Художник Роман Ляпин уверен, что именно творчество лечит от любых депрессий

Караван историйКультура

Роман Ляпин: "Бильярд - моя третья страсть после живописи и женщин"

Когда встаешь к холсту, все негативные мысли нейтрализуются, ты становишься сильнее. Уверен, именно творчество лечит от любых депрессий.

Наталья Черных

Фото: Даниил Конторович/из архива Р. Ляпина

днажды в пятом классе нам дали задание изобразить дома что-нибудь на свободную тему. У родителей имелся альбом по истории искусств, и в нем мне приглянулась «прикольная» картина Боттичелли — «Рождение Венеры». А на другой странице — фрагмент, голова богини. Я тщательно ее срисовал. Видимо, получилось убедительно, поскольку, когда принес работу на урок, никто не поверил, что я справился с ней без посторонней помощи. Мне стало ужасно досадно, что заподозрили в обмане. Ведь я так старался!

На самом деле в детстве меня несильно увлекало рисование. Я ведь хорошо пел, даже был солистом хора мальчиков Ленинградской капеллы. В старших классах освоил гитару и пытался дудеть в саксофон, но как-то не пошло, да и времени на все не хватало... Однако учительница что-то во мне разглядела и классе, кажется, в седьмом — ее предмета у нас в программе уже не было — сказала: «Роман, тебе ни в коем случае нельзя бросать рисовать, если хочешь, будем и дальше заниматься». И я вечерами бегал к ней домой, мы рисовали, говорили об искусстве, смотрели репродукции — у нее была колоссальная библиотека.

Первый визит во Флоренцию, 1991 год. Фото: из архива Р. Ляпина

Когда собрался поступать в «Муху» (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица. — Прим. ред.), испытал восторг от самой возможности находиться в этих прекрасных стенах, поскольку считаю здание академии одним из красивейших в городе. В моей жизни тогда появился важный человек — художник Михаил Михайлович Гоптарев, он стал наставником, подготовил к поступлению и сильно повлиял на многие мои дальнейшие решения.

В тот период я подробно познакомился с творчеством Михаила Врубеля и считаю его одним из своих кумиров. Еще очень нравился Николай Фешин, много о нем читал, изучал его стиль — первооткрывателя и новатора в фактуре, работавшего с вибрацией мазка, глубоко понимавшего композицию. Невероятно впечатлил Федор Васильев, он прожил всего двадцать три года, но все, что сделал, — гениально. Также в студенчестве увлекался Джексоном Поллоком, Густавом Климтом.

Увы, академическое образование увлекло ненадолго, меня обескураживала необходимость подстраиваться под учебный процесс. Я вообще с детства не люблю под кого-то или что-то подстраиваться. Как отношусь к разного рода учебным заведениям — объемный вопрос, скажу лишь, что создал свою школу, где совершенно иные принципы, не академические.

В «Мухе» я отучился три года, а затем уехал в Италию с выставкой. Преподаватель композиции Владимир Андреевич Горский посоветовал: «Рома, хотя бы получи справку о неоконченном высшем. Пригодится».

Я довольно успешно выставился в Риме, попал, как говорится, в струю: шла перестройка и ко всему русскому возник огромный интерес. Итальянцы раскупили все мои картины, которые привез.

В Италии у меня вдруг обнаружились незаурядные способности к языкам: года три говорил на английском, потом перешел на итальянский, и никому даже в голову не приходило, что я иностранец. До сих пор встречая итальянцев, спокойно с ними болтаю, хотя лет пятнадцать как перебрался обратно.

В Италии я открыл для себя Уильяма Тернера, вдохновился его колоритом и в какой-то момент вдруг понял, что он смотрел на мир через призму тех же эмоций, что и я. Тернер писал сердцем: не детали, а состояние.

Я много ходил по музеям — не только в Риме, но и в Венеции, Флоренции — и был совершенно потрясен Микеланджело, Караваджо. Эти открытия тоже сказались на дальнейшем творческом пути.

«Венеция. Вдали от карнавала», 2018 год. Фото: из архива Р. Ляпина

Мне оказался близок Марио Скифано, я застал его еще при жизни. Он был довольно специфическим человеком. Эпатажным, на грани. О таких обычно говорят: городской сумасшедший.

Вообще, художник на протяжении творческого пути сталкивается с огромным количеством информации и, хочет он или нет, всегда находится под влиянием того, что видит и с кем общается. Но своим студентам я говорю: «Кто и как бы на вас ни влиял— важно не забывать, что вы это вы. Если же что-то вдохновляет и затрагивает душевные струны — надо к этому очень бережно относиться...»

