Как Блюма Зейгарник делала открытия в психологии, несмотря на давление и репрессии
Большую часть жизни психолог Блюма Зейгарник боролась с советской властью — за возможность заниматься наукой. Ее муж был репрессирован и умер в лагере, саму ее уволили из института в период «дела врачей-вредителей». Тем не менее десятки написанных ею монографий до сих пор служат основой для новых исследований, а знаменитый «эффект Зейгарник» используется в менеджменте, обучении и даже кино.
Женя-Блюма Герштейн появилась на свет 9 ноября 1901 года в литовском городе Пренай, в обеспеченной уважаемой еврейской семье, державшей небольшой магазин. Ее родители не были религиозны. «В семье говорили по-русски и на идише, — пишет в своих мемуарах Андрей Зейгарник, ее внук. — Идиш использовался в семье, чтобы обсуждать «взрослые проблемы». «Наивные! — вспоминала Блюма Вульфовна, — они полагали, что я их не понимаю».
Дочь была единственным, поздним ребенком, родители уделяли ее образованию большое внимание, но к тому моменту, когда пришла пора поступать в гимназию, девочка заболела тяжелейшим вирусным менингитом. Смертельная или как минимум разрушительная для мозга в те времена болезнь пощадила Блюму, которая выздоровела полностью, однако поступление в гимназию пришлось отложить на несколько лет. Девочку обучали на дому, и в Алексеевскую женскую гимназию Рейман-Далматовой в Минске она поступила лишь через четыре года.
Блюма окончила ее с золотой медалью — это случилось в 1918 году. Однако для получения высшего образования, о котором она мечтала, требовалось освоить мужской гимназический курс, который был существенно шире женского. Девушка сделала это и в том же 1918 сдала недостающие «мужские» экзамены.
Готовясь к поступлению в университет, Блюма по многу часов проводила в библиотеке — и именно там познакомилась с Альбертом Зейгарником, своим будущим мужем.
Они поженились очень скоро, в 1919 году. Несмотря на юность невесты (всего 18 лет) и бедность Альберта, родители Блюмы приняли выбор дочери. Как вспоминал внук Блюмы Вульфовны, они не только оплачивали учебу зятя в Берлинском Политехническом институте, куда он поступил два года спустя, но даже помогли деньгами его брату, который благодаря этому отправился учиться в Бельгию.
Сама же Блюма вместе с Альбертом едет в Германию, где становится студенткой философского факультета Берлинского университета.
Эффект Зейгарник
В университете Блюма увлеклась психологией, ставшей делом всей ее жизни. Большую роль в этом сыграл молодой приват-доцент Курт Левин, который к своим 30-ти с небольшим годам успел получить разностороннее образование в нескольких немецких университетах и принять участие в Первой Мировой. На своих лекциях он вовлекал слушателей в горячие научные споры, а также постоянно подчеркивал, что любые гипотезы надо обязательно проверять экспериментально.
Однако у Блюмы Зейгарник получилось ровно наоборот — на основании эксперимента, который притом произошел совершенно случайно, возникла ее теория. По крайней мере, так гласит легенда.
Курт Левин часто обедал со своими студентами в кафе — чтобы не просто тратить драгоценное время на прием пищи, а параллельно обсуждать изучаемые темы. Однажды Курту довелось делать заказ вместе с Блюмой Зейгарник. Они обратили внимание на редкую память официанта: тот не записывал даже самые обширные заказы, обходя по нескольку столиков подряд, запоминая все позиции и ни разу не ошибившись. Восхищенный Курт спросил юношу, может ли он вспомнить те заказы, которые уже передал на кухню? Тот долго морщил лоб, но, несмотря на свою необыкновенную память, не смог припомнить ни одного, хотя они были сделаны не более часа назад.
Именно этот случай лег в основу гипотезы Блюмы Зейгарник о том, что люди лучше помнят действие, которое еще не завершено. В дальнейшем для ее подтверждения она провела экспериментальное исследование, в ходе которого испытуемым предлагали решать несложные задачи. Некоторых из них исследователи намеренно прерывали, не давая довести дело до конца. В итоге, когда участников эксперимента попросили вспомнить свои задачи, выяснилось, что те из них, что были прерваны, не решены, запомнились намного лучше. Эта закономерность была названа эффектом Зейгарник.