Уже две тысячи лет словосочетание «шелковый путь» заставляет сердца биться чаще

GQАвто

Ралли

Как в шелках

Уже две тысячи лет словосочетание «шелковый путь» заставляет сердца путешественников биться чаще.

Текст: Геннадий Иозефавичус

Две с лишним тысячи лет назад первые караваны пошли из Сианя, через Гоби и Памир, в Центральную Азию и на берега Средиземного моря. Из Китая на запад везли шелк, бронзовые зеркала, украшения из камней; караваны возвращались назад с нефритом, кувшинами вина, сладостями и табунами коней. Так зарождался самый масштабный за всю историю человечества сухопутный торговый маршрут, Великий шелковый путь. Из Сианя караваны шли до Дуньхуана, самой западной заставы Великой Китайской стены; там путь раздваивался. Северный маршрут вел дальше через Турфанскую впадину и Памир в оазисы Центральной Азии, южный — в Индию и на Ближний Восток, а оттуда — в Средиземноморье.

Великий шелковый путь просуществовал почти двадцать веков; караваны остановила экономическая целесообразность: по морю доставлять товары стало дешевле и быстрее. Впрочем, идея Шелкового пути не забыта: от стены санкций на западной границе России путь лишь на Восток. Оказалось, великая история Великого пути прекрасно укладывается в современную политическую концепцию: большое прошлое — при отсутствии внятного настоящего — должно работать на грандиозное будущее.

И работает. Вот, к примеру, родилась в чьей‑то голове вполне светлая мысль использовать древние торговые маршруты для автомобильного рейда (шелковый — он же путь, в конце концов), и пошли новые караваны, получилось ралли «Шелковый путь», отмотавшее в этом году десять тысяч километров пути по бездорожью России, степям Казахстана и пескам Китая, от Москвы до Сианя.

На фоне гигантских барханов крохотным смотрится любой автомобиль, а уж MINI — так совсем крошкой.

Большой театр оперы и банкета

К «Шелковому пути» я присоединился в Китае, в городе Урумчи, в котором ралли остановилось, пройдя чуть больше половины пути (восемь из четырнадцати этапов), на день отдыха. В выходной никто никуда не спешил: экипажи отсыпались, механики занимались рутиной, фотографы бродили по рынку, забитому нефритовыми браслетами, изюмом и коврами. Там, на рынке Урумчи, я обнаружил указатель, направлявший к «Большому театру оперы и банкета» (именно так было написано в русском подстрочнике китайского названия), туристическому ресторану с музыкой и фольклорными танцами. А ведь гениальное название! В другом Большом, том, что в Москве, в эти дни «Нуреева» тоже меняли на банкет; ГАБТ шел вполне шелковым путем. Так, глядишь, на китайский манер скоро и фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) с инстаграмом нам отменят, и начнутся повсеместно сплошные опера с банкетом! Впрочем, не только мы следуем за Китаем, но и Китай за нами: два самых популярных иностранца в Поднебесной — Владимир Путин и певец Витас; тому, что я живьем видел обоих, завидовали абсолютно все.

Чужие жены

Все этапы ралли-рейда состоят из двух типов участков: из дорожных связок (их еще называют льезонами) и специальных участков. По первым (это, собственно, дороги общего назначения) спортсменам надо ехать, подчиняясь ПДД, по вторым (это лютое бездорожье) участники мчатся на максимальной скорости, время прохождения по ним и идет в зачет. При этом по бездорожью спецучастков необходимо следовать определенным образом; по маршруту разбросаны контрольные точки, на которых экипажам надо отмечаться. Не отметился — получай штрафные минуты. Штраф, кстати, можно получить и не будучи спортсменом: за журналистскими экипажами, автобусами с персоналом, техничками команд, в общем, за всеми машинами каравана следит спутниковая система, которая отмечает все водительские огрехи, а за злостные нарушения правил — за превышение скорости, к примеру, — требует крови, то есть денег; деньги идут на совершенствование самой же системы слежения.

