Нашего ума дело
Со строго научными доказательствами эффективности медитации разбирается Анастасия Углик. Ну и параллельно познает дзен, разумеется!
Медитация покоряет умы и бьет рекорды популярности. По статистике, около миллиарда людей на Земле пробовали медитировать хотя бы раз в жизни и 300 миллионов практикуют более или менее регулярно (для сравнения: в 2012 году таких энтузиастов было в три раза меньше, чем сейчас). Но вы и сами это знаете без всяких цифр. Если еще вчера в ответ на вопрос: «Как вы боретесь со стрессом / выгоранием / постродовой апатией / любыми другими ментальными сложностями?» – осознанные подруги де - лились телефоном психолога, то сегодня скорее порекомендуют вам проверенного гуру. Хотя и прибавят, что терапию никто не отменял. Но очень многим простых советов и наполненных просветленностью отзывов о випассане в Непале недостаточно. Особенно сейчас, во время пандемии, когда слова «доказательная медицина» и «научный подход» являются чуть ли не единственным буфером между миром опасных предрассудков и здоровым информированным подходом.
К счастью, медитации есть на что опереться, кроме религиозных учений и эзотерических теорий. Изучать ее научными методами начали еще на рубеже 60–70-х годов. Уехавшие в Индию за новым опытом американские и европейские хиппи из академических кругов не смог - ли и не захотели выключить привычное критическое мышление и, вернувшись на родину, стали искать подтверждение тому, что увидели и почувствовали, общаясь с местными гуру. Разумеется, их энтузиазм неофитов был воспринят со скепсисом. Первопроходцев вроде Джона Кабат-Зинна – автора теперь уже повсеместно применяемой программы MBSR (снижение стресса на основе осознанности), а тогда только что окончившего аспирантуру по молекулярной биологии в Массачусетском технологическом институте школяра, – активно высмеивали коллеги. Но Кабат-Зинну повезло: сначала в него поверил научный руководитель, предоставивший базу для экспериментов над небольшой группой пациентов с тревожным расстройством, а затем его услышали и многие другие. Добавим цифр: до 2003 года было написано 52 статьи, которые подтверждали эффективность MBSR при лечении пациентов с посттравматическим синдромом, различными зависимостями, мышечными спазмами, мигренями и нарушениями сна. А к 2020-му таких исследований, опубликованных в рецензируемых журналах, стало уже несколько тысяч.
И это только одно из направлений. Джошуа Грант с факультета физиологии Университета Монреаля провел опыты, убедительно доказывающие, что мастера, находящиеся в дзен-медитации, способны управлять своей реакцией на боль. Для этого он прикладывал к их коже пластину, нагретую до крайне некомфортной для человека температуры (но не вызывающей настоящих ожогов, не беспокойтесь за несчастных участников), и фиксировал активность тех частей мозга, которые отвечают за оценку. Она была заметно снижена, то есть организм испытуемого все чувствовал, но реагировал не так остро, как сделал бы это в нормальной