на улицу с целью найти работу. Узнав, что я доктор, все говорили: «Ну, вы же не будете здесь работать». В итоге меня никто никуда не брал. И тут мне в глаза бросилось название фитнес-клуба, а надо сказать, что я всю жизнь качался и вообще занимался спортом. Я захожу, менеджер говорит, что карта стоит 100 долларов. И я покупаю две карты в спортклуб... Начал туда ходить, и происходит то, что со мной происходило всегда и везде — мгновенно у меня образовалось большое количество знакомых. Через неделю я подошел к одному из них и говорю: «Мне нужно 3000 долларов, чтобы купить машину». Ребята из клуба собрали эти деньги и передали мне их со словами: «Отдашь, когда будет что отдавать». Я купил машину и начал заниматься извозом. А еще через месяц стал самым популярным водителем этого кар-сервиса. Клиенты звонили и говорили, что хотят доктора. Диспетчер спрашивал:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Натали Портман. Мисс совершенство Натали Портман. Мисс совершенство

Натали Портман не слишком хорошо вписывается в голливудский ландшафт

Караван историй
Интересный факт! Аутизм может быть не болезнью, но частью личности Интересный факт! Аутизм может быть не болезнью, но частью личности

Аутизм можно рассматривать как человеческую «изменчивость», а не как заболевание

ТехИнсайдер
«После «Карнавальной ночи» я поехала за границу, а Гурченко не взяли», — рассказывала Тамара Носова «После «Карнавальной ночи» я поехала за границу, а Гурченко не взяли», — рассказывала Тамара Носова

От всесоюзной популярности и королевской роскоши — до полной нищеты и забвения

Караван историй
Кто такой Михаил Елизаров — автор «Библиотекаря» и впечатляющих песен Кто такой Михаил Елизаров — автор «Библиотекаря» и впечатляющих песен

Кто такой Михаил Елизаров?

Правила жизни
Алан Милн. Винни-Пух и прочие неприятности Алан Милн. Винни-Пух и прочие неприятности

Кристофер Робин часто задавался вопросом: что привело его отца к катастрофе?

Караван историй
Дни и ночи стрелецких казней Дни и ночи стрелецких казней

Следствие по делу стрельцов сопровождалось невиданными пытками и расправами

Дилетант
Марта Геллхорн. Синдром войны Марта Геллхорн. Синдром войны

Она прошла тысячи километров под пулями, побывала почти на всех войнах ХХ века

Караван историй
Мужской взгляд на воспитание: как стать хорошим отцом Мужской взгляд на воспитание: как стать хорошим отцом

С какими вызовами сталкиваются современные папы и как их преодолевать?

Psychologies
Корзины для яиц Корзины для яиц

Как Гарри Марковиц изобрел инвестиционный портфель

Деньги
«Не спорь со мной»: как мирно решать конфликты «Не спорь со мной»: как мирно решать конфликты

Как решать конфликты, а не избегать их?

Psychologies
Из чего делали посуду на Руси? Из чего делали посуду на Руси?

Какой была посуда на Руси и как она изменялась с течение времени

Культура.РФ
Время путешествовать Время путешествовать

Эксплорер Bering 145 Heeus с брутальной внешностью, который умеет развлекать

Y Magazine
Возбужденный кислород помог провести реакцию циклопропанирования Возбужденный кислород помог провести реакцию циклопропанирования

Химики обнаружили фотохимическую реакцию циклопропанирования

N+1
Гонки на тандемах Гонки на тандемах

Как ученые собирают идеальную солнечную батарейку

N+1
Художник Саша Шардак: Человек склонен романтизировать все новое и представлять приятное будущее Художник Саша Шардак: Человек склонен романтизировать все новое и представлять приятное будущее

Об эстетике оттепели, ностальгии по ушедшим временам и романтизации новизны

СНОБ
Волшебный порошок: на что способна хозяйственная бура Волшебный порошок: на что способна хозяйственная бура

Вот как можно использовать хозяйственную буру в быту

ТехИнсайдер
По своему желанию По своему желанию

Самые надежные средства контрацепции, о которых ты, возможно, не знала

Лиза
Пираты, комиксы и звездные войны: самые дорогие фильмы всех времен Пираты, комиксы и звездные войны: самые дорогие фильмы всех времен

Десятка самых дорогих когда-либо существовавших фильмов — в нашем материале

Forbes
«Энергия покоя»: история любви Улая и Марины Абрамович «Энергия покоя»: история любви Улая и Марины Абрамович

Историю совместной жизни Улая и Марины Абрамович — личной и профессиональной

Правила жизни
Зарядное устройство для всей семьи: тонкости выбора Зарядное устройство для всей семьи: тонкости выбора

Универсальный зарядник может быть очень удобен. Важно лишь правильно его выбрать

CHIP
6 страшно интересных фактов про «Кошмар перед Рождеством» 6 страшно интересных фактов про «Кошмар перед Рождеством»

Мультфильм, с которым поседевшие дети входят во взрослую жизнь

Maxim
Из грязи в… грязи Из грязи в… грязи

Подборка мототехники для активного отдыха

Y Magazine
Нейробиологи нашли механизм мозга, управляющий концентрацией внимания Нейробиологи нашли механизм мозга, управляющий концентрацией внимания

Основную роль в концентрации внимания играет скоординированная активность

ТехИнсайдер
Речь пациента после инсульта отражает адаптивную стратегию мозга Речь пациента после инсульта отражает адаптивную стратегию мозга

После инсульта мозг выстраивает особую адаптивную стратегию

ТехИнсайдер
Наземное возрастание солнечных космических лучей впервые увидели сразу на Земле, Луне и Марсе Наземное возрастание солнечных космических лучей впервые увидели сразу на Земле, Луне и Марсе

Первый случай регистрации наземного возрастания солнечных космических лучей

N+1
Это не ветка Это не ветка

Лев на картине Сано ди Пьетро несчастен не потому, что ему предложили ветку

Вокруг света
Эталон завтрака Эталон завтрака

Почему завтраки в «Иль-Касаро» вдруг стали очень популярны?

Bones
Как установить свои личные границы и не нарушить чужие Как установить свои личные границы и не нарушить чужие

Как устанавливать личные границы?

Psychologies
Робот на присосках поможет слабовидящим купить напиток в автомате Робот на присосках поможет слабовидящим купить напиток в автомате

Это устройство поможет слабовидящим взаимодействовать с сенсорными экранами

N+1
Любовь, как в кино: почему мы мечтаем о нереалистичных отношениях Любовь, как в кино: почему мы мечтаем о нереалистичных отношениях

Почему мы хотим любви, как в романтическом фильме?

Psychologies
Открыть в приложении