Беседа с хирургом и онкологом Иваном Стилиди

Караван историйЗдоровье

Иван Стилиди. В потоке

Озвучивать диагноз по телефону неправильно. Но озвучить оставшийся срок... Это мог сделать только садист. Если человек относится к людям как к дровам, он не имеет права называться врачом и носить белый халат.

Алла Занимонец

Фото: Александр Ридман

октор, давайте начистоту: онкологический диагноз — это окончательный приговор или обжалованию подлежит?

— Я сын прокурора, поэтому термин «обжалованию подлежит» мне знаком с детства. Сразу скажу: не приговор. Тридцать лет назад — а я уже давно занимаюсь онкологией — пациенты, услышав диагноз, терялись, паниковали, погружались в депрессию. И не только они, но и их близкие. Все, жизнь подошла к финалу, что делать — непонятно. Очевидно, за эти три десятилетия и мы, врачи, и вы, журналисты, приложили немало усилий, чтобы изменить отношение к диагнозу «рак». Современные люди более информированны и начитанны. Раньше пациенты говорили: «Не знаю и знать не хочу, что надо, то и делайте». Сегодня мы нередко видим у больного желание участвовать в определении лечебной тактики.

— Иван Сократович, а это хорошо — погружаться в саму суть болезни? Особенно если ты пуглив и тревожен. Как известно, Евгения Евстигнеева убил разговор с хирургом. Когда тот нарисовал сердце и показал, как сделает шунтирование, актер представил и... умер.

— Человеку нужно давать ровно столько информации, сколько он запрашивает. И не сгущать краски. Стоит ли сообщать, что шанс один из ста? Думаю, нет.

— Иначе он до операции не доживет. Настрой и желание жить влияют на благоприятный исход?

— Конечно! Особенно после обширных операций — сложных и травматичных. Врачу при этом необходимо так провести беседу с пациентом, а возможно и не одну, чтобы укрепить силу его духа...

НО! Всю правду о болезни, о возможном неблагоприятном развитии событий должны знать ближайшие родственники. Потому что диагноз — проблема не только заболевшего человека, но и почти всегда мощная травма для семьи.

Когда мы имеем дело с осложненным течением болезни или с рецидивом, как правило, требуются нестандартные решения. И тогда довольно часто хирургу приходится импровизировать.

В Центре имени Блохина мы часто идем на риск — берем «неоперабельных» пациентов. Поэтому если у родственников нет понимания сложности ситуации, с которой столкнутся врачи, и мы не встретим одобрения, наши действия будут ограничены. Хирург не сможет работать раскованно.

— А если родственники раздавлены новостью о болезни дорогого человека? Чем можно помочь врачу в этом случае?

— Давайте разграничим понятия. Я сейчас говорю о нестандартных случаях, когда прогнозировать исход невозможно, а другого шанса, кроме оперативного вмешательства, у пациента нет. Он уходит из жизни... Для того чтобы взять на себя ответственность и решиться на операцию, у хирурга должен быть кредит доверия со стороны родных или самого пациента. Ведь главная заповедь в медицине — «не навреди». Если хирург откажется оперировать, его никто не осудит. Но шанс будет упущен.

— То есть родственник должен сказать: «Я вам доверяю, доктор, делайте все то, что считаете нужным...»?

— Да, понимая, что у близкого человека нет другого варианта.

— И спасение возможно?

— Возможно! У нас большой опыт подобных операций. К чему я веду? К тому, что надо разговаривать с родственниками и пациентами. Я постоянно твержу своим ученикам: в наши обязанности входит не только лечение, но и общение.

— Тогда давайте от противного. Как могут близкие больного вам помешать?

— Отказаться использовать шанс. Такое случалось всего пару раз за всю мою практику. Я честно описывал родственникам и больному ситуацию, и они уходили... в нетрадиционную медицину. Во всех остальных случаях, а их сотни, мы вместе боролись за жизнь пациента.

— Нетрадиционной медицине вы, конечно, не верите?

— Не верю. Бывали случаи в моей практике, которые не укладывались ни в какие законы физики и биологии. Но они не связаны с пассами руками или «приемом натощак масла с железными стружками». Травяные сборы, грибы не обладают противоопухолевым действием.

