Как появилась реклама в России

Культура.РФБизнес

История рекламы в России

В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики, читайте в материале портала «Культура.РФ».

Анастасия Войко

0:00 /
857.656

Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки

Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные ответы на выкрики зазывал:

Меж долами, меж горами
Сидит баба с пирогами.
Она недорого берет,
А кто купит — того рвет.

Первая письменная реклама появилась позднее — в XVII веке. В коммерческих целях стали использовать лубочные картинки, которые еще называли фряжскими, или потешными, листами. Такие рисунки печатали на специальных деревянных дощечках — лубах, а затем раскрашивали от руки. Рекламировали как российские товары, так и иностранные. Для зарубежных перерисовали и переводили на русский язык уже готовые лубки, которые использовали в других странах. С помощью подобных рисунков собирали и пожертвования для церквей. На них изображали храмы и монастыри. Исследователь и собиратель лубков Дмитрий Ровинский писал: «Виды монастырей служили в то же время и рекламами для сбора на монастырское строение, и посылались в подарок от архимандрита или строителя тароватому купечеству с такими, например, надписями: «Не благоугодно ли что-либо пожертвовать на украшение обители?»

В XVIII веке с помощью лубков торговцы рекламировали европейский образ жизни, западную моду и новые предметы быта. Однако со временем их использование ограничили. Петр I ввел указ, по которому такие картинки могли печатать только в типографиях и по специальному разрешению, а с 1822 года на них стала распространяться цензура.

Коммерческая пресса, газетные объявления и «листки»

В том же XVIII веке появилась первая реклама в прессе. Уже в петровских «Ведомостях» — первой российской газете — начали публиковать небольшие объявления о купле и продаже товаров, расположении магазинов: «У купца Якова Далмена на большой улице против Зимнего дворца продаются самые свежие устерсы, цитроны и каштаны повальною ценою, о чем через сие объявляется». Как правило, рекламу размещали на последней полосе. Печатали объявления и о продаже крепостных, покупке земли, поиске гувернантки. В основном рекламные сообщения давали мужчины, исключением были объявления иностранок. Например, в газете «Московские ведомости» в 1786 году девушка писала: «Недавно приехавшая мадам Франтуе делает самое лучшее и новомодное дамское платье и обучает девок, живет на Ильинке против музыкальной лавки».

Справочный листок для Нижегородской ярмарки №41. 31 августа 1860. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург

Во второй половине XIX века в крупных городах Российской империи появились ярмарочные «листки». Так называли сезонные газеты, которые печатали накануне и во время ярмарок и распространяли бесплатно. Например, в Нижнем Новгороде с 15 июля по 1 сентября каждого года издавался «Справочный листок для Нижегородской ярмарки». В нем помещали рекламу товаров и информацию о купцах, а также правительственные распоряжения о торговле.

Существовали и «постоянные» листки, которые выпускали большими тиражами. В казанском «Листке объявлений» писали: «Рассылается бесплатно, через особо нанятых рассыльных, во все частные дома, во все присутственные места, в магазины, кафе-рестораны, номера для приезжающих, гостиницы, вагоны и станции конно-железной дороги, во время навигации на все пристани и мимо Казани идущие пароходы, во все прочие подобные общественные места и наклеивается на многих публичных местах города». Кроме рекламы товаров и услуг в «листках» печатали и брачные объявления. В 1906 году в Москве начали издавать «Брачную газету», которая целиком состояла из таких сообщений.

Константин Чеботарев. Афишная тумба у здания художественно-технического института. Из альбома «Любимый город — Казань». 1951. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

В XIX веке появились и исключительно коммерческие газеты и журналы: «Торговля и жизнь», «Комиссионер», «Деловой бизнесмен». Подобные издания печатали в Москве и Петербурге, а также в провинциальных городах. Кроме рекламных материалов в них помещали статьи, в которых рассказывали о новых способах продвижения товаров. Например, рекомендовали устанавливать специальные афишные тумбы, на которые можно было бы наклеить сразу несколько плакатов. Одними из первых такие конструкции стали использовать для рекламы владельцы Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона.

