История первой русской женщины-скульптора

Наука и жизньИстория

Скульптор Мария Диллон

Кандидат искусствоведения Елена Карпова, Государственный Русский музей

М. Л. Диллон. Камин «Пробуждение весны». 1899 год. Мрамор. Особняк А. Ф. Кельха, Санкт-Петербург.

Современники называли её первой «русской женщиной-скульптором», подразумевая прежде всего полученное ею законченное академическое образование. Фотографии произведений Диллон довольно часто публиковались в журналах и газетах начала XX века. Однако в последующие десятилетия о скульпторе практически не вспоминали, пока в Петербурге не состоялись монографические выставки, приуроченные к 150-летию со дня её рождения: в 2008 году — в Музее городской скульптуры, в 2009-м — в Русском музее.

Мария (Мина) Львовна Диллон родилась 15 октября 1858 года в Поневежском уезде Ковенской губернии, в семье присяжного поверенного, который дал возможность трём своим дочерям реализовать творческие наклонности в столичном Петербурге. Флора (в замужестве Добровольская) поступила в Консерваторию, Анна стала драматической актрисой (под фамилией Долина), а Мария в 1878 году была принята в качестве «вольнослушающей» в Императорскую Академию художеств.

О первых успехах Марии Диллон говорят денежные премии и поощрительные серебряные медали за лепку портретов с натуры и восковых многофигурных барельефов на исторические и библейские сюжеты. В 1888 году она выполнила по академической программе статую «Андромеда, прикованная к скале» и получила за неё малую золотую медаль и звание классного художника 2-й степени. Ныне эта скульптура известна только по старым фотографиям и небольшому эскизу, происходящему из мастерской скульптора (в 1939 году он был принесён в дар Русскому музею).

Примечательно, что несколько произведений Диллон ученического периода сохранились, несмотря на хрупкость материала. Среди них — датированная июнем 1885 года терракотовая статуэтка, изображающая соученика Марии по Академии, живописца и графика Фёдора Фёдоровича Бухгольца (1857—1942), впоследствии ставшего её супругом.

В ранний период Диллон выставляла преимущественно детские фигуры и портретные «головки», сюжетные композиции, близкие жанровой пластике реалистического толка. К салонно-академическому искусству можно отнести обнажённые женские статуи «Нега» (1891) и «Невольница» (1894), получившие распространение в бронзовых отливах. Они представлены в нескольких музейных и частных коллекциях.

Существенную роль в профессиональном становлении скульптора сыграли поездки в Париж, а затем и в другие европейские города. В письме, адресованном художнице Екатерине Зарудной-Кавос, Диллон сообщала о пребывании в Берлине, горах Тюрингии, о том, как «поехала через Мюнхен в Италию, видела Рим, Венецию, Флоренцию — словом, наслаждалась многими прелестями, но ничего не работала, зато до поездки вылепила громадный бюст Лобачевского для памятника в Казани». «А теперь, — пишет далее Мария Львовна, — я осуществляю мою давнишнюю мечту и принялась за “Татьяну” в натуральную величину, задача трудная, но меня она страшно интересует».

Монументальный портрет выдающегося математика благополучно сохранился (кроме памятника был ещё отлит бронзовый бюст, поставленный в зале Казанского университета, ректором которого был Н. И. Лобачевский). Гораздо более запутанной оказалась судьба большемерной статуи пушкинской героини, впервые показанной на академической выставке 1896 года и в том же году экспонировавшейся на Международной художественной выставке в Берлине.

В дни 100-летнего юбилея А. С. Пушкина (1899) она выставлялась в Санкт-Петербурге, в Музее барона Штиглица. Однако на знаменитой выставке 1937 года, посвящённой памяти поэта, её уже не было. Показательно, что местонахождение «Татьяны» не знал даже Ф. Ф. Бухгольц. В феврале 1939 года в письме сотруднику Русского музея П. Е. Корнилову он просил «отыскать её и поместить в музей». К письму прикладывал написанную, правда, с некоторыми неточностями хронологию перемещений скульптуры, которая заканчивалась так: «Прошлым летом я случайно узнал, что она находится в селе Михайловском в б. имении Пушкина (Псковской губ.)». В 1996 году в сборнике «Михайловская пушкиниана» был опубликован исторически важный документ — «Опись музейных ценностей, сельцо Михайловское 1943 года». Опись была составлена в связи с намерением отправить экспонаты в Германию. Под № 69 действительно значится «Статуя “Татьяна Ларина” гипс». К сожалению, среди экспонатов, вернувшихся после войны в заповедник, работы Диллон не оказалось.

Сейчас, по прошествии значительного времени, погружённая в «тоску любви» Татьяна, возможно, уже не воспринималась бы как безусловное творческое достижение скульптора. Но в дореволюционные годы эта работа Диллон пользовалась необычайной популярностью, её воспроизводили в газетах и журналах, печатали на открытках и в изданиях сочинений А. С. Пушкина.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Ученые предложили сценарий существования жизни в облаках Венеры Ученые предложили сценарий существования жизни в облаках Венеры

Она должна будет падать вниз и подниматься обратно

N+1
От чего умер Ленин? От чего умер Ленин?

