Аэродинамика скоростных поездов: почему ветер не мешает TGV
Поезд TGV (Train З Grande Vitesse, высокоскоростной поезд) Париж – Нант отходит от парижского вокзала Монпарнас почти бесшумно. Проехав предместья Парижа, поезд увеличивает скорость, но пассажиры этого практически не замечают – путь лежит через ровные поля, вокруг нет ни столбов, ни деревьев, поэтому ничто не мелькает перед взорами людей, сидящих в удобных креслах внутри вагонов.
Сидя у окна, я достаю GPS-приемник и включаю его, чтобы узнать скорость движения. В это время в наше купе заглядывает Франсуа Лакот, старший вице-президент и технический директор компании Alstom, которая занимается разработкой и производством высокоскоростных поездов. Коллеги называют его «отцом TGV», поскольку он работает над проектом высокоскоростных поездов с 1983 года (сам Франсуа склонен считать себя «матерью TGV», поскольку отец, по его мнению, принимает слишком непродолжительное участие в создании ребенка). Заинтересовавшись моими манипуляциями, он с интересом кивает на приемник и спрашивает: «Ну, какая скорость?» На экране горит цифра 272 км/ч, и я указываю на нее Франсуа. Он с показным смущением говорит: «О! Мне очень жаль, я прошу прощения! Это не самая скоростная линия TGV, но я все же пойду попрошу машиниста увеличить скорость. Мы же не можем опозориться перед журналистами!» Журналисты в ответ смеются, все прекрасно понимают, что это шутка: поезд управляется компьютером, и машинист, разумеется, просто не может предпринять ничего без согласования с централизованной системой управления движением.
На родине Жюля Верна
Через два часа с минутами поезд прибывает в Нант, на родину Жюля Верна. Но группа европейских журналистов прибыла сюда вовсе не для того, чтобы почтить память писателя. На окраине Нанта расположено огромное сооружение климатического аэродинамического исследовательского комплекса CSTB (Centre Scientifique et Technique du Batiment, Научно-технический центр строительства). Здесь проводят исследования воздействия ветра, солнечного света, мороза и жары, дождя, пыльных и снежных бурь на макеты различных зданий и сооружений. И не только макеты, но и полноразмерные образцы. Например, автомобили — здесь тестируют поведение своих изделий в неблагоприятных погодных условиях Peugeot, Citroёn, Renault, Audi, VW, Porsche, Mercedes, Saab. Производители автомобильных комплектующих — Michelin, Valeo, Bosch, Webasto, Sent Gobain — тоже частые гости испытательных площадок комплекса им. Жюля Верна. Как и производители одежды, архитектурные компании и военные подрядчики. Но цель нашей текущей экскурсии — посмотреть, как компания Alstom тестирует аэродинамику следующего поколения высокоскоростных поездов — AGV (Automotrice З Grénde Vitesse).
Снаружи комплекс производит сильное впечатление — это здание размерами 60х90 м с «гофрированной» крышей. Нашу группу ведут внутрь, и я ожидаю увидеть в испытательной камере головной вагон нового поезда AGV (благо размеры площадки позволяют). Однако меня ждет разочарование — через прозрачное окно испытательной камеры видно, что на площадке стоит всего лишь макет поезда. В масштабе 1:15, высотой 28 см.