История-подъем, превозмогание, смелость и безумие

MaximРепортаж

Валдис Пельш: Как ревели горы

История-подъем, превозмогание, смелость и безумие.

5000x3337_0xce7LUUvv_3228743514693294978.jpg
Фото: Novikov Max

В Пакистане есть гора K2. Вторая по высоте и первая по сложности в мире. На нее взойти — огромное достижение для всех альпинистов. В 2023 году К2 покоряла самая многочисленная экспедиция из России. В конце прошлого года об этом вышел фильм «Ген высоты 2. Гора всех гор».

За семь лет до этого выходил сериал «Ген высоты, или как пройти на Эверест», рассказывающий о двух попытках покорить главную вершину планеты.

Создателем обоих проектов стал Валдис Пельш. Его мы представлять не будем. Его вы знаете. Но поверьте, никто до него не рассказывал вам о горах и альпинистах в таких красках и оттенках (далеко не всегда светлых).

Этот материал — часть нашего проекта «Топ-50 историй мужчин».

***

Есть люди, которые говорят: «Вы вообще не имеете права показывать такие фильмы, потому что после них часть зрителей пойдет в горы. А часть тех, кто пошел, там погибнет». Есть люди, которые говорят: «Спасибо огромное за то, что вы показали это кино, теперь я заболел горами, я хочу это увидеть». Есть люди, которые говорят: «Спасибо огромное за то, что вы сняли это кино, я понял, что я никогда в жизни не пойду в горы».

Мы не занимаемся популяризацией, романтизацией или наоборот дегероизацией альпинистов. Мы рассказываем истории.

Что касается меня, то если мы будем делать третий фильм, про Аннапурну, я поеду обязательно. Самое классное ощущение — когда ты со съемок вернулся в гостиницу и стоишь под струей горячей воды в душе. В этот момент понимаешь, что жизнь прекрасна.

Есть у К2 один большой плюс: она отлично подходит для съемок в базовом лагере. Для съемок на Эвересте мне потребовалось подняться и в средний лагерь, это 5900 высота (выше Эльбруса), и даже в лагерь АВС — 6400.

К2 в этом плане идеальна, потому что из базового лагеря открывается прекраснейший вид. Гора прямо перед вами нависает и как будто говорит: «Ребят, не надо, отдыхайте. Вы постарались, вы напряглись, вот сейчас снимайте то, что хотите». Поэтому я выше не поднимался.

3337x5000_0xHw0MztV2_7430110411338295614.jpg
Фото: Novikov Max

***

Поймите сразу важную мысль: в горах может произойти ситуация, когда тебе нужно будет перешагнуть через еще живого человека и пойти дальше. Или ситуация, когда кто-то перешагнет через тебя.

Мы изначально отказались от любой возможности заманивать людей в проект под предлогом того, чтобы снять про них кино, так как мы не готовы брать на себя ответственность за восходителей.

Мы всегда присоединялись к уже сложившимся экспедициям, история с К2 была точно такой же. Больше скажу: мы узнали состав этой экспедиции и так завелись, что решили снимать кино вне зависимости от получения финансирования. В итоге экспедиционную часть получилось покрыть извне, а весь пост-продакшн (то есть все, что вокруг) — за наши деньги. Мы совершенно не жалеем об этом, потому что в тот год больше серьезных российских экспедиций на К2 не было. А это значит, что нам бы пришлось еще пару лет ждать, когда соберется новая команда восходителей. А так у нас случился фильм. «Не парня в горы тяни, а парня в горах сними» — вот это наш слоган.

Еще во время нашей первой экспедиции, на Эверест, многие альпинисты сами изъявляли желание взять камеры. Нам это только в плюс — много материала не бывает. Да, они не профессиональные операторы, но любительский кадр может быть так удачен, что сделает всю историю фильма. Но почему я вспоминаю Эверест: на высоте 7 тысяч метров желающих снимать практически не осталось. Там уже физически непросто находиться, приоритеты выставляются иначе: прежде всего хочется выжить. В итоге продолжили снимать процентов 30 альпинистов, за что им огромное спасибо. Мы с их помощью сделали первый «Ген высоты» — важное для сообщества альпинистов кино. Поэтому при подготовке к съемкам второго фильма в группе все понимали, что это шанс войти в историю. Хотя они и так в нее вошли бы, потому что подняться на К2 — это великое достижение.

