Турция
Россию и Турцию связывают тысячи исторических нитей. Больше, чем сосед; немногим меньше, чем близкий родственник; опасный, но важный партнер, Турция сегодня – это друг или враг?

Если на телевидении обсуждают Европу, Штаты или Китай, перед глазами аудитории встают разве что картинки, показанные на этом же экране. Когда говорят про Турцию, дело обстоит иначе. Турция – это реальность. Ежегодно туда выезжают порядка трех миллионов человек, эта страна – абсолютный лидер по выездному российскому туризму.
Когда заходишь внутрь Святой Софии, ставшей мечетью, невозможно не подумать о том, что Россия в общей сложности четыре века воевала за то, чтобы водрузить над ней крест. Когда идешь по Истиклялю мимо российского консульства, невозможно не вспомнить о том, что прадед Льва Толстого, будучи русским послом в Стамбуле, несколько лет просидел в заточении в Семибашенном замке, когда случилась очередная русско-турецкая война. Когда проплываешь на пароме мимо Принцевых островов, рассматриваешь маленький остров Бююкада, где изгнанный из СССР Лев Троцкий четыре года писал книгу «История русской революции».
Даже турецкий государственный флаг – полумесяц и звезда на красном фоне – стал частью нашего политического анекдота. Будто бы, когда Турция выразила неудовольствие по поводу того, что на флаге Армянской ССР изображена гора Арарат, находящаяся на турецкой территории, Сталин ответил – мол, на флаге Турции изображена Луна, а она, насколько ему известно, также находится вне территории Турецкой Республики. И таких исторических нитей, прочно связывающих нашу страну с Турцией, тысячи.
Политические новости из Турции нашего времени – настоящее испытание для любителей строгой черно-белой реальности, построенной на принципе «друг– враг». С Турцией никогда ничего непонятно. То турки убивают нашего посла или сбивают российский самолет в Сирии – и мы враги. То Эрдогана спасает от путча российская разведка, успев предупредить о заговоре, – и мы друзья. То тот же Эрдоган жестко заявляет непризнание присоединения Крыма или даже поставляет украинцам знаменитые ударные беспилотники «Байрактар» – и мы враги. То он сидит рядом с Путиным на открытии вновь отстроенной московской мечети или пускает газ по газопроводу «Турецкий поток» – и мы друзья. То в каком-нибудь турецком городе местная чеченская диаспора ставит памятник Дудаеву – и мы враги. То самолеты российского МЧС тушат пожары в Анталье и Мармарисе, в то время как у нас в Якутии горят миллионы гектаров леса, – и мы друзья.