Маэстро механики
За последние двадцать лет ремесло часовщика, о котором когда-то мечтал Альберт Эйнштейн, вновь стало очень модным. Можно окончить специальную школу, придумать механизм, создать бренд, составить бизнес-план. И кануть в безвестность. А можно, как Мики Элета, быть самоучкой и идти наперекор всем правилам. Только для этого надо быть очень смелым
Герой Мики Элета
Родился в 1950 году в Вишеграде, в Боснии и Герцеговине, тогда входившей в состав Югославии. В 1973-м эмигрировал в Швейцарию. В 1990 году открыл в Цюрихе реставрационную мастерскую, с 1996-го стал заниматься созданием кинетических скульптур. В 2001 году изготовил первые часы. С 2008 года является членом Академии независимых часовщиков AHCI.
С творчеством Мики Элеты меня впервые познакомил в 2013 году Максимилиан Бюссер, один из основателей M.A.D. Gallery в Женеве. Бюссеру, в общем, было не привыкать: в этой галерее изначально выставлялись довольно странные объекты «механического искусства», которые украсили бы гостиную Сальвадора Дали. Но тут он не мог сдержаться и буквально через полгорода тащил за руку, приговаривая: «Скорее, скорее, у нас появился новый мастер. Вы должны это увидеть. Он сумасшедший, абсолютно сумасшедший! Гоняет на байке, играет на гитаре…» Но в результате самыми безумными оказались его часы: сферы с драконами, феи, волшебные лягушки и даже космический корабль с инопланетянами. Всегда хотелось спросить у Мики: как и зачем он это делает? Наконец такая возможность представилась.
Вы занялись конструированием часовых механизмов в достаточно зрелом возрасте. Как вы к этому пришли?
Я бы сказал, что моя жизнь была разделена на несколько этапов. В юности я совсем не был уверен в том, чем собираюсь заниматься. Я вырос в Югославии, точнее в Боснии. Там в то время трудно было что-то планировать всерьез. Думал учиться на социолога. Или на журналиста. Или стать философом. Или заниматься чем-то, связанным с музыкой. Дело в том, что я с шести лет учился играть на гитаре, и это мне действительно нравилось. Поэтому, наконец, в 23 года у меня появился реальный план: поехать в Западную Европу и заработать денег, чтобы купить себе хорошую гитару. Так в начале 70-х я оказался в Швейцарии, потому что там уже жила моя сестра.