Дипфейк — технология, позволяющая менять лица людей на видео

GQHi-Tech

Наличный обман

Дипфейк — это младший брат фотошопа, технология, позволяющая менять лица людей на видео. Прежде она применялась для создания эротических фильмов. Но теперь все изменилось.

Текст: Loïc Hecht

Что, если вы узнаете, будто королева Великобритании променяла престол на кресло наставника в шоу «Голос», а Владимир Путин снялся в роли доктора Зло в продолжении «Остина Пауэрса»? Думаете, это невозможно? Тогда познакомьтесь с дипфейками — вирусными роликами, которые стирают границу между правдой и вымыслом и вскоре изменят наш мир.

Итальянские политики мало чем отличаются от героев плохого реалити-шоу. Поэтому, когда 45‑летний основатель партии «Италия Вива» Маттео Ренци (которого часто называют неудачной копией Сильвио Берлускони) вляпался в очередной скандал, казалось, это совершенно обыденное явление. Вот наш герой сидит за столом в студии и ждет прямого включения. Как будто забыв о камерах, Ренци неожиданно начинает поливать грязью действующую итальянскую власть, а в кульминации своего спича использует жест «полруки», что означает «хрен вам всем». Само собой, активисты всех мастей, увидев ролик, бросились делиться негодованием в твиттере. Прошло много времени, прежде чем внимательные зрители положили этому конец.

Хоть ролик и выглядел очень реалистично, на самом деле Ренци никогда не оскорблял коллег (как минимум прилюдно). Видео с его участием оказалось дипфейком (deep подразумевает глубокое обучение нейросети, а fake означает «подделка». — Прим. GQ) — роликом, в котором вместо лица одного человека, в данном случае комика, подставлено другое, то есть лицо Ренци. Создать такой контент помог алгоритм нейросети, который наложил несколько изображений Ренци на персонажа стороннего видео, после чего тот стал точной копией итальянца.

Но до того, как обман вскрылся, политику пришлось клятвенно уверять своих сторонников в том, что ролик не имеет к нему никакого отношения. Ренцо выглядел сумасшедшим. Как алкоголик, который утверждает, что не притрагивался к стопке. Его адекватность и честность стали вызывать вопросы у однопартийцев. И все это — благодаря шуточной, на первый взгляд, технологии.

Сегодня создать дипфейк под силу любому, у кого есть компьютер, интернет и вагон терпения — качественный ролик требует поистине ювелирной подгонки (но мы-то прекрасно знаем, что у тех, кто сидит в интернете, чего-чего, а проблем с нехваткой времени нет).

Дипфейк, этот развевающийся символ конца правды, беспокоит многих исследователей. Ведь шуточные ролики зачастую преследуют по-настоящему опасные цели. Представьте себе, что случится, если накануне выборов в сети появится ролик с одним из кандидатов, в котором тот совокупляется с ламами или признается, будто поддерживает идеологию Третьего рейха. Последствия, которые сулят обществу фальшивые видео, беспокоят даже Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена): компания анонсировала конкурс для разработки методов распознавания дипфейков. Но так ли страшны эти наглые отпрыски фотошопа?

Апокалипсис завтра

Сэм Грегори в душе всегда был активистом и страстно любил все, что связано с видео. Именно эти качества впоследствии сделали его главой общественной организации Witness, снабжающей жителей городов — от Дамаска до Рио — камерами для выявления нарушений прав человека. Помимо этого, сотрудники Witness занимаются разоблачением фейковых и недостоверных новостей. Грегори был одним из первых, кто разглядел опасность в дипфейках. «Уже много лет ходят разговоры о расцвете эпохи постправды, — говорит он. — Да, можно считать, что под прямой угрозой сегодня находится сама демократия».

Дипфейки страшны тем, что с каждым днем они становятся все более реалистичными и подрывают священный принцип апостола Фомы: теперь недостаточно увидеть, чтобы уверовать. «Шквал разговоров о дипфейках в медиа напоминает 1990‑е годы, когда появились первые цифровые изображения, а затем, чуть позже, фотошоп, — говорит Андре Гюнтер, преподаватель парижской Высшей школы социальных наук. — Гуру того времени писали, что мы больше не можем верить всему, что изображено на фотографиях, что цифровое изображение уничтожит правду. Но редактировать фотографии мы, как видите, не перестали, и обещанный апокалипсис не наступил».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гарри ясно Гарри ясно

Дэниел Рэдклифф давно отошел от амплуа волшебника из Хогвартса

Esquire
«На такие условия на входе никто бы не согласился»: почему не все инвесторы Telegram довольны Павлом Дуровым «На такие условия на входе никто бы не согласился»: почему не все инвесторы Telegram довольны Павлом Дуровым

Что команда Павла Дурова предложила инвесторам?

Forbes
Дома без папы Дома без папы

Дарья Мельникова самоизолировалась на страницах MAXIM без масок и одежды

Maxim
Нейроны самок мышей среагировали на отказ от алкоголя сильнее самцов Нейроны самок мышей среагировали на отказ от алкоголя сильнее самцов

Что может объяснять повышенную уязвимость женщин к абстинентному синдрому?

