В конце 1910 года художник Павел Кузнецов вдруг исчез из Москвы

Караван историйКультура

Павел Кузнецов. Бегство на восток

В конце 1910 года художник вдруг исчез из Москвы. Искусствовед Эфрос писал: «Прошла весть, несколько странная, что уехал к киргизам в степи. Почему в степи? Почему к киргизам?»

Нина Белова

Фото: Игнатович/РИА новости/фото репродукции картины П. Кузнецова «У водоема». 1913 г

Павлу не было и тридцати, когда его работы вошли в экспозицию русского искусства, устроенную осенью 1906 года Сергеем Дягилевым в Париже. В рамках Осеннего салона выставили старинные иконы, скульптуру и мирискусников: Бакста, Бенуа, Врубеля, Серова, Рериха, Кузнецова. Особым вниманием пользовались картины Павла — «Утро», «Любовь матери» и «Голубой фонтан». Успех повлек за собой неожиданное избрание молодого художника членом Осеннего салона (немногие русские удостаивались такой чести). Это было тем более лестно, что годом раньше на салоне выставлялся Анри Матисс, которого Кузнецов очень ценил.

Присев на террасе уличного кафе, Павел заказал завтрак с обязательным камамбером и яблочным пирогом и попросил листок бумаги, благо ее давали бесплатно. Он стал писать родителям в Саратов, как ошеломил его Париж, — хотелось остаться, бродить без устали по улицам и бульварам, впитывать краски и запахи города, посещать студии и рисовальные классы, но друзья по Училищу живописи, ваяния и зодчества затевали новую выставку и настойчиво звали в Москву...

Вскоре Павел вернулся в Россию и сразу включился в активную подготовку выставки «Голубая роза». Субсидировал ее Николай Рябушинский — известный меценат и издатель художественного журнала «Золотое руно». Открытие состоялось восемнадцатого марта 1907 года на втором этаже Торгового дома однофамильца Павла фарфорозаводчика Матвея Кузнецова.

Посетителям вручали каталог с голубой розой на обложке — символом недостижимого идеала. В небольших изысканно убранных залах живописные работы разместили на фоне серебристо-серых стен и голубых драпировок. Подобранные в той же гамме полотна словно растворялись в сказочном дымчатом пространстве. Казимир Малевич заметил, что даже в воздухе чувствовался «голубой запах». На самом деле дурманящий аромат исходил от гиацинтов и нарциссов — вазы с весенними цветами стояли повсюду. Звучала музыка Скрябина, Белый и Брюсов читали стихи.

«Голубой фонтан» Кузнецова произвел фурор и на Осеннем салоне в Париже, и на выставке «Голубая роза» в Москве. Однако спустя пару лет мода на модернистов прошла, их перестали покупать. Фото: РИА новости/фото репродукции картины П. Кузнецова «Голубой фонтан». Государственная Третьяковская галерея

«Художники сидят под своими картинами с обширными астрами в петлицах рядом с причудливыми созданиями женского пола, которых на иных полотнах можно узнать... Их коноводом и главарем был Павел Кузнецов — задавал тон, был законодателем мод и вкусов. В плеяде изумительных он был самым изумительным», — писал Абрам Эфрос.

Нищие, некоторые крайне нелепо одетые — Андрей Белый вспоминал, что Павел Кузнецов был в чем-то «желтом, клетчатом, талия... с перехватом», — они ревниво наблюдали за реакцией зрителей. Порой, заслышав нелестный отзыв, не выдерживали и ввязывались в горячие дискуссии, стремясь объяснить всем и каждому то «невысказанное» и «невыразимое», что скрыто от поверхностного взгляда в их символических картинах. Между молодыми ершистыми гениями слонялся и меценат — рослый белокурый красавец Николай Рябушинский. В залах висело несколько картин этого «художника-любителя», и как не без иронии заметил кто-то из гостей, даже «не слишком плохих».

О модернистах заговорили, публика валом валила на Мясницкую. Мнения были самые разные. «Голубая роза» — красивая выставка-часовня. Для очень немногих... И картины как молитвы», — писал влиятельный критик Сергей Маковский. Другие возмущались: «Достаточно быть Рябушинским, чтобы мановением волшебного жезла детски неумелая мазня превращалась в шедевры».

Между тем «Утро» Кузнецова приобрела Третьяковская галерея и он, по словам Абрама Эфроса, «был введен в сонм признанных мастеров», первый из этого круга молодых художников.

Несколько его картин купил и Рябушинский. За гонораром Павел отправился на виллу Николая «Черный Лебедь». Вернувшись, сердито заметил младшему брату Виктору: «Отдал сукин сын, да не все, с него трудно получать. На банкеты и пикники деньги швыряет охапками, в «Эрмитаже» оставил за собой столик, на котором каждое утро появляются свежие орхидеи, а на лишнюю сотню для друга-художника скупится».

Фортуна, как известно, весьма капризна. Через пару лет живописный мир видений и грез публике приелся, теперь он казался не утонченно-заманчивым, а жеманно-манерным. Это был, как метко заметил Рябушинский, «признак временности и неживучести голубых роз». Маковский, некогда восторженно приветствовавший открытие выставки, теперь утверждал, что «Голубая роза» переродилась в купеческий декаданс. А Кузнецову вынес мрачный вердикт: «Вот художник, по-видимому, безвозвратно погибший!»

РИА новости/фото репродукции картины П. Кузнецова «Спящая в Кошаре». 1911 г. Государственная Третьяковская галерея

И Павел решил вернуться на Волгу, в родной Саратов. Бродил по знакомым улочкам, с наслаждением вдыхая памятный с детства острый запах: в этом купеческом городе жили мукомолы, маслобои, текстильные «короли сарпинки», но главное — рыбники. Торговля свежими осетрами, белугой, севрюгой, стерлядью процветала. По берегам тянулись бесчисленные амбары и ледники для хранения улова, приспособления для разделки, копчения и сушки. Мальчишкой он с братьями прибегал смотреть, как заготавливали икру. Зернистую солили в огромных чанах, паюсную прессовали в рогожных кулях на два-три пуда каждый, мешочную запаковывали в салфеточные мешки. Здесь же производили и рыбные деликатесы: «белужьи пруты», «сомовьи плески» и вязигу — спинную струну осетровых. Ах, как любил Павел расстегаи с вязигой, которые по праздникам пекла мать Евдокия Илларионовна!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мне надо всё делать в последний момент» «Мне надо всё делать в последний момент»

Актриса Аглая Тарасова практически неуловима

OK!
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Долецкая республика Долецкая республика

О чем не любит ностальгировать и как видит будущее Алена Долецкая

Esquire
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
Сити-брейк Сити-брейк

Идеальные города России для семейного уик-энда

Лиза
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Банки на передовой Банки на передовой

Как работала финансовая система СССР во время войны

Эксперт
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Маленькие шаги к переменам Маленькие шаги к переменам

Интервью с создателем инклюзивных раскрасок и игрушек Натальей Пониной

Лиза
Медвежий угол Медвежий угол

Как оргкомитет московской Олимпиады-80 зарабатывал – рубли и валюту

Ведомости
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
Соло-мама Соло-мама

Каких ошибок стоит избегать женщинам, которые растят детей в одиночку

Лиза
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
Открыть в приложении