Интервью с оператором фильма «Последние и первые люди»
Одной из главных премьер фестиваля документального кино Beat Film Festival стал фильм «Последние и первые люди», который исландский композитор Йохан Йоханссон снял по одноименному роману Олафа Стэплдона. В этой черно-белой картине по экрану проплывают странные монументы, разбросанные по территории бывшей Югославии, а голос Тильды Суинтон рассказывает, что будет происходить с человечеством в ближайшие пару миллиардов лет. Йоханссон скончался в феврале 2018 года, поэтому команда, работавшая над картиной, закачивала фильм уже без него. «Сноб» пообщался с оператором «Последних и первых людей» Стурлой Брандтом Гровленом: на стадии постпродакшна он взял на себя функции креативного продюсера и даже отчасти режиссера.
Когда Йохан Йоханссон ушел из жизни, в каком виде был фильм? Какие материалы были у вас на руках?
Материалов у нас накопилось много, но мы снимали как раз в то время, когда карьера Йохана резко пошла вверх. Почти сразу после того, как мы закончили съемки, он стал номинантом на премию «Оскар» и получил «Золотой глобус» за музыку к фильму «Вселенная Стивена Хокинга». У него сразу появилось так много предложений и столько интересной работы, что монтаж и постпродакшн фильма продвигались очень медленно. Мы начали работать над фильмом в декабре 2014 года, а Йохан скончался в феврале 2018-го. Все это время он занимался монтажом, музыкой, постпродакшеном, но в итоге Йохан успел смонтировать картину процентов на семьдесят, а больше всего работы оставалось с музыкой. Ничто не было записано профессионально, и вообще это были больше идеи, концепции. Поэтому для Яира Элазара Глотмана, который в титрах фильма тоже значится как автор музыки, это был серьезный вызов. Еще нам пришлось перезаписать Тильду Суинтон, которая читает закадровый текст. Йохан был доволен ее работой, но он хотел, чтобы в ее голосе ближе к финалу появилось больше страсти и тепла. Поэтому мы сделали еще одну запись и соединили ее с первой — в фильме можно услышать обе.
«Последние и первые люди» — это обращение людей будущего (или даже постлюдей) к своим предкам. С тех пор как вы начали снимать фильм, произошло много событий, связанных и с изменениями климата, и с покорением космоса (в фильме упоминаются и микробы, которые могут сыграть свою роль в эволюции человечества, но вы, кажется, завершили работу до начала пандемии). Когда вы готовили картину к премьере, не было ли у вас искушения внести изменения в первоначальный замысел с учетом новых знаний?
Роман Олафа Стэплдона, который лег в основу картины, касается страхов, связанных с концом света, и это вневременное чувство. Но мир постоянно развивается, и мы осознали, что к концу 2018 года, когда Грета Тунберг вывела проблему изменения климата на глобальную повестку дня, фильм стал актуальнее. На восприятие картины повлияла и кончина Йохана: даже после смерти человека музыка и искусство остаются в веках, и в какой-то степени наш фильм тоже об этом. В итоге картина стала более злободневной, чем мы задумывали, но мы ничего не делали для того, чтобы это подчеркнуть. Все уже изначально было в романе Стэплдона. Скорее, это мир адаптировался к нашему фильму.