N+1
Проявить внимание Проявить внимание

Снимки, сделанные в СССР и России с конца 1940-х до наших дней

Esquire
Стойте, полиция! Как женщине путешествовать по Ирану в одиночку Стойте, полиция! Как женщине путешествовать по Ирану в одиночку

Исторические места Древняя Персия, нефтяные месторождения и остров Киш

Forbes
Мир под их сапогом Мир под их сапогом

Как семейство Аньелли управляет миром

GQ
«Делать попкорн вместо французской кухни»: как спасти бизнес в пандемию «Делать попкорн вместо французской кухни»: как спасти бизнес в пандемию

Что следует помнить, чтобы правильно диагностировать проблемы бизнеса?

Forbes
Выживут только не роботы Выживут только не роботы

Что происходит с эмпатией в виртуальную эпоху

GQ
Почему изоляция влияет на твое либидо: 7 советов, как его вернуть Почему изоляция влияет на твое либидо: 7 советов, как его вернуть

Разбираемся, как именно пандемия влияет на либидо, и что с этим делать

Playboy
Алексей Ретинский Алексей Ретинский

Алексей Ретинский — мультимедиа-художник нового времени

Собака.ru
Учебник английского языка: самые распространенные ошибки в английском языке Учебник английского языка: самые распространенные ошибки в английском языке

25 ошибок, которые чаще всего допускают в английском языке

Esquire
Другая сторона моих недостатков Другая сторона моих недостатков

Мы стесняемся того, что считаем своими изъянами, и стараемся их исправить

Psychologies
Как 23-летние близнецы из уральского поселка завоевали миллионы подписчиков в TikTok и привлекли внимание Lay's и Лепса Как 23-летние близнецы из уральского поселка завоевали миллионы подписчиков в TikTok и привлекли внимание Lay's и Лепса

Как TikTok принес братьям-близнецам деньги и признание

Forbes
Кому это понравится? Кому это понравится?

Андрей Подшибякин о музыкальных вкусах разных поколений

GQ
Потепление позволит зеленым водорослям продвинуться вглубь Антарктиды Потепление позволит зеленым водорослям продвинуться вглубь Антарктиды

На Антарктическом полуострове водоросли занимают почти два квадратных километра

N+1
Реалистичность игровых персонажей: как не угодить в «зловещую долину» Реалистичность игровых персонажей: как не угодить в «зловещую долину»

Человекоподобные объекты могут вызвать чувство отвращения

Популярная механика
Джозеф Стиглиц: Глобальное сотрудничество в 21 веке. Отрывок из книги Джозеф Стиглиц: Глобальное сотрудничество в 21 веке. Отрывок из книги

Почему Америка и другие страны прибывают в затяжном экономическом кризисе

СНОБ
Африка может наверстать упущенное Африка может наверстать упущенное

Отрывок из книги Ханса Рослинга «Фактологичность»

СНОБ
Заболеет ли доллар? Чем грозят вашим сбережениям деньги, «разбрасываемые с вертолета» в США Заболеет ли доллар? Чем грозят вашим сбережениям деньги, «разбрасываемые с вертолета» в США

Комплекс мер по стимулированию экономики США оценивается в $2 трлн долларов

Forbes
«Театр онлайн — это как есть пластиковый огурец». Константин Богомолов снял сериал про карантин на карантине «Театр онлайн — это как есть пластиковый огурец». Константин Богомолов снял сериал про карантин на карантине

Константин Богомолов: о съемках на телефон и «пластмассовом» онлайн-театре

Forbes
Перенос контактов с iPhone на Android: 5 способов Перенос контактов с iPhone на Android: 5 способов

Как перенести контакты с iPhone на Android?

CHIP
10 самолётов, сделанных в самых неожиданных странах 10 самолётов, сделанных в самых неожиданных странах

Есть страны, которые совершенно не ассоциируются с авиастроением

Популярная механика
Древнее мексиканское озеро стало ловушкой для 60 мамонтов Древнее мексиканское озеро стало ловушкой для 60 мамонтов

Эти мамонты попались в грязевые ловушки и погибли

N+1
Поток метана от арктических морей: Взгляд из космоса Поток метана от арктических морей: Взгляд из космоса

Какова роль метана в потеплении Арктики?

Наука и жизнь
Чайки предпочли освоенные людьми районы Чайки предпочли освоенные людьми районы

Средиземноморские чайки приспособились к антропогенной среде

N+1
«Пропусков нет у каждого второго». Как работает система «Карантин» «Пропусков нет у каждого второго». Как работает система «Карантин»

Что не так с новым приложением для ГИБДД, на которое потратили 27 млн рублей

РБК
«Я обалдел от масштаба «трагедии»»: стилист Киркорова пришел в шок от его одежды «Я обалдел от масштаба «трагедии»»: стилист Киркорова пришел в шок от его одежды

Стилист Филиппа Киркорова рассказал о первом рабочем дне у артиста

Cosmopolitan
Вывод АЭС из эксплуатации привел к исчезновению тропических рыб у берегов Японии Вывод АЭС из эксплуатации привел к исчезновению тропических рыб у берегов Японии

Без сброса теплой воды тропические виды заменились умеренными

N+1
Реальная любовь Реальная любовь

Разговор с Ингеборгой Дапкунайте, Юлией Пересильд и Ксенией Раппопорт

Cosmopolitan
Открыть в приложении