Как четыре советских солдата 49 дней выживали на дрейфующей в океане барже с трехдневным запасом еды
И были спасены американским эсминцем.
Каждый, кто знаком с творчеством Владимира Высоцкого знает строки:
«Суров же ты, климат охотский,
Уже третий день ураган.
Встаёт у руля сам Крючковский,
На отдых — Федотов Иван».
Так вот, это — не плод художественного вымысла. За ними стоит вполне конкретная героическая история…
Шторм
Залив острова Итуруп, принадлежащего к Южной группе Большой гряды Курильских островов, известен у моряков каменистым дном и небольшой глубиной. Большие суды близко к берегу не подходят, чтобы не повредить дно. Для разгрузки грузов в заливе использовали самоходные баржи, бросившие якорь в 150-200 метров от берега.
В январе 1960 года в одной из таких барж — под романтическим названием «Т-36» — проживали четверо. 21-летний младший сержант Асхат Зиганшин и трое 20-летних рядовых: Анатолий Крючковский, Филипп Поплавский и Иван Федотов. Все они числились в гарнизоне острова, то есть имели «сухопутную» форму и звания. Баржу они использовали как дом на плаву: ночевали в ней и ели в ожидании разгрузки судов. Мыться уходили на берег в баню.
На самом деле «Т-36» и его экипаж не должны были находиться в заливе в январе. Это время штормов и все баржи причаливают к берегу, а экипажи переводят на остров. Но «Т-36» и еще одна баржа «Т-97» ждали запоздавшее судно с грузом.
Шторм начался 17 января, вскоре после полуночи. Быстро лопнул трос, соединявший баржи. «Т-36» относило то к берегу, прямо на скалы, то вглубь залива. Экипаж как мог боролся со стихией, но все было тщетно. Первые часы удавалось поддерживать связь с берегом, но из-за сильной тряски радио вышло из строя.
После почти суток борьбы со стихией, заглохли двигатели. Кроме того, баржа наткнулась на скалу и получила пробоину, в машинном отделении образовалась течь. А циклон над Итурупом уже выносил баржу в открытый океан…
Начало дрейфа
Спасательные работы по поиску команды «Т-36» (экипажу «Т-97» удалось выбраться на берег) продолжались несколько дней. После того, как были обнаружены обломки баржи и спасательный круг с «Т-36» участники поисковой команды пришли к выводу, что члены экипажа баржи погибли.
Тем временем четверо на «Т-36» делали все, чтобы эти выводы не стали правдой. Залатав дыру, Зиганшин с командой приступил к оценке ситуации. А ситуация была такой: два ведра картофеля, буханка хлеба, полтора килограмма свиного жира, полторы банки свиной тушёнки, около килограмма пшена с горохом, пачка чая и кофе и примерно полсотни спичек. К счастью, питьевой воды было побольше — 120 литров, пусть и с металлическим привкусом и рыжей от ржавчины.