Фильм "Белое солнце пустыни" я обожала с детства

Караван историйЗнаменитости

Наталия Мажуга. Во всех мужчинах я искала Владимира Мотыля

Фильм "Белое солнце пустыни" я обожала с детства. Знала бы тогда, что годы спустя режиссер картины станет моим лучшим другом и любимым мужчиной...

Записала Наталия Мурга

Фото: Андрей Федечко, визаж: Карина Головина; К. Зыков/ТАСС

До встречи с Мотылем я была замужем дважды, но коротко. Первый супруг погиб в автокатастрофе. А второй брак просто оказался неудачным. После него даже думать не хотела о новых отношениях. Но пятого февраля 2005 года в небольшую гостиницу в центре Санкт-Петербурга, где я работала администратором, приехала съемочная группа картины «Багровый цвет снегопада», и жизнь моя перевернулась.

Владимир Мотыль, взяв ключи от номера, пошел устраиваться. Вдруг он обернулся и спросил:

— Как вас зовут?

— Наталия.

Поздним вечером раздался звонок:

— Наташа, это кинорежиссер Мотыль. Я вот что подумал — в новый фильм мне очень подходит ваш типаж. Хочу предложить вам сыграть небольшую роль.

— Как? Я ведь не актриса...

— Это не имеет значения, люблю работать с непрофессионалами, — ответил он.

Честно говоря, я опешила. Повисла пауза. Что почувствовала, невозможно передать — в голове не укладывалось: мне предлагают сняться в кино! Робко попросила разрешения познакомиться со сценарием. Владимир Яковлевич его передал, но велел утром непременно вернуть. Читала всю ночь.

Вообще, некоторое отношение к искусству я имела — училась в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения на звукооператорском. В восьмидесятые годы мой папа Валерий Мажуга работал в Шостке начальником на заводе «Свема», производившем кинопленку. Ее в стране не хватало, поэтому в наш город часто приезжали известные люди: актеры, режиссеры, певцы, космонавты. Устраивали творческие встречи и концерты, а в благодарность за это им отгружали вне очереди дефицитную кинопленку. Родители с детства брали меня с собой на такие мероприятия. Лет в пять, после выхода на экраны картины «Семнадцать мгновений весны», говорила маме: «Выйду замуж только за Штирлица». Очень ждала, когда Тихонов приедет к нам, но не случилось.

Фильм «Белое солнце пустыни» я обожала с детства. Сложно сосчитать, сколько раз его смотрела. Знала бы тогда, что годы спустя режиссер картины станет моим лучшим другом и любимым мужчиной...

Именно лента про красноармейца Сухова принесла Володе всенародную славу. А ведь на экраны она могла и не выйти: в Госкино прокат картины запретили — сочли неудачной, но пленка чудом попала на дачу к Брежневу. Очевидно, информацию о чиновничьем запрете еще не донесли до тех, кому поручили доставить бобину генсеку. Брежнев был в восторге и лично похвалил Мотыля по телефону: «Хорошее кино снимаешь!» Так фильм вопреки решению Госкино пошел в народ — официальная премьера состоялась тридцатого марта 1970 года.

Картина «Багровый цвет снегопада» стала последней в жизни Владимира Яковлевича. Съемки длились почти пять лет, он был и режиссером, и автором сценария. Эту историю Мотыль задумал посвятить матери и всем родственникам, чьи судьбы искалечил каток советского террора. Деда и бабушку Владимира Яковлевича репрессировали и выслали на Дальний Восток. Там они уцелели, вернулись в Белоруссию, но в начале войны погибли в нацистском гетто. Отца, слесаря минского завода, обвинили в шпионаже и сгноили на Соловках. Сыну его было всего три года. Детство Володя провел с матерью в ссылке на Урале. Он с малых лет жил под прессом семейной трагедии и лишь в конце жизни решился взяться за эту тему.

Фото: из архива Н. Мажуги

Действие фильма разворачивается в Первую мировую войну. Юная киевлянка Ксения остается сиротой — отец, миллионер-промышленник, убит во время беспорядков, вскоре погибает и жених девушки. Она уходит на фронт сестрой милосердия и встречает там новую любовь, пятидесятитрехлетнего генерала Ростислава Баторского. Ксения мечтает о большой семье, детях... Но революция 1917 года повергает Россию в пучину кровавого хаоса, и надеждам героини не суждено сбыться...

История показалась мне интересной, но вызвала много вопросов.
«Любопытно узнать ваше мнение, — сказал Владимир Яковлевич, когда утром возвращала рукопись. — Предлагаю обсудить за ужином в ресторане».

Вечером, едва мы расположились за столиком, Мотыль поинтересовался:

— Ну, что скажете по поводу сценария?

— Извините, но несмотря на то что рассказ ведется от лица женщины, сразу понятно, что писал его мужчина. Мне кажется, вряд ли героиня легла бы в постель с убийцей мужа. Даже для того, чтобы отомстить ему.

