Юрий Яковлев оставил после себя не только роли, но и актёрскую династию

Караван историйЗнаменитости

Яковлевы

Юрий Яковлев, родоначальник актерской династии, прежде всего известен народу по ролям в фильмах «Ирония судьбы...» и «Иван Васильевич меняет профессию». Сам он не считал себя комическим актером. Всю жизнь служил в Вахтанговском театре, создал много серьезных образов, например князя Мышкина в фильме «Идиот». Династию продолжили дочь Алена, сыновья Алексей и Антон и внучка Мария.

Инна Фомина

Фото: Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

Алена Яковлева: «В юности бабушка совершила ужасный «кульбит»: девушка из дворянской семьи пошла в артистки»

На память от папы у меня остались две вещи: кукла, сделанная Оксаной Ярмольник, и фото — он мне их подарил на мое 50-летие. На фотографиях я и его мама Ольга Михайловна, с которой мы очень похожи, просто одно лицо. Все остальное, связанное с папой, сохранилось в моем сердце...

Алена Яковлева, 2020 год. Алена Яковлева родилась в 1961 году, в первом браке актера с Кирой Мачульской. В 1985-м окончила Высшее театральное училище имени Щукина. С 1985 года актриса Московского академического театра сатиры. Создала много запоминающихся образов на сцене. Также Алена активно снимается в кино. Фото: Юрий Феклистов/из архива «7 Дней»

Родители разошлись еще до моего рождения, поэтому с папой я никогда не жила. Так что мои воспоминания из детства и юности очень точечные. Мне рассказывали, как папа любил актерский дом отдыха в Щелыкове, в имении Островского. Как обожал собирать грибы, а потом их солил и мариновал. Как очень любил собак, в его квартире они всегда жили. Как неприхотлив был в быту, в одежде — совсем не шмоточник, в отличие от меня.
Наши встречи в моем детстве могу пересчитать по пальцам. Вот папа ведет меня устраивать в пятую английскую спецшколу на Кутузовском проспекте. Там учились дети из семей дипломатов, танцовщиков ансамблей Игоря Моисеева и «Березка». В ней единственной в Москве школьной формой у девочек были не темно-коричневые платья, а синие пиджачки и плиссированные юбочки. В школе для будущих первоклашек устраивали некий экзамен — надо было продекламировать стихотворение. Я не выговаривала «р» и «ш», при этом читала стишок с огромным их количеством. Но, естественно, приход Юрия Васильевича сыграл свою роль, и меня приняли.

Юрий Яковлев в детстве, начало 1930-х годов. Фото: Personastars.com

Очень хорошо помню первую встречу с единокровным братом Антоном. Мне тогда было 13 лет, мы с мамой и отчимом, журналистом-международником Николаем Ивановым, незадолго до этого вернулись в Москву после нескольких лет жизни в Германии. И вот меня привезли на дачу, где жили Юрий Васильевич, его жена Ирина Леонидовна и их сын Антон. Брат — ему было лет пять — водил меня по дому, участку, все показывал. Потом вдруг спросил: «Твой папа воевал?» Я замялась, а он так гордо: «А мой воевал!» — «Ну, раз твой воевал, соответственно, мой тоже». Антон продолжает: «А у моего папы нет ноги. А у твоего?» — «Ну, раз у твоего нет ноги, значит, и у моего нет». Потом брат как-то разобрался, что папа у нас один, а ног у него две.

Еще одно очень яркое воспоминание — спектакль Театра имени Вахтангова «Принцесса Турандот», в котором Яковлев играл Панталоне. На сцене он произвел на меня впечатление огромного человека, просто великана! Та картина до сих пор перед глазами. А еще тогда я впервые ощутила запах театральных кулис. Потом смотрела «Турандот» раз десять. Помню какой-то юбилей этой постановки, основным актерам было глубоко за семьдесят, и они играли невероятно.

Другие папины спектакли видела в основном в записи. Какое счастье, что есть телеверсии и «Памяти сердца», и «Миллионерши»! Обожаю телеспектакль «Насмешливое мое счастье», где папа играет Чехова. Смотрела его много раз с начала и до конца, и всегда у меня ком в горле стоит. А из фильмов больше всего люблю «Идиота» — папа там такой молодой, такой светящийся. И еще, конечно, «Кин-дза-дза!». Хотя нет, обожаю все его киноработы. А вот сам папа не очень любил Ипполита из «Иронии судьбы...» — считал, что это не столь выдающаяся его роль.

Родители Юрия Яковлева, мама Ольга Михайловна и папа Василий Васильевич, 1930-е годы. Фото: personastars.com

Если честно, в детстве и юности я не ассоциировала имя Юрий Яковлев с папой, для меня прежде всего это был выдающийся артист. Поэтому когда в МГУ или «Щуке» за моей спиной шептались и тыкали пальцем: «Вон дочка Яковлева», я на это не реагировала, настолько мало мы с ним общались. И за наши редкие встречи на отца никогда не обижалась. Хотя, как любому ребенку, хотелось поговорить. Но напроситься на встречу, позвонить ему панически боялась. А когда все-таки набирала его номер, услышав папин голос, иногда от волнения бросала трубку. А уж если слышала голос Ирины Леонидовны, тем более стеснялась что-то произнести.

