Клуб GQ / Провокатор
Выйти из сумрака
Как не сидеть в углу скромной непубличной мышью и заработать авторитет — знает наш пытливый колумнист.
Дорогая Лидия, где проходит граница между настойчивостью и навязчивостью? Ну, в отношениях.
Как многие границы в отношениях, она плавающая и располагается каждый раз по‑разному даже между одними и теми же людьми. Часто ее начинаешь ощущать, лишь больно стукнувшись об нее лбом. В большей степени это вопрос терминологический — «настойчивость» и «навязчивость» примерно такие же синонимы, как «разведчик» и «шпион»: настойчивость — это когда вы, а навязчивость — когда вас. Все мы периодически оказываемся то субъектами настойчивости, то объектами навязчивости, тем не менее в силу общечеловеческого бытового эгоизма не многим удается поставить себя на место другого и тактично определить необходимую и достаточную степень давления на него. За редким исключением в любых отношениях один участник заинтересован больше, а другой милостиво позволяет ему проявлять настойчивость, иногда щелкая по носу за назойливость. Если быть настойчивым выпало вам, то лучше не заморачиваться, насколько вы навязчивы, а мужественно приготовиться в любой ситуации с равной долей вероятности услышать упрек «Почему ты мне не дозвонился?» или «Чего ты мне названиваешь?».
Дорогая Лидия, меня повысили, и вчерашние коллеги и друзья стали подчиненными. Есть ли какой‑то простой способ заставить их себя уважать?
Мне кажется, «заставить себя уважать» — занятие довольно безнадежное, доступное лишь редким виртуозам вроде дяди Евгения Онегина, и простых способов тут нет. Можно, конечно, пойти проторенным порочным путем и взять на вооружение принцип «Боится — значит уважает» или лозунг одного государственного деятеля «Пусть ненавидят, лишь бы боялись». Однако устраивать репрессии по каждому поводу и самому офисному калигуле утомительно, и к уважению имеет отдаленное отношение. Если вашим коллегам и друзьям есть за что вас уважать, то это никуда не денется и после вашего повышения: если вы сами не превратитесь в огнедышащего дракона от свалившейся на вас власти. Вероятно, психологически более комфортно прийти в качестве начальника в незнакомый коллектив, с трепетом ожидающий вашего появления, чем переформатировать уже сложившиеся дружеские отношения так, чтобы вас все‑таки слушались. Однако и в вашем положении «выдвиженца» есть