В Центре имени Блохина мы часто идем на риск, когда считаем, что он оправдан. Фото: Александр Ридман

— Корректно ли спросить о процентном соотношении согласившихся лечь под скальпель и выживших? Понимаю, что это журналистский вопрос, а не научный, но хочется дать надежду нашим читателям...

— Девяносто пять человек из ста после таких операций остаются в живых.

— Возраст имеет значение? Чем моложе, тем скорее поправится?

— Все имеет значение: возраст, сопутствующие заболевания, настрой. Противоопухолевое лечение всегда агрессивное. Искусство врача проявляется в том, чтобы найти способ уничтожить опухоль, а не человека. Для этого необходимы интуиция, знания и огромный опыт.

— Я читала отзывы ваших пациентов. Одна женщина написала, что «все уже отказывались, я отчаялась, но судьба сжалилась. Врач не побоялся, не выпроводил». А что делать, если выпроваживают, несмотря на страстное желание жить и готовность рискнуть? Как поступать, когда врачи отказываются оперировать и отправляют домой умирать, чтобы не портить статистику?

— Сложный вопрос... Бывают ситуации, когда хирургическое вмешательство может только усугубить состояние или даже сильно навредить. Таким пациентам и я отказываю. Вы думаете, я всех беру на операционный стол? Нет конечно. Операция ради операции, если она не продлевает жизнь или не повышает ее качество, абсолютно не нужна.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алан Милн. Винни-Пух и прочие неприятности Алан Милн. Винни-Пух и прочие неприятности

Кристофер Робин часто задавался вопросом: что привело его отца к катастрофе?

Караван историй
Сколько калорий нужно съедать в день, чтобы похудеть Сколько калорий нужно съедать в день, чтобы похудеть

Сокращение калорий может стать эффективным способом снижения веса

Cosmopolitan
Андрей Столыпин. Звезда для Андрей Столыпин. Звезда для

Андрей Столыпин — о своей жизни и дружбе с неформалами

Коллекция. Караван историй
Гитарист превратил первую часть «Властелина Колец» в трехчасовую метал-балладу Гитарист превратил первую часть «Властелина Колец» в трехчасовую метал-балладу

На что толкает фанатов «Властелина Колец»

Популярная механика
Альбина Джанабаева: Альбина Джанабаева:

Откровенное интервью с Альбиной Джанабаевой

Караван историй
10 советов про здоровье, которым никогда не надо следовать 10 советов про здоровье, которым никогда не надо следовать

Но все ли советы, касающиеся сфер здоровья, безопасны?

Cosmopolitan
Александр Васильев: «К Щедрину я приехал с большим пустым чемоданом» Александр Васильев: «К Щедрину я приехал с большим пустым чемоданом»

«Модный приговор» — великая школа жизни, я смог узнать многое о психологии людей

Караван историй
Со дна памяти Со дна памяти

В 1918 году ледокольный пароход «Вайгач» сел на скалу в Енисейском заливе

Вокруг света
Сати Спивакова: «Я не знаю, уснул ли в муже Отелло» Сати Спивакова: «Я не знаю, уснул ли в муже Отелло»

Сати Спивакова — о муже маэстро Спивакове и семейных традициях

Караван историй
Химики нашли удобный источник фосфора для получения фосфорорганики Химики нашли удобный источник фосфора для получения фосфорорганики

Химики нашли удобный исходник для получения органических производных фосфора

N+1
Валерия Ободзинская: Валерия Ободзинская:

Валерия Ободзинская рассказывает о своем отце Валерии Ободзинском

Караван историй
Стресс перед смертью: Михаил Зеленский судился с экс-женой за детей и имущество Стресс перед смертью: Михаил Зеленский судился с экс-женой за детей и имущество

Внезапная смерть телеведущего в расцвете сил шокировала общественность

Cosmopolitan
Татьяна Правдина: «Когда Зяма смотрел свои фильмы, всегда говорил: «Это — не то!» Татьяна Правдина: «Когда Зяма смотрел свои фильмы, всегда говорил: «Это — не то!»

