Насколько трудно переселить людей с Земли?

ИгроманияHi-Tech

Спецматериалы

Колонизация планет

Насколько трудно переселить людей с Земли?

Алексей Пилипчук

В последнее время все чаще говорят о том, что человечеству для выживания нужно колонизировать космос. Дескать, ресурсы Земли не бесконечны, потребности людей растут, опасностей вроде астероидов и изобретений горе-ученых слишком много, да и Солнце не будет светить вечно... В общем, рано или поздно наша с вами любимая планета умрет. И если человечество не хочет разделить ее судьбу, нужно расширяться. Так сказать, сделать резервную копию. И как можно скорее.

Громче всех об этом сейчас говорит основатель SpaceX Илон Маск, а также известный физик-теоретик Стивен Хокинг. По словам Хокинга, нашу цивилизацию ждет гибель в течение следующей тысячи лет, если люди не найдут способ покорить космос. Тут и ядерные войны, и проблемы с ресурсами, и перенаселение, и опасность падения астероидов, и вирусы, и бунт ИИ – чего только нет! И его слова, пусть они и звучат как цитата из научно-фантастического романа, все же имеют под собой основание.

А еще Илон Маск – настоящий гик. Свою первую ракету, Falcon 1, он назвал в честь «Тысячелетнего сокола» из «Звездных войн». Да и в целом его мечты родились из увлечения научной фантастикой – творчеством того же Айзека Азимова, например

Mass Effect: Andromeda рассказывает как раз о колонизации и исследовании новых миров, потому мы и решили, что это отличный повод остановиться на этой теме. Реально ли покинуть Землю? Какие перспективы нас ждут? Как планируют строить колонии на других планетах? Какие проблемы при этом могут возникнуть? И, конечно, что все это нам даст?

Они пишут историю

Если верить «Кодексу» Andromeda, во вселенной Mass Effect именно благодаря компании SpaceX Илона Маска человечеству удалось-таки достичь Марса и сделать то самое открытие – найти технологии протеан. Вряд ли, конечно, нас ждет что-то подобное на настоящем Марсе, но в том, что именно Маск сможет вдохнуть новую жизнь в освоение космоса, кажется, сомнений уже не осталось.

С детства у Илона Маска была мечта. И он шел к ней еще тогда, когда был одним из основателей PayPal. За годы он изучил много книг о космическом деле, познакомился с огромным количеством людей из этой сферы, а часть из них даже нанял. После продажи своих акции PayPal он вложил большую часть денег в рискованный проект SpaceX, а целью поставил вывести человечество в космос. Многие считали Маска безумцем. И правда, зачем этот чудак, заработавший миллионы долларов на всяких интернет-стартапах, полез в космос?

Если верить коллегам Маска, он не просто богатый мечтатель, а настоящий гений. Всего за несколько лет и по книгам он досконально изучил все, что нужно для космических проектов, знает чуть ли не каждого сотрудника в лицо, а о своих продуктах может рассказать почти все. Как говорят сотрудники, Илон управляет своими компаниями чуть ли не на самом низком уровне, лично уделяя внимание каждой проблеме

Для успеха SpaceX нужно было доказать, что она способна доставлять грузы на орбиту. И делать это не только надежно, но и относительно дешево. Задача трудная: многие ракеты взрываются еще при взлете, какие-то не в состоянии прорваться через атмосферу и уступают силе гравитации, а еще важно все правильно рассчитать. Учесть кучу мелочей – вес, скорость, то, как будет влиять внешняя среда на траекторию. Даже сами инженеры сравнивают запуск ракеты на орбиту с бросанием баскетбольного мяча в кольцо. Из-под воды. При быстром течении. И любая мелочь, даже ржавый болт, может привести к настоящей катастрофе.

И первые три запуска в истории SpaceX как раз катастрофами и обернулись. Успех ждал Маска с четвертой ракетой. Ровно тогда, когда у него заканчивались деньги и другого шанса уже не было бы. Теперь вы представляете, как он рисковал? Ведь если бы этот последний шанс не выстрелил, то всей эпопеи с Марсом не случилось, а Маск навсегда вошел бы в историю как неудачник, потративший все деньги на глупые мечты. Но вышло ровно наоборот, а SpaceX стала лишь второй частной компанией в мире, которой удалось доставить груз на орбиту. При этом по рекордно низкой себестоимости.