Самарский листок объявлений. Лист №216. 1903. Музей Природы и Человека, Ханты-Мансийск

«Реклама — двигатель торговли»

Во второй половине XIX века реклама в России стала разнообразнее. Появились специальные бюро, которые занимались продвижением товаров, улучшилось техническое оснащение типографий. Вывески и листовки стали более красочными и качественными. Этого добились благодаря технологиям гелиогравюры и фототипии. Тогда же стали популярны шрифтовые вывески, которые делали из металла или дерева. Процесс изготовления таких вывесок был долгим. Чтобы добиться специального эффекта матовости художники использовали технологию воронения металла. Сначала заготовки на длительное время опускали в специальный химический раствор, затем покрывали льняным маслом, а только потом красили. Французский писатель Теофиль Готье вспоминал: «Нигде, может быть только еще в Берне, вывеска не выглядит так восхитительно, как здесь [в Москве]. <…> Услужливая вывеска… очень наглядно изображает те предметы, которые продаются в магазине». В витринах появились реалистичные муляжи товаров, а на улицах вывешивали большие плакаты с рекламной информацией. На них художники часто изображали сказочных персонажей. Так они подражали авторам лубочных картинок.

Обертка от шоколада «Война грибов». «Фабрично-торговое товарищество А.И. Абрикосова сыновей». Москва, конец XIX века–начало XX века. Музей-заповедник «​Александровская слобода», Александров, Владимирская область

В 1878 году в России открылось первое рекламное агентство — «Центральная контора объявлений». В отличие от рекламных бюро оно помогало частным лицам и компаниям размещать объявления в прессе. Сотрудники агентства связывались с работниками газет и типографий и договаривались о печати рекламы. Людвигу Метцелю, создателю «Центральной конторы объявлений», приписывают фразу «Реклама — двигатель торговли».

Лист рекламный Товарищества парфюмерного производства «А. Ралле и Ко». Начало XX века. Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И.Д. Самойлова, Свердловская область

В эти же годы в Российской империи увеличилось число иностранных предпринимателей. Они первыми стали использовать новые способы рекламы, адаптировать их под российский рынок. Владелец кондитерской фабрики «Эйнемъ» Юлиус Гейс распорядился тщательно прорабатывать дизайн упаковок и оберток конфет: он приглашал известных художников, в том числе Михаила Врубеля, Льва Бакста, Ивана Билибина. А для оформления изделий кондитерского товарищества «Абрикосов и сыновья» его владельцы приглашали немецких художников, которые до этого работали с иностранными фабриками.

Лист рекламный «Товарищество Эйнемъ». Москва, 1906–1914 годы. Курский областной краеведческий музей, Курск

В магазинах «Эйнемъ» кроме шоколада, конфет и других сладостей продавали и рекламную продукцию — посуду, столовые приборы с фирменными логотипами. В коробки конфет вкладывали открытки и коллекционные карточки с текстами об искусстве или истории. Тем, кто собрал полный набор, дарили подарки — сувениры, редкие почтовые марки. Помимо открыток, в коробках можно было найти игральные карты, ноты. Специально для фабрики «Эйнем» композитор Карл Фельдман написал так называемые «шоколадные» мелодии — композиции «Кекс-галоп», «Танец какао», «Вальс-монпансье» и «Шоколадный вальс».

Парфюмерная фабрика «А. Ралле и Ко» в 1893 году выпустила бесплатный иллюстрированный календарь со страницами для заметок. На его последней странице составители поместили рекламу ассортимента компании — туалетного мыла, рисовой пудры, духов и одеколонов.

Рекламу крупных предприятий Российской империи — торгового дома «С.И. Чепелевецкий и сыновья», фабрик «А. Ралле и Ко», «Брокар и Ко» — помещали не только в газетах. Их объявления печатали на театральных программках, расписании поездов, географических картах. Рекламу расклеивали даже в дирижаблях и воздушных шарах.

Реклама в СССР: от агитационных плакатов до телевизионных роликов

После Октябрьской революции частную рекламу запретили. Практически все объявления и плакаты этого периода были политическими. В них призывали участвовать в Гражданской войне, бороться с белогвардейцами. Среди известных работ — плакат художника Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?».

Дмитрий Моор. Ты записался добровольцем? 1920. Севастопольский военно-исторический музей-заповедник, Севастополь

Советское правительство разрешило торговую рекламу только в 1922 году. В газетах вновь стали печатать объявления о купле и продаже товаров, на улицах — развешивать плакаты. В 1920-х возникли рекламные конторы «Рекламтранс», «Промреклама», коммерческое агентство «Связь». Они продвигали товары государственных предприятий. Рекламные плакаты и слоганы для них в эти годы создавали поэт Владимир Маяковский и художник Александр Родченко.