— Благодарен за честность, — улыбнулся Володя. — Все поют восхищенные оды, вы — первый человек, который разгромил мой сценарий.

— А какую роль вы все-таки хотели предложить мне?

— Ее пока нет. Но напишу...

Вскоре Владимир Яковлевич пригласил на съемки — они проходили в центре Петербурга, недалеко от нашей гостиницы. Он, как и обещал, придумал для меня роль — немецкой переводчицы. Чтобы я не зажималась на площадке, репетировали отдельно. Володя опекал, помогал поверить в свои силы. Помню, читаю текст на немецком, он сидит в кресле и вдруг замечает: «Столько нерастраченной нежности, непонятно почему...»

Поражало, что Мотыль со всеми прост, внимателен и корректен. Как-то актер загулял и появился только через три дня в непотребном виде. Все ждали грандиозного скандала, но режиссер, оценив «масштабы бедствия», сухо произнес: «Отмыть, привести в чувство и на площадку!»

Неожиданно Владимир Яковлевич привлек меня к кастингу. Дело в том, что сначала женихом Ксении он видел Харатьяна, но Дмитрий был уже занят в другом проекте и не смог сниматься. Мотыль показывал мне фотографии претендентов и спрашивал: «Потеряла бы ты голову от такого мужчины?» Я раз за разом отвечала, что вряд ли... Выбор в конце концов остановили на Михаиле Химичеве. А роль героини, на которую пробовались сотни актрис, досталась сербке Даниэле Стоянович, которая давно жила в России, играла в петербургском театре «Приют комедианта». Где-то через месяц после начала съемок Владимир Яковлевич признался ей: «Вчера что-то пишу за столом, поднимаю глаза на фотографию, где мама держит меня на руках, и вдруг понимаю — вы невероятно на нее похожи!» Утверждая Даниэлу на роль, он этого еще не осознавал, но интуиция подсказала ему остановить выбор именно на ней.

Фото: Photoxpress.ru/Презентация фильма «Багровый цвет снегопада» режиссера Владимира Мотыля

К выбору каждой детали Мотыль подходил крайне скрупулезно. Например забраковал сцену с гуляющими в кадре коровами: «Этой породы не существовало во время Первой мировой, ее вывели позже!» — заявил категорично. Эпизод пришлось переснимать.

Помню, как директор картины уговаривала не отменять съемку из-за неправильной — остроконечной — формы палаток немецкого лагеря. Но Владимир Яковлевич остался непреклонен: «Таких палаток тогда не было!» Работу остановили до прибытия аутентичного реквизита.

Конечно, я чувствовала к себе симпатию Владимира Яковлевича, но в тот период границы чисто дружеского общения мы не переходили. Отношения развивались постепенно. Он любил уютные ресторанчики, и мы часто там бывали. Уезжая, писал мне: «...Письма твои желательны очень. Вокруг так мало искренности... Мечтаю о нашей встрече, едва подвернется первая же пауза в изнурительных съемках...», «Милая, милая Наташа! Наташенька! Я так боюсь потерять Вас в едва начавшемся нашем знакомстве, что решаюсь загодя открыться Вам, не тая ничего! Хочется всегда смотреть в Ваши чистые, чарующие глаза, не отводя взгляда». Я храню все его послания. Жаль, что традиция писать от руки устарела. Электронная почта лишает возможности видеть почерк человека и тем самым ощущать его присутствие.

Я узнала, что Мотыль женился дважды. С Людмилой Подаруевой, актрисой одного из свердловских театров, Володя познакомился, когда ему, студенту Свердловского театрального института, было всего восемнадцать. Она была на пять лет старше, но это не имело никакого значения — влюбился без памяти. Бегал на ее спектакли, дарил цветы, караулил у служебного входа, чтобы проводить домой, и Людмила не устояла. Они поженились, родилась дочь Ирина.

В Свердловске Владимир Яковлевич какое-то время работал режиссером местного драмтеатра, ставил на других сценах, имел и актерский опыт, но всегда мечтал снимать собственные фильмы и в тридцать лет решил податься в Москву. Ехал, по сути, в никуда, поэтому не рискнул срывать с места семью. Людмила Васильевна отпустила мужа, она его всегда поддерживала. Но люди в разлуке все равно живут в разном течении времени....

Фото: Телеканал Россия К/Кадр из фильма «Больше, чем любовь. Владимир Мотыль и Людмила Подаруева»

Первой самостоятельной работой Мотыля в 1963 году стал фильм «Дети Памира». Ради Раисы Куркиной, которая в нем снялась, Володя оставил Людмилу. Они проживут вместе несколько лет, Куркина будет много сниматься, но у Владимира Яковлевича — еще только в двух фильмах. Спустя шесть лет после «Детей Памира» она сыграет роль жены таможенника Верещагина в «Белом солнце пустыни», а затем Софью Раевскую в «Звезде пленительного счастья». В конце концов брак распадется и Мотыль вернется к первой жене.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Выходцы из среднего класса Выходцы из среднего класса

