Валдис Пельш: Как ревели горы
История-подъем, превозмогание, смелость и безумие.

В Пакистане есть гора K2. Вторая по высоте и первая по сложности в мире. На нее взойти — огромное достижение для всех альпинистов. В 2023 году К2 покоряла самая многочисленная экспедиция из России. В конце прошлого года об этом вышел фильм «Ген высоты 2. Гора всех гор».
За семь лет до этого выходил сериал «Ген высоты, или как пройти на Эверест», рассказывающий о двух попытках покорить главную вершину планеты.
Создателем обоих проектов стал Валдис Пельш. Его мы представлять не будем. Его вы знаете. Но поверьте, никто до него не рассказывал вам о горах и альпинистах в таких красках и оттенках (далеко не всегда светлых).
Этот материал — часть нашего проекта «Топ-50 историй мужчин».
***
Есть люди, которые говорят: «Вы вообще не имеете права показывать такие фильмы, потому что после них часть зрителей пойдет в горы. А часть тех, кто пошел, там погибнет». Есть люди, которые говорят: «Спасибо огромное за то, что вы показали это кино, теперь я заболел горами, я хочу это увидеть». Есть люди, которые говорят: «Спасибо огромное за то, что вы сняли это кино, я понял, что я никогда в жизни не пойду в горы».
Мы не занимаемся популяризацией, романтизацией или наоборот дегероизацией альпинистов. Мы рассказываем истории.
Что касается меня, то если мы будем делать третий фильм, про Аннапурну, я поеду обязательно. Самое классное ощущение — когда ты со съемок вернулся в гостиницу и стоишь под струей горячей воды в душе. В этот момент понимаешь, что жизнь прекрасна.
Есть у К2 один большой плюс: она отлично подходит для съемок в базовом лагере. Для съемок на Эвересте мне потребовалось подняться и в средний лагерь, это 5900 высота (выше Эльбруса), и даже в лагерь АВС — 6400.
К2 в этом плане идеальна, потому что из базового лагеря открывается прекраснейший вид. Гора прямо перед вами нависает и как будто говорит: «Ребят, не надо, отдыхайте. Вы постарались, вы напряглись, вот сейчас снимайте то, что хотите». Поэтому я выше не поднимался.

***
Поймите сразу важную мысль: в горах может произойти ситуация, когда тебе нужно будет перешагнуть через еще живого человека и пойти дальше. Или ситуация, когда кто-то перешагнет через тебя.
Мы изначально отказались от любой возможности заманивать людей в проект под предлогом того, чтобы снять про них кино, так как мы не готовы брать на себя ответственность за восходителей.
Мы всегда присоединялись к уже сложившимся экспедициям, история с К2 была точно такой же. Больше скажу: мы узнали состав этой экспедиции и так завелись, что решили снимать кино вне зависимости от получения финансирования. В итоге экспедиционную часть получилось покрыть извне, а весь пост-продакшн (то есть все, что вокруг) — за наши деньги. Мы совершенно не жалеем об этом, потому что в тот год больше серьезных российских экспедиций на К2 не было. А это значит, что нам бы пришлось еще пару лет ждать, когда соберется новая команда восходителей. А так у нас случился фильм. «Не парня в горы тяни, а парня в горах сними» — вот это наш слоган.
Еще во время нашей первой экспедиции, на Эверест, многие альпинисты сами изъявляли желание взять камеры. Нам это только в плюс — много материала не бывает. Да, они не профессиональные операторы, но любительский кадр может быть так удачен, что сделает всю историю фильма. Но почему я вспоминаю Эверест: на высоте 7 тысяч метров желающих снимать практически не осталось. Там уже физически непросто находиться, приоритеты выставляются иначе: прежде всего хочется выжить. В итоге продолжили снимать процентов 30 альпинистов, за что им огромное спасибо. Мы с их помощью сделали первый «Ген высоты» — важное для сообщества альпинистов кино. Поэтому при подготовке к съемкам второго фильма в группе все понимали, что это шанс войти в историю. Хотя они и так в нее вошли бы, потому что подняться на К2 — это великое достижение.
Высотные операторы нашей съемочной группы одновременно были самыми опытными альпинистами экспедиции. Мы и отбирали их именно по принципу максимальной опытности, потому что на них ложилась большая нагрузка, чем на других участников восхождения. Оператор должен быстрее двигаться, он должен занимать точку съемочную, он должен снимать. Должен, после того, как снял материал, уйти вперед для того, чтобы группа находилась у него в зоне видимости. Он должен снимать еще окрестности, он должен летать на дроне. Поэтому мы нашли людей с огромным опытом и соблазнили их возможностью поучаствовать в хорошей работе (ну и гонорарами тоже соблазнили).