Хайрем Максим: кем был изобретатель самого известного пулемета в мире
Британский подданный американского происхождения Хайрем Максим был талантливым изобретателем. Он усовершенствовал электролампочку раньше Эдисона и построил аэроплан раньше братьев Райт. Но этих его достижений сейчас уже никто не помнит. Его имя стало нарицательным в другой области: он вошел в историю как изобретатель самого смертоносного оружия конца XIX – начала XX вв.
Весной 1887 года полигон в Штайнфельде недалеко от Вены, где австрийская армия испытывала новые образцы скорострельного оружия, посетил высокий гость. Император Франц-Иосиф прибыл лично взглянуть на оружие, которому предсказывали большое будущее. Он с большим одобрением смотрел, как два бойца обслуживают блистающий полировкой пятиствольный нарезной пулемет, модель компании Nordenfeldt: один подавал патроны, а второй, аккуратно вращая рукоятку, отмерял 180 выстрелов в минуту. Последним участником испытаний был грузный бородатый американец — изобретатель, агент по рекламе и сбыту единственного продукта безвестной британской фирмы: приземистого, короткого и толстого, весьма уродливого стреляющего устройства. Хайрем Стивенс Мáксим, одетый, как подобает, в утренний костюм и с цилиндром на голове, пристроился на крошечном сиденье, привинченном к задней опоре несуразной треноги, и взялся за рукоятки на черном металлическом ящике, из которого выступал один-единственный ствол, одетый в кожух водяного охлаждения. По сигналу он открыл огонь. За 30 секунд 330 пуль выбили на установленной в сотне метров мишени инициалы императора — FJ. Дым еще вился, а последняя из гильз едва успела коснуться земли, как Максим уже встал и поклонился августейшей особе. Наступила полная тишина: император и его свита были потрясены и не находили слов.
Американская мечта
Хайрем Стивенс Максим родился 5 февраля 1840 года неподалеку от Сангервилля, штат Мэн. Его формальное школьное образование не набрало и пяти классов. У своего отца, искусного плотника и механика-самоучки, он перенял навыки работы с деревом и металлом. Еще в детстве Хайрем проявил себя изобретателем: сконструировал хронометр, колесо со спицами для велосипеда и, наконец, мышеловку. Позднее он не чурался никакой работы — был плотником, каретным мастером, маляром, подрядчиком, профессиональным борцом и барменом. Для последней профессии он буквально был создан: сам не пил и был достаточно сильным, чтобы выставить из заведения распоясавшихся клиентов. В Гражданской войне не участвовал: его освободили от призыва после того, как на службе погибли два его брата.
В 1864 году Максим обосновался в Бостоне. Здесь он женился и, чтобы содержать семью, устроился на работу к своему дяде, Леви Стивенсу. Хайрем быстро решал технические проблемы, но у него не хватало терпения отличить мелочи от важных вещей. Очень часто он заново «изобретал велосипед», к тому же обычно игнорировал вопросы производства и сбыта. Леви Стивенс изготавливал автоматические газогенераторы для домашнего освещения. Максима наняли как чертежника, но он сразу придумал, как этот генератор усовершенствовать. Едва Стивенс успел переоборудовать свое производство для изготовления новинки, как племянник придумал еще несколько усовершенствований и стал настаивать на том, что производство нужно заново перестраивать. Когда это стало повторяться снова и снова, его просто уволили.
Однако он легко находил работу, сначала в Бостоне, а потом в Нью-Йорке. Его любимыми стихиями были газ и пар. Максим обожал паровые машины. Он разрабатывал и изготавливал манометры, трубы, клапаны, двигатели, вакуумные насосы, карбюраторы, маховики, регуляторы и горелки. Своими руками он построил семиметровый паровой ботик «Флирт», чтобы с сыном кататься по реке Гудзон. В 1873 году Максим занялся собственным бизнесом и учредил компанию Maxim Gas, убедив А.Т. Стюарта, владельца сети универмагов и самого богатого человека в Америке, поддержать его. Он организовал газовое освещение почтового отделения на Манхэттене, курорта в Саратоге и гостиницы в Атланте, а также сконструировал яркий газовый прожектор, которыми вскоре стали оснащать локомотивы на всех дорогах Восточного побережья.
Электрический магнат
Однако Максим понимал, что эпоха газового освещения уже уходит в прошлое. С 1876 года он начал работать с электричеством. Его эскизы и модели произвели такое впечатление на нью-йоркских финансистов, что в июне 1878 года для реализации изобретений Максима была организована United States Electric Lighting Company. Руководители новоиспеченной компании хотели захватить часть рынка дугового освещения. Однако хотя дуговые лампы неплохо служили для освещения улиц, для помещений они не годились, поскольку угольные электроды представляли опасность, их приходилось часто менять, а яркость света не поддавалась регулировке. Большую часть времени Максим посвящал работе над лампой накаливания. Между талантливыми изобретателями шла гонка — кто первым доведет до совершенства лампу, которая смогла бы заменить газовый рожок в домах и конторах.
Конкуренция обострилась, когда в 1877 году на поле боя вышел Томас Эдисон. Первый патент на лампу накаливания он начал оформлять 5 октября 1878 года. И хотя Максим подал свою заявку на один день раньше, суд принял сторону Эдисона. Максим возненавидел Эдисона, в ответ последний отзывался о Максиме как о пирате, а после начала Первой мировой войны назвал его «продавцом смерти». Начиная с 1870-х годов главной целью Максима стало побить Эдисона.