Журналистская Toyota, на которой я утром выехал в пустыню, на девятый этап гонки, представляет собой машину, полностью подготовленную к ралли: со сварным внутренним каркасом, сиденьями, похожими на детские, с навигационными системами, дублирующими друг друга, с запасным баком и встроенным насосом. Да и водитель, с которым я прошел несколько этапов, был не то чтобы новичком: Константин Мещеряков увешан раллийными наградами, что новогодняя елка игрушками, он обладатель Кубка мира по автоспорту, чемпион России, участник гонки «Париж–Дакар» и прочая, и прочая, в том числе призер самого первого «Шелкового пути», случившегося восемь лет назад.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Одиночество в Сети Одиночество в Сети

Ежегодный топ-20 «СтарХита» посвящен самым запрашиваемым в Интернете мужчинам

StarHit
Хлеб, козёл и капуста Хлеб, козёл и капуста

Самые странные игровые симуляторы

Игромания
Чудесная плесень Чудесная плесень

У открытия антибиотиков большая, долгая предыстория

Дилетант
Чудеса, да и только? Чудеса, да и только?

Удивительные совпадения и счастливые случайности

Psychologies
Обманные пункты Обманные пункты

Как в России зарабатывают по-черному

Esquire
С двойной нагрузкой: как облегчить работу организма во время беременности С двойной нагрузкой: как облегчить работу организма во время беременности

Как помочь организму благополучно справиться с возросшей нагрузкой

9 месяцев
Алексей Учитель Алексей Учитель

MAXIM вызвал художника, чтобы выяснить: он без царя в голове или же с царем?

Maxim
Хулигаан Хулигаан

История музыканта Дэйва Гаана, умиравшего трижды

Esquire
Футуристы от моды Футуристы от моды

Оптимистичные идеи футуризма. Кто является продолжателем сегодня?

Numéro
Семейная ценность Семейная ценность

Семья Форбс борется с утверждением, что негоже считать чужие деньги

Forbes
Завтра я первоклассник! Завтра я первоклассник!

Eще чуть-чуть – и твой малыш будет первоклассником

Лиза
Выберите себе мужчину Выберите себе мужчину

Коуч Алексей Ситников учит читательниц «Татлера» оценивать кандидатов

Tatler
Isuzu D-Max – Mitsubishi L200 Isuzu D-Max – Mitsubishi L200

Выбор пикапов на российском рынке невелик

АвтоМир
Одинокая рыжая особа желает познакомиться Одинокая рыжая особа желает познакомиться

В зоопарке немецкого Гёрлица малая панда Нима — любимица публики

GEO
Байанай знает Байанай знает

Откуда в людях берутся жестокость и доброта

Русский репортер
Первый из наших Первый из наших

Историю происхождения человека пора переписывать

GEO
Доброе утро Доброе утро

Начинаем день простой практикой, чтобы успокоить эмоции и не допустить стресса

Yoga Journal
Полоса препятствий Полоса препятствий

Трудности делают нас уязвимыми, но они могут помочь по-новому взглянуть на себя

Psychologies
Зависит ли здоровье от погоды? Зависит ли здоровье от погоды?

О том, существует ли на самом деле метеозависимость, мы поговорили с экспертом

Домашний Очаг
Штефан Кэги Штефан Кэги

Режиссер и реформатор театра рассуждает о смерти и страхе сойти с ума

Numéro
«Зачем искусственному интеллекту уметь думать?» «Зачем искусственному интеллекту уметь думать?»

Интервью с Михаилом Биленко, «Яндекс»

РБК
Стас Пьеха: «Не хочу прыгать в пучину страстей» Стас Пьеха: «Не хочу прыгать в пучину страстей»

Певец рассказывает о детстве, девушках и космонавтах

Лиза
Николай Гоголь Николай Гоголь

По мнению Николая, ему подошел бы пост министра юстиции

Караван историй
Honda Civic Honda Civic

Экономический кризис фактически вытеснил «Хонду» с российского рынка

АвтоМир
Аватары Аватары

Лауреат премии «Оскар» создает цифровых андроидов для общения с людьми

РБК
Лана Дель Рей: женщина, которая жаждет покоя Лана Дель Рей: женщина, которая жаждет покоя

Лана Дель Рей не любит рассказывать прессе, что работала в социальной службе

Esquire
Пять этажей рая Пять этажей рая

Затеянная в Москве реновация снова напомнила о хрущевских пятиэтажках

GALA Биография
Меня точно уволят… Меня точно уволят…

Страх потерять работу сильно мешает жить и трудиться

Лиза
Сплошное расстройство! Сплошное расстройство!

Пищевая инфекция и ее неприятные последствия летом – обычное дело

Лиза
Знак времени Знак времени

Как стать Принсом

GQ
Открыть в приложении