— На что потратили первые большие гонорары?

— Гонорары большими можно назвать с натяжкой, но на фоне друзей-коллег выглядели они существенно. Купил какую-то машину, а как потратить остальные свалившиеся деньги, не знал. Я ведь не имею вредных привычек: в казино не играю, наркотиками не балуюсь... Просто жил ни в чем себе не отказывая.

«Мост Святого Ангела. Зима в Риме», 2018 год. (Прямо за мостом — тот дом, в котором я снимал свою первую квартиру.) Эта картина скоро будет выставлена на аукционе Sotheby’s. Фото: из архива Р. Ляпина

В Риме поначалу поселился у моста Святого Ангела, в самом центре. Потом переехал в небольшую квартирку в удивительном доме, густо увитом диким виноградом. У меня имелся свой садик и миллион кошек, которые вечно там болтались. Впервые увидев это место, сразу им заболел. Квартирка была двухуровневой, в ней все время толклись гости — кто-то приезжал, кто-то уезжал. Мы выставляли в садик диван и столик с пятилитровой бутылкой вина, общались, играли в «Мафию», бренчали на гитаре, жарили мясо, ели спагетти. Кстати, я хорошо их готовлю.

К слову, в Италии успел поработать моделью. Рекламировал автомобиль «ягуар», снимался в ролике про всем известную минеральную воду. Забавно, что итальянцы иногда путали меня с актером Расселом Кроу, даже просили вместе сфотографироваться. Помню, две американки подошли у Колизея и чуть не завизжали от восторга. Но едва я открыл рот и заговорил на ломаном английском, их иллюзии улетучились...

— Почему вернулись в Россию, раз в Риме было так прекрасно?

— Наверное, настало время «собирать камни». В Петербурге родилась дочь, и как бы комфортно ни было человеку за границей, он все равно там гость. Однажды я тупо проспал самолет и несколько месяцев просидел в Питере — с семьей, с ребенком. С тех пор стал все дольше оставаться на родине, летал в Италию лишь решать вопросы. Потом сдал свою римскую квартиру студентам, раздарил вещи (наверное, в Риме осталось около двухсот пятидесяти картин), отправил контейнер с самым дорогим в Питер и окончательно вернулся. Вот, собственно, и все.

Работа с моделью, 1998 год. Фото: из архива Р. Ляпина

— Как я поняла, с «Мухой» в конечном итоге не сложилось?

— Больше я туда не возвращался. Пришло иное осознание себя в профессии. Видимо, сдвинулись приоритеты. Думаю, художник ценен тем, что не пытается кому-то нравиться, а гнет свою линию. Рынок современного искусства устроен специфически: если аудитория, настроенная тебя покупать, обывательская, то человек подыскивает симпатичную картинку, которая будет висеть на стене, — красивый пейзаж, натюрморт и так далее. А когда делаешь то, что нравится тебе, а не обывателям, это другое, и оно чувствуется. Есть там своя энергетика (хоть и не люблю этого слова). И из-за личной эмоции художника его картины растут в цене.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Марина Капуро. Простые радости Марина Капуро. Простые радости

«А что, Агнета приехала?» — спросил, услышав мой голос, модельер группы ABBA

Коллекция. Караван историй
Смертельная семерка: пищевые привычки, которые нас убивают Смертельная семерка: пищевые привычки, которые нас убивают

Половина всех смертей от инфаркта, инсульта и диабета связана с нашим рационом

VOICE
Валерия Ободзинская: Валерия Ободзинская:

Валерия Ободзинская рассказывает о своем отце Валерии Ободзинском

Караван историй
Мясо из пробирки: чем мы будем питаться в будущем Мясо из пробирки: чем мы будем питаться в будущем

Революция в пищевой промышленности происходит на наших глазах

Популярная механика
Полина Лазарева: «Не теряю надежды, что рано или поздно мне встретится хороший человек, с которым буду счастлива» Полина Лазарева: «Не теряю надежды, что рано или поздно мне встретится хороший человек, с которым буду счастлива»

«Все детство меня пугали, как ужасна актерская профессия!»

Караван историй
Семейное древо Семейное древо

Как работает профессиональная преемственность в современных семьях

Forbes Woman
Виктор Горячев: «Я пришел в фотографию из-за Булата Окуджавы» Виктор Горячев: «Я пришел в фотографию из-за Булата Окуджавы»

На счету Виктора Горячева огромное количество профессиональных портретов

Караван историй
Как Роман Абрамович из любителя балета стал продюсером шумных постановок Как Роман Абрамович из любителя балета стал продюсером шумных постановок

Как Роман Абрамович влияет на художественную политику театров?