Высотные операторы нашей съемочной группы одновременно были самыми опытными альпинистами экспедиции. Мы и отбирали их именно по принципу максимальной опытности, потому что на них ложилась большая нагрузка, чем на других участников восхождения. Оператор должен быстрее двигаться, он должен занимать точку съемочную, он должен снимать. Должен, после того, как снял материал, уйти вперед для того, чтобы группа находилась у него в зоне видимости. Он должен снимать еще окрестности, он должен летать на дроне. Поэтому мы нашли людей с огромным опытом и соблазнили их возможностью поучаствовать в хорошей работе (ну и гонорарами тоже соблазнили).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Облигации станут лесопарком Облигации станут лесопарком

Как банки расширяют практики устойчивого развития

Деньги
«Казнь Джейн Грей» «Казнь Джейн Грей»

Художник Поль Деларош запечатлел Джейн Грей в момент казни

Дилетант
Летающий крейсер — бородач Летающий крейсер — бородач

Бородач — птица в целом неопасная, но очень специфическая

Знание – сила
Он же памятник! Кто его разрушит? Он же памятник! Кто его разрушит?

Какими способами специалисты пытаются решить проблему биоповреждений памятников

Санкт-Петербургский университет
Татьяна Архипова Татьяна Архипова

Директор БДТ Татьяна Архипова хранит традиции и внедряет современные форматы

Собака.ru
Чайный театр Чайный театр

Чайная «ТИШь»: где чай становится искусством, а внимание — главным ингредиентом

Seasons of life
В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных В Португалии нашли выгравированные в эпоху верхнего палеолита фигуры животных

Археологи обнаружили в Португалии новые произведения палеолитического искусства

N+1
Скорая домашняя помощь Скорая домашняя помощь

Как грамотно помочь себе или другому человеку в опасных ситуациях со здоровьем

Лиза
«Ангел Божий на землю спустился...» «Ангел Божий на землю спустился...»

Ирэн Юсупова — легенда своего времени, которую считали чуть ли не нимфой

Караван историй
Новость, ставшая бомбой Новость, ставшая бомбой

Потсдамская конференция вошла в историю и как стартовая площадка ядерной гонки

Дилетант
Городская пещера Городская пещера

Ксения Степаненко создала тактильный интерьер «вне трендов»

SALON-Interior
Анна Тыщецкая Анна Тыщецкая

Директор ВШЭ в Петербурге Анна Тыщецкая превращает город в центр знаний

Собака.ru
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память

Какой процесс играет ключевую роль в том, как хранятся воспоминания?

Inc.
Расшифровка диалога, полученного по молекулярной связи Расшифровка диалога, полученного по молекулярной связи

Я жив. И даже условно цел, но существую в виде облака...

Наука и жизнь
Охота Дантеса Охота Дантеса

Жорж Дантес — лихой офицер, планировавший себе блестящее будущее в России

Дилетант
Новая термофильная бактерия — новые ферменты для биотехнологий Новая термофильная бактерия — новые ферменты для биотехнологий

Какое значение для биотехнологии имеет выделение новой термофильной бактерии

Наука и жизнь
Быть старой — как это? Быть старой — как это?

Как рассказать ребенку о старости?

СНОБ
Сядь в позу Сядь в позу

Йога и ее вариации: как не запутаться в стилях и направлениях

Лиза
«Мне нечего прятать» «Мне нечего прятать»

О необходимости высказывания в мире, любви к своему дому и об отношениях с отцом

Правила жизни
Древняя ДНК указала на обмен генами между охотниками-собирателями Северной Африки и Европы Древняя ДНК указала на обмен генами между охотниками-собирателями Северной Африки и Европы

Население Восточного Магриба сохраняло преемственность от охотников-собирателей

N+1
Что едят в космосе Что едят в космосе

Рассказываем про пищу для космонавтов и по каким принципам она подбирается

Maxim
Артур Бесчастный: «Если лелеять обиды, боли будет только больше» Артур Бесчастный: «Если лелеять обиды, боли будет только больше»

Артур Бесчастный о планах сыграть Ван Гога и памятнике Бродскому

Ведомости
Агрострахование на подъеме Агрострахование на подъеме

Площадь застрахованных площадей увеличилась более чем на треть

Агроинвестор
Курс пикапа Курс пикапа

Россия как Америка — на примере пикапа GWM Poer

Автопилот
Петр Тодоровский: Изменить жизнь можно, а вот изменить себя крайне трудно Петр Тодоровский: Изменить жизнь можно, а вот изменить себя крайне трудно

Петр Тодоровский о непростом пути в кинематограф

Ведомости
Шоссе в никуда Шоссе в никуда

Самые живописные трассы мира, которые ждут отпечатков ваших шин

Men Today
Хаотичный человек, стремящийся к системе Хаотичный человек, стремящийся к системе

Роман Евдокимов не из тех, кто бросает слова на ветер

OK!
Удобрения санкций не боятся Удобрения санкций не боятся

Нехватка цифровых и зеленых технологий с лихвой компенсируется запасами ресурсов

Монокль
1647-летний можжевельник из Финляндии назвали старейшим древесным растением тундры и Европы 1647-летний можжевельник из Финляндии назвали старейшим древесным растением тундры и Европы

Старейший можжевельник из Финляндии рос с 260 по 1906 год

N+1
Открыть в приложении