Это сыграло свою роль – творением Маска заинтересовались как NASA, так и другие крупные клиенты. Сейчас Маск – миллиардер, а у SpaceX заключено множество контрактов. С тех пор Маск успел основать Tesla и выпустить самые известные электрокары в мире, стать председателем SolarCity, специализирующейся на солнечной энергии, заняться вакуумными поездами и даже нейроинтерфейсами. В общем, если бы в реальном мире жил Тони Старк, то, скорее всего, им был бы именно Маск.

В Mass Effect именно попадание человечества на Марс стало переломным в истории нашей цивилизации. Кто знает, может, этот сценарий повторится и в реальности? Хотя, как можно видеть по игре, до полноценной колонизации дело там так и не дошло

Миссия: Марс

К чему все это? Дело в том, что, несмотря на массу «космических» проблем, главная трудность все же – огромная стоимость операций. Именно это отталкивает от космоса правительства государств, обычных людей и инвесторов. И именно это, а вовсе не недостаток технологий или желания, останавливает человечество от дальних полетов.

Сейчас люди могут и летать в космос, и даже терраформировать некоторые планеты. Почему не делают? Потому что никто не может себе этого позволить. Да и зачем, когда можно вложить деньги в куда более доходные в краткосрочной перспективе военные кампании, например? И отчего-то только Илон Маск начал с этим бороться, а его главная цель – сделать полеты в космос дешевыми. Это все, что можно и нужно улучшить на данный момент, остальное приложится.

По этим принципам и строились все продукты SpaceX: ракеты-носители Falcon 1, Falcon 9 и Falcon Heavy, космический корабль Dragon, теперь уже второй версии. По возможности в компании стараются проектировать и делать все самостоятельно – от двигателей до деталей обшивки, – а главное, что именно там недавно научились использовать некоторые компоненты по несколько раз. Та же первая ступень ракеты, раньше просто падавшая после запуска, у SpaceX теперь может приземлиться обратно и использоваться повторно.

В 2013 году они предложили самую низкую в индустрии цену за вывод на высокую орбиту ракеты-носителя с грузом – «всего» 56,5 миллиона долларов. Так что уже в 2014-м из всех запусков SpaceX обеспечивала почти половину. И это вынуждает другие компании тоже снижать стоимость, что идет на пользу всей отрасли, ведь когда инвесторы поймут, что на этом можно зарабатывать, они сами потянутся к звездам, а у мечтателей появится шанс.

Новая задача Маска, впрочем, еще труднее – отправить на Марс миллион человек. Он верит, что только такая цифра позволит достичь полной автономности, обеспечив планету всеми нужными специалистами. Ну и достаточным количеством людей, чтобы цивилизация могла уцелеть в случае катастрофы на Земле. Илон со своей командой уже сделал невероятное – приложил руку к первой в мире «многоразовой» ракете, но, чтобы осуществить его мечту, все равно нужны неслыханные средства. И цель SpaceX – сделать так, чтобы этот проект стал гораздо дешевле.

Помните, как исхудал Марк Уотни к концу «Марсианина»? Реальных переселенцев ждет схожая судьба, а постепенно это может стать настоящей фишкой жителей этой планеты

Маск хочет создать систему многоразового космического транспорта, которая поможет экипажу добраться до Марса и при этом не обанкротит его компанию. В «комплект» этот, по задумке, будет входить ракета-носитель, межпланетарный корабль и его заправщик.

Одной из главных проблем героя «Марсианина» была нехватка ресурсов. Для долгосрочного выживания колонии необходимо научиться добывать и производить все необходимое самостоятельно

Пока, правда, до всего этого далековато, но прогресс уже есть, и нешуточный: 30 марта впервые повторно отправлена вернувшаяся из космоса первая ступень ракеты, в конце этого года собираются запустить новую, более мощную и грузоподъемную, Falcon Heavy, а уже в 2020-м Илон надеется отправить первый корабль к Марсу. Пока, правда, без экипажа, просто для «обкатки». Но если все пойдет как надо, то нога человека ступит на планету уже в 2026-м. А в 2040 году глава SpaceX искренне надеется увидеть на Красной планете пусть маленький, но город.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дар Лизы Дар Лизы

Очерк Ксении Соколовой о Елизавете Глинке.