Александр Родченко и Владимир Маяковский. Эскиз профсоюзного плаката «Члену Союза нэпач нипочем…». 1924. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

Уже стемнело, площадь освещали яркие фонари, горела пестрая реклама на крыше Политехнического музея: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы», «А я ем повидло и джем», «Нужен вам гостинец в дом? Покупай донской залом». Это все идея Микояна, курировавшего также и внутреннюю торговлю. Он приглашал знаменитых поэтов придумывать броскую рекламу наподобие Маяковского: «Нигде, кроме как в Моссельпроме». Переводчик Валентин Бережков. «Рядом со Сталиным»

Вплоть до начала перестройки частная торговля была запрещена, а право на рекламу оставалось только у государства. В прессе, в том числе в журнале «Новые товары», сообщали о новинках советской промышленности, государственных лотереях, сберкассах. К подписным изданиям добавляли буклеты, в которых рекламировали книжную и печатную продукцию. В магазинах раздавали листовки с рецептами, в которых использовали новые продукты.

Александр Миллер. Всем попробовать пора бы как вкусны и нежны крабы (фрагмент). 1938. Российская государственная библиотека, Москва

На телевидении и радио СССР не было рекламных пауз. Однако небольшие ролики с информацией о товарах иногда вставляли в эфир перед фильмами. Первой рекламой такого типа стало видео о кукурузе, которое выпустили в 1964 году.

А в 1972 году сценарий для ролика «Шоколад» написал Никита Михалков. Режиссер Сергей Бондарчук вспоминал: «Первый рекламный ролик сняли в Ленинграде аккурат 1 апреля 1972 года. Гражданам Страны Советов предлагали отведать только появившийся воздушный шоколад».

Во второй половине XX века на крупных предприятиях появились специальные подразделения, которые отвечали за рекламу. Среди сотрудников таких отделов распространяли бюллетень «Новости рекламы», куда помещали информацию о состоянии рекламного рынка.

После начала перестройки в СССР стала появляться реклама западного образца. На телевидении заняли свое место рекламные паузы. В газетах и журналах публиковали объявления кооперативов, частных предприятий и иностранных компаний. Возникли негосударственные рекламные агентства, первые частные издания, среди которых были «Независимая газета» и «Коммерсантъ». Свои подразделения в СССР создали иностранные рекламные корпорации, в том числе Ogilvy & Mather и Hubert Burda Media.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Своя история Своя история

Респектабельный интерьер в эклектичном стиле

SALON-Interior
Новый Hyundai Tucson. Немного больше и дороже Новый Hyundai Tucson. Немного больше и дороже

Новое поколение Hyundai Tucson окончательно всё запутывает

4x4 Club
Почему Энди Макдауэлл и Сара Джессика Паркер не закрашивают седину Почему Энди Макдауэлл и Сара Джессика Паркер не закрашивают седину

Неужели серебро в проборе вовсе не говорит о потере сил и здоровья?

РБК
Рита Логинова. Одни плюсы: изменить представление о ВИЧ в отдельно взятой стране Рита Логинова. Одни плюсы: изменить представление о ВИЧ в отдельно взятой стране

Как девушка без ВИЧ стала одной из главных активисток в стране по этой теме

Домашний Очаг
«Страдающее средневековье»: соавтор паблика — об образовании и мемах «Страдающее средневековье»: соавтор паблика — об образовании и мемах

«Страдающее средневековье» — паблик, который стал культурной франшизой

РБК
Золотые украшения эпохи бронзы из Галисии изготовили для погребального ритуала Золотые украшения эпохи бронзы из Галисии изготовили для погребального ритуала

Ученые проанализировали семь золотых браслетов эпохи ранней бронзы

N+1
Как сторис стали главным медиаформатом мобильных приложений Как сторис стали главным медиаформатом мобильных приложений

Соцсети, бизнес-приложения, Google — как и за счет чего сторис пробрались всюду?

