Как архитектор Олег Карлсон оказался спасителем артхаусного театра в Москве
В профессиональном сообществе Олег Карлсон известен как талантливый стилизатор, продуктивно адаптирующий под запрос любые архитектурные идеи. Шутливый девиз его архитектурно-строительного бюро «Карлсон и К», которое работает на рынке с 1991 года, — «От барака до барокко»
«От барака до барокко»
«Нет такого дома, который нельзя вылечить», — уверен архитектор Олег Карлсон. С 2019 года Карлсон выпускает свое шоу на YouTube и в социальных сетях под названием «Клиника доктора House», где разбирает проекты частных домов, которые ему присылают со всей страны, или лично консультирует владельцев. В динамичной манере, не стесняясь в выражениях, архитектор борется с узкими щелями-коридорами, обличает бессмысленные углы перепадов крыш («Карлсон, где твоя крыша?!» — восклицает он) и лишние эркеры, уничтожает слепые зоны без окон и «грязные» зоны, растянутые на весь этаж.
«Кто у вас левша?! — грозно спрашивает он молодую семью с тремя детьми, которая принесла в бюро проект своего дома. — Почему дверь открывается левой рукой?» «А почему котел, газовое оборудование расположены рядом с детской?» — интересуется он, разглядывая чертеж. В Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), куда бюро Карлсона выкладывает нарезку с самыми яркими эпизодами, у архитектора 369 000 подписчиков.
При всей своей непосредственности в эфире Олег Карлсон строго держится профессиональной этики: не упоминает имен авторов проектов, которые нещадно редактирует карандашом на кальке поверх оригинальных чертежей. Сохраняя несущие стены, он в один прием проводит перепланировки домов. «Из любого убогого дома можно сделать приличную планировку», — уверен архитектор. «У нас клиника, мы лечим и заказчиков, и архитекторов», — говорит Карлсон. Используя альбом с работами звезды американского модернизма архитектора Фрэнка Ллойда Райта, автора здания Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, которое Пегги Гуггенхайм называла не иначе как «гараж моего дядюшки на Манхэттене», Олег Карлсон в доступной манере объясняет азы модульного проектирования. Он предлагает владельцам небольших домов пользоваться его типовыми решениями, чтобы сэкономить время и деньги. А уже готовые проекты готов «сажать» на землю заказчика.
В профессиональном сообществе Олег Карлсон известен как талантливый стилизатор, продуктивно адаптирующий под запрос любые архитектурные идеи. Шутливый девиз его архитектурно-строительного бюро «Карлсон и К», которое работает на рынке с 1991 года, — «От барака до барокко». Тот факт, что глубоко печалил в свое время, например, Малевича и художников-авангардистов, когда освобожденные от своих оков пролетарии, обитатели бараков, вместо того чтобы принять новое революционное по духу искусство, предпочли барокко и ампир, Карлсона не тревожит. На его сайте возможности компании сформулированы так: «авторские варианты современного модернизма и артистично исполненные стилизации: дворцы в духе классического палладианства, виллы и индивидуальные дома в стиле модерн и даже фантазии на темы китайской архитектуры».
Но вот архитектор брезгливо морщится, увидев на плане металлическую дверь. «Зачем? — сурово спрашивает он заказчика. — Глупость. У вас же рядом окно: ходи— не хочу». Многие пожелания заказчиков Карлсон объясняет психологией.
Миф о том, что прежде всего в современном доме ценится безопасность, он не поддерживает. Говорит, что мода на дома с бункерами, например, возникла не сегодня и не вчера. Хотя опыт создания бункеров у Карлсона имеется: «Когда-то я работал в «почтовом ящике» в Министерстве среднего машиностроения, там мы делали такие проекты. Ремеслом владею». Однако, по мнению архитектора, эта конструкция бесполезна: «Любой бункер на самом деле — это всего-навсего panic room. Больше недели там никак не высидишь».
По наблюдению Карлсона, те его заказчики, что оборудовали бункеры в своих домах, уже в этих домах не живут, разбрелись по разным странам. «Для кого тогда?» — недоумевает Карлсон. Архитектор вспоминает свой диалог с участником списка Forbes, которому перестраивал офис в центре Москвы. «Я нарисовал офис: машина въезжает в лифт, вы поднимаетесь, заходите в свою комнату, опускается железный занавес, стол переговоров соединяется с вашим столом, железный занавес поднимается». А он меня спрашивает: «На х..?» — «Ну чтоб не подстрелили». — «Олег, если захотят, подстрелят».
Бацилла театра
Последние три года Карлсон появляется на экране в футболках с рекламой. То с надписью «Пространство внутри», то с рисунком корги и призывом «Верь своей собаке!». Это реклама его частного театра, который называется «Пространство «Внутри», и спектакля, который поставила его дочь, актриса и режиссер Мария Карлсон. Реклама работает: подписчики «Клиники доктора Нouse» приходят в «Пространство «Внутри». «Хочу, чтобы театралов было не четыре процента жителей города, как принято считать, а все-таки больше», — говорит Олег Карлсон.