СНОБ
Илья Кретов Илья Кретов

Глава российского eBay Илья Кретов о будущем интернет-торговли

GQ
Меня взломали? Меня взломали?

Защищаем от шпионского ПО и вирусов смартфоны, компьютеры и бытовую электронику

CHIP
Дэвид Бекхэм Дэвид Бекхэм

Правила жизни Дэвида Бекхэма

Esquire
Богатейшие люди царской России Богатейшие люди царской России

К началу XX века богатейшими людьми были не аристократы, а предприниматели

Дилетант
«Нехорошие» инфекции «Нехорошие» инфекции

Опытный акушер-гинеколог отвечает на 4 самых важных вопроса о ЗППП

Лиза
Хави, Хави Хави, Хави

Хавьер Бардем рассказывает о своей новой роли

GQ
Гид по выживанию в напряженной ситуации Гид по выживанию в напряженной ситуации

Несколько простых приемов, которые помогут справиться с избытком чувств

Psychologies
Леа Сейду: девушка, способная на все Леа Сейду: девушка, способная на все

Актриса Леа Сейду боится летать и остается в кровати

Esquire
Ветрополис Ветрополис

Что происходит в единственном в России городе айтишников

РБК
Свободное падение Свободное падение

Как развлекаются подростки, бросаясь под автомобили

Esquire
Ноам Хомский: «Очевидно, что человеческая природа существует» Ноам Хомский: «Очевидно, что человеческая природа существует»

Знаменитый лингвист и философ Ноам Хомский, страстный критик пропагандистской машины медиа и американского империализма, дал в Париже интервью журналу Philosophie. Отрывки.

Psychologies
Теперь всё можно Теперь всё можно

Мы нашли 25 доказательств, что жизнь в 30 становится понятнее и счастливее

Cosmopolitan
«Нас не научили ухаживать за отношениями с другим» «Нас не научили ухаживать за отношениями с другим»

Мы стремимся к самодостаточности, зачем тогда мы взаимодействуем с другими людьми? Чем может быть полезно и интересно это общение? И как сохранить на долгие годы отношения дружеские и романтические? Об этом мы поговорили с экзистенциальным психотерапевтом Светланой Кривцовой.

Psychologies
Крис Пратт: Снова на охране Крис Пратт: Снова на охране

Крис Пратт – идеальный мужчина

Cosmopolitan
Партия хипстеров и Капков Партия хипстеров и Капков

Сергей Капков – о геополитике, парках и картошке

Esquire
Skoda Kodiaq Skoda Kodiaq

Крупный чешский кроссовер проворнее, чем может показаться на первый взгляд

Quattroruote
YouДудь YouДудь

Как Юрий Дудь создал один из самых сильных персональных брендов в медиа

РБК
«Человек-Паук сломает четвёртую стену» «Человек-Паук сломает четвёртую стену»

Интервью со Стэном Ли и создателями сериала «Великий Человек-паук»

Мир Фантастики
Играя Вронского Играя Вронского

Интервью с актером Максимом Матвеевым

Домашний Очаг
В интернете кто-то не прав В интернете кто-то не прав

Геннадий Иозефавичус выносит приговор интернет-спорщикам

GQ
Как практиковать медитацию в повседневной жизни Как практиковать медитацию в повседневной жизни

Пользоваться своей ментальной силой для самоисцеления проще, чем кажется. Программа из семи шагов от мастера медитации дзен Марка де Смедта – для тех, кто хочет научиться легко восстанавливать силы.

Psychologies
Temps Perdu Temps Perdu

Лусия Берлин «Потерянное время»

Esquire
Курс на сближение Курс на сближение

Что важно в отношениях на самом деле?

Cosmopolitan
Суть Линча Суть Линча

Дэвид Линч о новом сезоне «Твин Пикса»

GQ
Логика Ло Логика Ло

За что мы столько лет любим Джей‑Ло

GQ
Древо экономики Древо экономики

Роман Троценко о том, как вырастить новое поколение предпринимателей

Forbes
Citroёn C4 Sedan Citroёn C4 Sedan

Попытка Citroёn создать крепкий тыл на отечественном рынке. Скорее, неудачная

АвтоМир
Татьяна Тарасова Татьяна Тарасова

Правила жизни Татьяны Тарасовой

Esquire
Переговоры на бегу Переговоры на бегу

Куда бегут, плывут и едут бизнесмены

GQ
Открыть в приложении