VC.RU
Вот теперь понятно: чем занимается продакт-менеджер в Яндекс.Картах Вот теперь понятно: чем занимается продакт-менеджер в Яндекс.Картах

Интервью с Ульяной Кудиной, старшим продакт-менеджером в Яндекс.Картах

Cosmopolitan
«Безумно тяжело и очень больно»: Алекса пережила замершую беременность «Безумно тяжело и очень больно»: Алекса пережила замершую беременность

Алекса призналась, что потеряла ребенка

Cosmopolitan
Море не разошлось: как детский крестовый поход закончился трагедией Море не разошлось: как детский крестовый поход закончился трагедией

Как армия детей отправилась в Палестину, чтобы вернуть Гроб Господень

Cosmopolitan
Делаем запасы Делаем запасы

Рейтинг самых полезных заголовок на зиму

Лиза
Внимание всем постам Внимание всем постам

Подсчитай прибыль и убытки от своего поведения в социальных сетях

Cosmopolitan
Встал и побежал Встал и побежал

Как привить ребенку любовь к спорту

Cosmopolitan
Не просто фитнес-стартап, а медиакомпания: история Peloton, которая тратит миллионы на запись тренировок Не просто фитнес-стартап, а медиакомпания: история Peloton, которая тратит миллионы на запись тренировок

Netflix в мире фитнеса

VC.RU
Приятного аппетита, маглы! Рецепты из Приятного аппетита, маглы! Рецепты из

Рецепты Сливочного пива, зелья Феликс Фелицис и любимого чая Дамблдора

Esquire
Всех на волю: как в СССР хотели упразднить брак и что из этого вышло Всех на волю: как в СССР хотели упразднить брак и что из этого вышло

Советская сексуальная революция

Cosmopolitan
Вторсырье примут в электронном виде Вторсырье примут в электронном виде

Служба управления отходами Ubirator запустила собственную ERP-систему

Inc.
Ученые получили устойчивый и крепкий химически перерабатываемый пластик Ученые получили устойчивый и крепкий химически перерабатываемый пластик

Управляемая полимеризация сделала полимер крепким

N+1
Подпольная империя Подпольная империя

Как Ротшильды создали финансовую империю, границ которой никто не знает

Вокруг света
Астрономы решили парадокс солнечного натрия Астрономы решили парадокс солнечного натрия

Парадокс солнечного натрия существовал более 20 лет

N+1
Рассказ с лежанки Рассказ с лежанки

Мужчина ленится и не проявляет инициативу. Можно ли это починить?

Cosmopolitan
Блат или талант? Самые известные актерские династии Голливуда Блат или талант? Самые известные актерские династии Голливуда

Голливуд стал местом рождения целых актерских династий

Cosmopolitan
Как кошки захватили мир Как кошки захватили мир

Рядом с нами живут существа, проигнорировавшие несколько тысяч лет эволюции

Вокруг света
4 правила безопасности в лесу: рекомендации бывалой туристки 4 правила безопасности в лесу: рекомендации бывалой туристки

Что делать, чтобы прогулка за грибами или ягодами не обернулась неприятностями?

Psychologies
Как выглядели беременные солистки «Блестящих»: Фриске, Ковальчук и другие Как выглядели беременные солистки «Блестящих»: Фриске, Ковальчук и другие

Какими звездные красотки из «Блестящих» были в «интересном положении».

Cosmopolitan
Мужчина Лев: как с ним жить и чего ждать от отношений Мужчина Лев: как с ним жить и чего ждать от отношений

К чему готовиться, если жизнь связала тебя с этой звездой любой вечеринки

Cosmopolitan
Страна вранья: как на самом деле мы принимаем решение о покупке Страна вранья: как на самом деле мы принимаем решение о покупке

Как психология поможет повысить эффективность компании

Forbes
Триумф русофобии: как маргинальное понятие пополнило язык российской власти Триумф русофобии: как маргинальное понятие пополнило язык российской власти

Термин «русофобия» в последние годы переживает подлинный триумф

Forbes
«Жизнь проходит мимо»: что делать? «Жизнь проходит мимо»: что делать?

Время идет, а наши желания и потенциал не реализуются?

Psychologies
Искусственный интеллект: самое большое разочарование XXI века? Искусственный интеллект: самое большое разочарование XXI века?

Думать сами роботы все еще не умеют. Есть ли у них шанс научиться?

СНОБ
Открыть в приложении