На момент смерти Ленину было всего 53 года. На здоровье он никогда не жаловался

Дилетант
Почему мы всегда выбираем одинаковых мужчин: рассуждает Алина Фаркаш Почему мы всегда выбираем одинаковых мужчин: рассуждает Алина Фаркаш

Какие обратные стороны мужских достоинств нам кажутся милыми

Cosmopolitan
Мат: посмотрим в корень Мат: посмотрим в корень

Доктор филологических наук Максим Кронгауз рассуждает о судьбе русского мата

Наука и жизнь
Что будет после? Что будет после?

Дилан Спроус: у меня были очень привлекательные партнеры по фильму

OK!
Безумный мир: 7 дурацких мест Безумный мир: 7 дурацких мест

Когда творческая энергия бьет через край, результат может быть сумасшедшим

Вокруг света
Принцип пирамиды Минто Принцип пирамиды Минто

Золотые правила мышления, делового письма и устных выступлений

kiozk originals
Катастрофа Superjet: испытатель за год предупреждал об аварии Катастрофа Superjet: испытатель за год предупреждал об аварии

«РР» нашел эксклюзивные документы

Русский репортер
По одному сценарию: как и почему умерли Уитни Хьюстон и ее дочь По одному сценарию: как и почему умерли Уитни Хьюстон и ее дочь

Что известно о причинах смерти Уитни Хьюстон и ее дочери

Cosmopolitan
10 самых идиотских налогов в истории 10 самых идиотских налогов в истории

По сравнению с этими налогами современные покажутся тебе триумфом логики

Maxim
Барабанную перепонку залатали свиной кишкой Барабанную перепонку залатали свиной кишкой

Ученым удалось вылечить повреждение барабанной перепонки и восстановить слух

N+1
Сестры милосердия. Как женщины изменили систему здравоохранения Сестры милосердия. Как женщины изменили систему здравоохранения

Отрывок о сестрах милосердия, которые до последнего боролись за жизни

Forbes
Александр Изряднов: Соцсети, инфошум и персонализация. Как настроить PR собственной компании Александр Изряднов: Соцсети, инфошум и персонализация. Как настроить PR собственной компании

Почему компании все больше внимания уделяют внешним коммуникациям

СНОБ
Тротиловый эквивалент: крупнейшие техногенные катастрофы в истории Тротиловый эквивалент: крупнейшие техногенные катастрофы в истории

Мощнейшие не ядерные взрывы в мирное время и их последствия

Популярная механика
Массаж лица в домашних условиях: простые и эффективные методики Массаж лица в домашних условиях: простые и эффективные методики

О принципах ухода за лицом рассказывает эксперт в области красоты Юлия Энхель

Psychologies
Писательница Эмма Кениг: о том, что прикосновение — нечто большее, чем просто прикосновение Писательница Эмма Кениг: о том, что прикосновение — нечто большее, чем просто прикосновение

Эссе про тактильность, чувствительность, а заодно культуру и даже политику

Playboy
Почему обращение ветеранов польской «Солидарности» к белорусам важнее самим ветеранам Почему обращение ветеранов польской «Солидарности» к белорусам важнее самим ветеранам

В чем суть «Письма друзьям белорусам» от польский ветеранов

СНОБ
Шестое чувство в отношениях: интуиция или фантазия? Шестое чувство в отношениях: интуиция или фантазия?

Возможно, мы часто принимаем игру воображения за вспышку интуиции

Psychologies
Сложная судьба электрокультуры Сложная судьба электрокультуры

Тернистый и извилистый путь развития электрокультуры

Наука и жизнь
Новое устройство сделает МРТ молочных желез более эффективным Новое устройство сделает МРТ молочных желез более эффективным

Устройство, которое позволяет проводить МРТ-исследования молочных желез

Популярная механика
От бадибэга до байта: гид по рэп-сленгу, после которого можно сразу залетать на баттл От бадибэга до байта: гид по рэп-сленгу, после которого можно сразу залетать на баттл

Я приготовил бадибэги всем ноунеймам, кто нас диссит

Playboy
Самый вредный сосед, или Кто такой кверулянт Самый вредный сосед, или Кто такой кверулянт

Люди, которые получают удовольствие от написания жалоб

Psychologies
Фитнес-подсказки Фитнес-подсказки

Как начать тренироваться, если ни разу в жизни не занимался спортом

Здоровье
Сон о Соне Сон о Соне

Самая сексуальная солистка самой популярной группы дала нам интервью!

Maxim
Мама, не горюй! Мама, не горюй!

Идеальных матерей не существует. Зато стремящихся к идеалу – тьмы

Cosmopolitan
Религия для атеистов Религия для атеистов

Руководство для неверующих по использованию религии

kiozk originals
Глава Роскультцентра Марина Абрамова об экономике будущего и о том, как привить ее в России Глава Роскультцентра Марина Абрамова об экономике будущего и о том, как привить ее в России

Как в стране вышек и труб привить любовь к экономике будущего?

СНОБ
Химики сделали конденсаторы из кирпичей Химики сделали конденсаторы из кирпичей

Химики из США превратили красный кирпич в подложку конденсатора

N+1

Глава нового романа Виктора Пелевина под названием Desology

Esquire
Открыть в приложении