Дело тут не в какой-то жесткости папы. У него просто никогда не было достаточно времени на детей. Это ведь был самый плодотворный период его творческой деятельности. Если бы он занимался детьми — мной, Алешей и Антоном, то не сыграл бы несколько выдающихся ролей. Антон, кстати, мне говорил, что ему в детстве тоже не хватало папы, хотя он рос с ним. Да, у отца на первом месте была работа. Это естественно для любого актера, особенно для мужчины (женщины, конечно, включаются в детей). А отец был такой огромной величиной!

В общем, в какой-то момент я сама себе сказала, что больше не переживаю, потому что месяцами ждать встреч с отцом было огорчительно. К тому же у меня был отчим — прекрасный человек, которого я ласково называла Малышонком. Однажды папа сказал: «Ты так по-доброму отзывалась о Николае», — а я ему ответила: «Но он действительно был хорошим, и я с ним росла...» В общем, никакой обиды на отца у меня нет: ну, так сложилась жизнь. И слава богу, что у меня есть два брата — Антон и Алексей...
Мы с отцом стали чаще видеться, когда я выросла. Он обожал, когда за столом видел весь свой клан. Обычно всех нас собирала Ирина Леонидовна, а теперь наш «собирающий» Антон. Вместе отмечаем все праздники, дни рождения, у нас есть свой чат «Братья и сестры». Антон Юрьевич потрясающий режиссер. Пять лет назад в Театре сатиры он выпустил спектакль «Лес», в котором я играю Гурмыжскую, моя дочь Маша — Аксинью, а музыку написал мой зять Иван Замотаев. Еще Антон худрук Театра имени Гоголя, в спектаклях которого я тоже принимаю участие.

Портреты мамы Юрия Яковлева Ольги Михайловны и дочери Алены. Фото: из архива семьи Яковлевых

Свое отсутствие в моем детстве папа потом многократно компенсировал безумной любовью к моей дочке Маше. Видимо, в зрелые годы у него наконец появилось свободное время, и он смог уделить внимание внукам. Машу совершенно обожал, в одном интервью даже сказал, что считает ее... своей дочкой!

Если же говорить о нашей актерской династии, то правильнее будет отсчитывать ее не от папы, а от моей бабушки, актрисы Елены Михайловны Чернышовой. Именно благодаря ее поддержке я стала артисткой, она мой ангел-хранитель. Не случайно меня назвали в ее честь (имя Алена я взяла потом, чтобы не путали с другой актрисой). Бабуля умерла в 94 года, достаточно давно, но успела застать мою первую большую роль в Театре сатиры — в постановке Андрея Миронова «Тени». Тогда в антракте она ходила по фойе и с гордостью показывала ошарашенным зрителям мои детские фото, в том числе на горшке. Администратор прибежал ко мне: «Алена, угомони свою бабушку!» А она в тот вечер была абсолютно счастлива, потому что для нее театр был главным делом в жизни и она радовалась, что внучка продолжила ее путь.

Алена Яковлева с мамой Кирой Яковлевой (Мачульской), 1977 год. Фото: из архива семьи Яковлевых

В юности бабушка совершила ужасный «кульбит»: девушка из дворянской семьи пошла в артистки. Она училась на драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (потом это учебное заведение переименовали в ГИТИС, а затем в РАТИ). Ее однокурсниками были Елена Гоголева и Николай Рыжов, будущие народные артисты СССР. Бабушка часто мне говорила: «После училища Ленку Гоголеву взяли в Малый, потому что она была такая... — и добавляла непечатный аналог понятия «морально неустойчивая». — А я вот была честная, поэтому меня и отправили на периферию». Но, зная успех бабушки у мужчин, в ее «девственности» я бы усомнилась. Бабушка была не красавицей, но невероятно пикантной. Она трижды выходила замуж, впрочем, как и моя мама, да и я тоже.

На самом деле бабушка сама понимала: в столице ей из-за маленького роста не светят роли героинь. И она действительно некоторое время работала в московском ТЮЗе в амплуа травести, играла в основном... мальчишек. Поэтому и отправилась в провинцию, где можно было расширить диапазон ролей. Много лет оставалась ведущей актрисой в театрах Омска, Улан-Удэ, Томска, а потом вернулась в столицу...

У бабушки от «недобитых дворян» оставались сундуки с платьями. И когда на актерской бирже искали артисток со своим гардеробом, она оказывалась очень востребованной. У меня до сих пор сохранились ее перчатки. Сейчас их никто не может надеть, потому что у бабушки были маленькие, «нерабочие» ручки. Она жила только театром. И спокойно оставляла свою дочь — мою маму — без присмотра, когда та была совсем маленькой. Да, была в бабуле такая «легкость в мыслях необыкновенная». Но именно она первой разглядела мой актерский дар и подготовила со мной первую роль — в самодеятельном концерте в нашем дачном поселке Красково.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши» «Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши»

Пианист Константин Купервейс рассказывает об Ирине Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике

Безопасно ли есть из железных банок, которые были оставлены открытыми?