Hyundai Elantra – Toyota Corolla

АвтоМир
Режиссер Алексей Мартынов — о смысле существования Мастерской Брусникина Режиссер Алексей Мартынов — о смысле существования Мастерской Брусникина

Режиссер Алексей Мартынов — о необходимости в какой-то момент опираться на себя

РБК
Заполняя белые места на карте Заполняя белые места на карте

Некоторые ключевые вехи экспедиционной истории РГО

Вокруг света
Зерно тщеславия Зерно тщеславия

Как провалились американские санкции против СССР

Деньги
«Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей «Что знает Мариэль?»: зачем колкое драмеди меняет местами детей и родителей

Как «Что знает Мариэль?» по-новому рассматривает детско-родительские отношения

Forbes
Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания

Почему же так сложно выйти из замкнутого круга токсичных отношений?

VOICE
«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
Образ дьявола как политический инструмент Образ дьявола как политический инструмент

Как Израиль остановил революцию в Иране

Монокль
Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем Как заснуть буквально за минуту: способ, который все мы бессознательно используем

Как помочь своему организму заснуть?

Maxim
Лето твоей любви Лето твоей любви

Простые приемы, которые помогут тебе стать счастливой женщиной

Лиза
Глава молдавского оппозиционного блока «Победа» Илан Шор: Евроинтеграция – это морковка, которую нам подвесили Глава молдавского оппозиционного блока «Победа» Илан Шор: Евроинтеграция – это морковка, которую нам подвесили

Молдавский оппозиционер Илан Шор о своем отношении к процессу евроинтеграции

Ведомости
Вечные ценности Вечные ценности

Интерьер в духе дворцовой классики с иконами современного дизайна

SALON-Interior
На массе: почему люди выбирают коллективные тренировки вместо одиночных — и как они помогают психике На массе: почему люди выбирают коллективные тренировки вместо одиночных — и как они помогают психике

Почему коллективные тренировки делают нас лучше?

Правила жизни
Счастье незавершенного гештальта Счастье незавершенного гештальта

Что помогает осознать предназначение и как оно создает нас?

Psychologies
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Как понять, что организму не хватает магния: 10 тревожных признаков Как понять, что организму не хватает магния: 10 тревожных признаков

Разбираемся, как понять, что магния стало катастрофически мало

ТехИнсайдер
Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую Квадратная правда: как расширить границы квартиры, не покупая новую

Как маленькая квартира может стать больше большой

Inc.
С акцентом на бохо С акцентом на бохо

Современное пространство с элементами бохо, отражающее тенденцию к эклектике

Идеи Вашего Дома
Как добавление специй может помочь сократить потребление пищи Как добавление специй может помочь сократить потребление пищи

Хотите сократить потребление калорий, не чувствуя себя обделенным?

ТехИнсайдер
«ИИ будет массово доступен — так же, как мобильная связь или телевидение» «ИИ будет массово доступен — так же, как мобильная связь или телевидение»

Какие горизонты открывают генеративный искусственный интеллект в сфере финансов?

Деньги
Ключи от города Ключи от города

Мы даем несколько «точек входа» в Лиссабон, которые помогут понять его

Seasons of life
Больше заботы, меньше риска: почему родители все чаще хотят девочек, а не мальчиков Больше заботы, меньше риска: почему родители все чаще хотят девочек, а не мальчиков

Что может стоять за желанием родителей завести девочку, а не мальчика?

Forbes
Константин Тхостов: «Нужно быть инакомыслящим во благо государства» Константин Тхостов: «Нужно быть инакомыслящим во благо государства»

Как построить идеальную школу в реальных обстоятельствах

Монокль
«Средневековье в латах» «Средневековье в латах»

Как умирали и какие раны наносили друг другу средневековые воины

N+1
Слишком заняты, чтобы спать: как сон влияет на эффективность CEO Слишком заняты, чтобы спать: как сон влияет на эффективность CEO

Об особенностях и важности такого простого состояния управленца, как сон

Forbes
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
Трудный подросток, безумный проповедник и злодей из «Бэтмена»: 5 лучших фильмов с Полом Дано Трудный подросток, безумный проповедник и злодей из «Бэтмена»: 5 лучших фильмов с Полом Дано

Лучшие роли Пола Дано: от независимого кино до «Бэтмена»

Правила жизни
Алена Бабенко: «С тех пор решила, что у меня будет два дня рождения в году» Алена Бабенко: «С тех пор решила, что у меня будет два дня рождения в году»

Я страшно страдала, что никудышная мать, всем порчу жизнь, часто плакала

Караван историй
Как нейросети помогают (или мешают) искать работу: мнение экспертов Как нейросети помогают (или мешают) искать работу: мнение экспертов

Какие риски могут возникнуть при собеседовании с ИИ?

ТехИнсайдер
Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает» Филипп Киркоров: «Публика принимает меня любым, но далеко не всё прощает»

Какой путь прошел Филипп Киркоров и сколько еще впереди

ЖАРА Magazine
Открыть в приложении