Актеру Зиновию Гердту было 44 года, а переводчице Татьяне Правдиной — 32

Коллекция. Караван историй
История одного здания: особняк Зинаиды Морозовой История одного здания: особняк Зинаиды Морозовой

Неоготический особняк принадлежал Зинаиде Морозовой — жене Саввы Морозова

Культура.РФ
Ольга Виниченко. Приходите завтра Ольга Виниченко. Приходите завтра

Ольга Виниченко приехала с двумя чемоданами в Москву и покорила ее

Коллекция. Караван историй
«Самое страшное — оказаться в пургу вне станции»: полярник о жизни и работе в Арктике и Антарктиде «Самое страшное — оказаться в пургу вне станции»: полярник о жизни и работе в Арктике и Антарктиде

Кто такие полярники, чем они занимаются и в чем сложность их работы?

VC.RU
Шарлиз Терон. Голова не в облаках Шарлиз Терон. Голова не в облаках

Ее признали самой сексуальной из ныне живущих женщин

Караван историй
Встречка на МКАД и попкорн. Шесть невероятных происшествий с каршерингом Встречка на МКАД и попкорн. Шесть невероятных происшествий с каршерингом

Резонансные инциденты с автомобилями российского каршеринга

РБК
Сильная слабая девочка Сильная слабая девочка

В 21 год Яна Гладких стала самой юной артисткой труппы МХТ имени Чехова

OK!
Появилась первая открытая база данных по перовскитным солнечным элементам Появилась первая открытая база данных по перовскитным солнечным элементам

Создана единая открытая база данных по перовскитным солнечным элементам

N+1
Эра двумерных кристаллов: что может графен Эра двумерных кристаллов: что может графен

Что же такое двумерные кристаллы и причем тут анализ данных?

Популярная механика
Пандемия дала время на осмысление, и теперь правила диктуют соискатели: как изменилось отношение к смене работы на рынке Пандемия дала время на осмысление, и теперь правила диктуют соискатели: как изменилось отношение к смене работы на рынке

Нет смысла отрицать, что соискатели пользуются преимуществами нынешнего климата

VC.RU
Теона Контридзе: «Свободный человек сам отвечает за всё в своей жизни – и за хорошее, и за плохое» Теона Контридзе: «Свободный человек сам отвечает за всё в своей жизни – и за хорошее, и за плохое»

Теона Контридзе рассказала о детстве, нелюбви к спорту и пищевых привычках

Здоровье
Как питаться, чтобы не набрать вес за праздники, - объясняет нутрициолог Как питаться, чтобы не набрать вес за праздники, - объясняет нутрициолог

Даже тем, кто придерживается здорового питания, сложно отказаться от любимой еды

Cosmopolitan
Скрытые возможности браузера Google Chrome, о которых ты скорее всего не знаешь Скрытые возможности браузера Google Chrome, о которых ты скорее всего не знаешь

Ты даже не подозреваешь, что в любимом браузере полно тайных кнопок

Maxim
Чтение выходного дня: муки выбора, неоправданные надежды и долгожданная встреча — в рассказе Ольги Птицевой Чтение выходного дня: муки выбора, неоправданные надежды и долгожданная встреча — в рассказе Ольги Птицевой

Трогательная история влюбленности, проверенная расстоянием и временем

Esquire
Игры — не только развлечение. 6 ключевых принципов создания образовательных игровых проектов Игры — не только развлечение. 6 ключевых принципов создания образовательных игровых проектов

Геймдизайнер рассказывает об игровых инструментах в обучении

Популярная механика
Не NFT единым: как устроен рынок стикеров азиатского мессенджера Line, где авторы зарабатывают миллионы долларов в год Не NFT единым: как устроен рынок стикеров азиатского мессенджера Line, где авторы зарабатывают миллионы долларов в год

Четыре миллиона художников рисуют своих персонажей для мессенджера

VC.RU
От механофилии до книсмолагнии: 5 сексуальных фетишей, которые тебя удивят От механофилии до книсмолагнии: 5 сексуальных фетишей, которые тебя удивят

Такие странные фетиши, что впору задаться вопросом — где норма, а где извращение

Playboy
Устаревшие книги и беззащитные учителя: как решить проблемы современного образования Устаревшие книги и беззащитные учителя: как решить проблемы современного образования

О сложностях российской школы и о том, что и как в ней можно исправить

Forbes
Открыть в приложении