Forbes
Юлиан Семенов: как он придумал легендарного Штирлица? Юлиан Семенов: как он придумал легендарного Штирлица?

Штирлиц пройдет с ним через всю жизнь, став героем тринадцати романов и повести

Коллекция. Караван историй
Охота за Эйхманом Охота за Эйхманом

Адольф Эйхман вошёл в историю как «архитектор холокоста»

Дилетант
От Маргариты до Примаверы: виды самой популярной пиццы со всех уголков мира От Маргариты до Примаверы: виды самой популярной пиццы со всех уголков мира

Пицца – идеальное блюдо, как ни крути

Playboy
Археологи нашли в Норвегии вытаявшие из ледника охотничьи укрытия Археологи нашли в Норвегии вытаявшие из ледника охотничьи укрытия

Такие укрытия использовали древние скандинавы для добычи северных оленей

N+1
Дышите — не дышите Дышите — не дышите

Рената Харькова учит ловко и весело управляться с крючками и шнуровками корсета

Vogue
15 марта 44 года до н. э., Рим 15 марта 44 года до н. э., Рим

Гид путешественника во времени

Вокруг света
Елена Николаева. Несколько жизней Елена Николаева. Несколько жизней

Однажды во время репетиции открылась дверь и в зал вошел Евгений Миронов

Коллекция. Караван историй
Неловкий разговор: как попросить партнера провериться на инфекции Неловкий разговор: как попросить партнера провериться на инфекции

У тебя обнаружили инфекцию, передающуюся половым путем. Откуда «оно»?

Cosmopolitan
Зона комфорта Зона комфорта

Хорошо спланированные помещения создают образ комфортного и гостеприимного дома

Идеи Вашего Дома
Жизнь без отходов. Интервью с авторами книг о проблеме мусора и сортировке отходов Жизнь без отходов. Интервью с авторами книг о проблеме мусора и сортировке отходов

Есть ли смысл сортировать мусор сейчас? Отвечают авторы книг об отходах

СНОБ
Биография Камилы Валиевой: путь от казанской звездочки до олимпийской чемпионки Биография Камилы Валиевой: путь от казанской звездочки до олимпийской чемпионки

Чем юная фигуристка Камила Валиева заслужила всенародную любовь

Cosmopolitan
Археологи нашли в Монголии наскальное изображение загонной охоты на медведей и козлов Археологи нашли в Монголии наскальное изображение загонной охоты на медведей и козлов

Ученые полагают, что найденные петроглифы относятся к бронзовому веку

N+1
Один дома Один дома

Как правильно выбрать «быстрые» продукты?

Добрые советы
Праматерь всех страхов: как избавиться от навязчивых мыслей о смерти Праматерь всех страхов: как избавиться от навязчивых мыслей о смерти

Почему возникают навязчивые мысли о смерти и как избавиться от страха умереть

Forbes
Суперионные сплавы железа обвинили в сильном замедлении сейсмических волн в центре Земли Суперионные сплавы железа обвинили в сильном замедлении сейсмических волн в центре Земли

Эти соединения помогут объяснить и сейсмическую анизотропию внутреннего ядра

N+1
«Бабушка будет довольна»: как мультфильм «Энканто» стал манифестом бунтующих дочерей «Бабушка будет довольна»: как мультфильм «Энканто» стал манифестом бунтующих дочерей

«Энканто» — мультфильм о женщинах, отказывающихся быть идеальными

Forbes
Radio Patriki: как устроен паблик с фотографиями стильных жителей Москвы Radio Patriki: как устроен паблик с фотографиями стильных жителей Москвы

Radio Patriki ведет перепись модных жителей и гостей Патриарших прудов

РБК
«Конкретный человек может быть чужим, но нельзя обобщать до «Конкретный человек может быть чужим, но нельзя обобщать до

Владлена Санду о своем сериале «Идентификация»

Weekend
Как устроена метавселенная и почему за ней будущее: другая реальность уже близко Как устроена метавселенная и почему за ней будущее: другая реальность уже близко

Об устройстве метавселенных, главных трендах и перспективах

Популярная механика
Есть ли у людей магнитное чувство? Есть ли у людей магнитное чувство?

Можем ли мы чувствовать север и юг, как перелетные птицы?

Популярная механика
Эркюль Пуаро в 20 пунктах Эркюль Пуаро в 20 пунктах

Путеводитель по самым интересным фактам из биографии Эркюля Пуаро

Weekend
Медленные плазмоны сделали графен аномальным поглотителем Медленные плазмоны сделали графен аномальным поглотителем

Аномальное поглощение терагерцового света намагниченным графеном

N+1
Открыть в приложении