ТехИнсайдер
Табаковы Табаковы

Олег Табаков — мэтр сцены, голос Матроскина и учитель великих актеров

Караван историй
Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру Ловушка стереотипов: пять страхов, которые мешают зумерам строить карьеру

Как зумерам справиться с пятью страхами, связанными с трудоустройством

Forbes
Бондарчуки Бондарчуки

Кино как семейное дело: творческая династия Бондарчуков

Караван историй
Как научить учиться Как научить учиться

Плохие оценки в школе: ищем ошибки в методе обучения, а не в ребенке

Здоровье
Ирина Мазуркевич. Служебный роман Ирина Мазуркевич. Служебный роман

«Он же намного старше и женат. А если останешься одна?» Я об этом не думала...

Коллекция. Караван историй
«Уехать однажды» — фильм открытия Канн и нарочито банальный французский мюзикл. Но все не так просто «Уехать однажды» — фильм открытия Канн и нарочито банальный французский мюзикл. Но все не так просто

Как максимально заурядный фильм открытия вдруг оказался магическим зрелищем

Правила жизни
Ронан Варвар Ронан Варвар

Откровения Ронана Фэрроу, чья статья разрушила карьеру Харви Вайнштейна

Esquire
Пальцы сморщиваются одинаково каждый раз, когда вы долго находитесь в воде Пальцы сморщиваются одинаково каждый раз, когда вы долго находитесь в воде

Как исследование показало, что морщины на коже пальцев остаются неизменными

ТехИнсайдер
Площадь свободы Площадь свободы

Что такое мастер-спальня и где можно ночью играть на пианино?

VOICE
Дальше не значит лучше Дальше не значит лучше

У тех, кто остается на даче, очень много возможностей отлично провести время

КАНТРИ Русская азбука
Возможно, вы взвешиваетесь неверно: несколько правил от ученых Возможно, вы взвешиваетесь неверно: несколько правил от ученых

Как понять свой истинный вес и взвеситься правильно?

ТехИнсайдер
Древние и красивые: 5 важных археологических памятников Древние и красивые: 5 важных археологических памятников

Самые впечатляющие и ценнейшие археологические памятники

ТехИнсайдер
Ирина Безрукова: «Во мне до сих пор живет девушка, которая верит в то, что не может же быть только «безнадега точка ру» Ирина Безрукова: «Во мне до сих пор живет девушка, которая верит в то, что не может же быть только «безнадега точка ру»

Где этот островок надежды, радости, любви, где свет в конце того самого тоннеля?

Коллекция. Караван историй
Как превратить бывшее болото в тематический парк и привлечь в него тысячи туристов Как превратить бывшее болото в тематический парк и привлечь в него тысячи туристов

Как предпринимательница превратила любовь к сказам в успешный проект

Forbes
Вход в провал: какие гаджеты опередили свое время и потерпели неудачу Вход в провал: какие гаджеты опередили свое время и потерпели неудачу

Гаджеты, которые обещали перевернуть нашу жизнь, но в итоге потерпели крах

Forbes
Инвестиционный бизнес в эпоху высоких ставок Инвестиционный бизнес в эпоху высоких ставок

Сооснователь компании Rumberg Capital — о формировании инвестиционных стратегий

РБК
Художник и знаток Художник и знаток

Как художники Возрождения помогали ученым, а порой и опережали их в изысканиях

Вокруг света
Советский феникс Советский феникс

Как разрушенная страна восстала из пепла за одну героическую пятилетку

Монокль
Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!» Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!»

Вот иду по улице, а на меня смотрят, как на сумасшедшего

Коллекция. Караван историй
Работа с умом: каков потенциал генеративного ИИ для роста производительности в России Работа с умом: каков потенциал генеративного ИИ для роста производительности в России

Ученые проанализировали влияние генеративного ИИ на задачи и профессии

Forbes
Солнечный друг Солнечный друг

Как защититься от вредного влияния солнца и сделать его своим другом

Добрые советы
«Фишер. Затмение»: южнорусская готика «Фишер. Затмение»: южнорусская готика

Стартовало продолжение триллера о поисках серийного убийцы «Фишер. Затмение»

Ведомости
Cтенка на стенку Cтенка на стенку

Чем стрит-арт отличается от вандализма?

Правила жизни
ПИФы навели на цель ПИФы навели на цель

В борьбе за инвесторов компании запускают нишевые и экзотические фонды

Монокль
Победа и Наука. Взгляд из Сибири Победа и Наука. Взгляд из Сибири

Война стала высшей точкой слияния науки и государства

Знание – сила
Что ни день, то приключение! Что ни день, то приключение!

7 весёлых идей на неделю за городом

КАНТРИ Русская азбука
Семь чудес одной страны Семь чудес одной страны

Где найти в России самые инопланетные пейзажи?

Вокруг света
Немоляевы и Лазаревы Немоляевы и Лазаревы

Немоляевы и Лазаревы: вся семья — как целая киностудия

Караван историй
Открыть в приложении