Семья бизнесменов строит один из крупнейших жестких дискаунтеров «Светофор»

ForbesБизнес

Ретейл / Светофор

Зеленый сигнал

Семья бизнесменов из Красноярска строит одну из крупнейших в России сеть жестких дискаунтеров «Светофор».

Текст Елена Ганжур
Фото Константин Саломатин для Forbes

Осенью 2016 года сотрудники Центрально-Сибирской торгово-промышленной палаты (ТПП) провели поисковую операцию в сети продуктовых дискаунтеров «Светофор» в Красноярске. Разыскивали они владельцев сети, для чего оставили в магазинах письма с коммерческим предложением, но на связь никто не вышел. «Мы работаем со всеми крупными предпринимателями в регионе, но владельцы Шнайдеры с нами никогда не сотрудничали. В палату сами не обращались», — недоумевает Андрей Прохоров, вице-президент региональной ТПП. Между тем сеть продолжает активно развиваться, открывая новые магазины в России, Казахстане, Белоруссии, их уже более восьмисот. Выручка «Светофора», по данным «INFOLine-Аналитика», 65 млрд рублей, компания братьев Шнайдеров стала крупнейшей в России среди жестких продуктовых дискаунтеров, напоминающих скорее не магазины, а склады.

Пока уровень жизни в России падает, жесткие дискаунтеры будут процветать

Пивка для рывка

О предпринимателях с фамилией Шнайдер из Красноярска известно немного. За два месяца Forbes не удалось связаться ни с кем из членов семьи. «Они ведут скрытный образ жизни, на улицу выходят только по ночам», — шутит один из конкурентов. Но так было не всегда.

В 1994-м Шнайдеры создали компанию «Ленком», которая занималась дистрибуцией пива и слабоалкогольных напитков. За несколько лет компания с театральным названием наладила сотрудничество с крупнейшими производителями пива — «Балтикой», «Очаково», «Хейнекен» и др. «Ленком» превратился в крупного регионального оптовика с филиальной сетью в Абакане, Чите, Владивостоке, активно участвовал в социальных проектах, получал благодарственные письма от мэра Красноярска. «В середине 2000-х мы прекратили сотрудничество по обоюдным причинам, — прокомментировали в пресс-службе «Балтики». — У нас началось масштабное объединение с несколькими пивоваренными заводами. А бизнес «Ленкома», насколько нам известно, был перепрофилирован». В 2004 году Шнайдеры действительно запустили новый проект — сеть пивных магазинов «Напильник». Большую часть ассортимента составляло пиво, остальное — винно-водочная продукция, закуски, сигареты. По данным «Контур.Фокуса», торговая марка была зарегистрирована на ООО «Торговый дом «Ленком». На 2009 год братья Сергей и Андрей Шнайдеры владели 61,3% и 3,2% предприятия соответственно. Еще около 35% принадлежало Владимиру Самсонюку, партнеру Сергея Шнайдера по другой пивной сети, зарегистрированной ранее. По словам директора нижегородского филиала «Напильника» Михаила Калуцкого, магазины работали с минимальной рентабельностью, но проект считался успешным и перспективным. Пивной рынок в конце 2000-х стагнировал, но даже эксперты называли формат «Напильника» интересным. К 2007 году открылось несколько десятков торговых точек в Красноярском крае и близлежащих областях. Развитие шло в том числе на заемные средства. «Ленком» взял несколько крупных кредитов, только в Сбербанке — порядка 350 млн рублей. Все шло гладко, но осенью 2008-го на фоне мирового финансового кризиса рубль начало лихорадить, а потребительский спрос упал. «Ребята оказались в крайне тяжелом положении, переоценили ситуацию: начался кризис и проблемы с банками», — вспоминает красноярский предприниматель, знакомый со Шнайдерами.

В мае 2010-го Сбербанк подал в Арбитражный суд иск о взыскании с «Ленкома» долгов. По одному из кредитов «Ленком» выставил встречный иск о признании договора недействительным. Пивной дистрибьютор ссылался на «кабальность сделки»: якобы договор был заключен «на крайне невыгодных условиях в результате стечения тяжелых обстоятельств» — финансового кризиса, когда компания потеряла большую часть оборотных средств. Но банк доказал, что условия договора были стандартными, а предварительный анализ финансового положения заемщика свидетельствовал о его платежеспособности. И 29 октября 2010 года Сбербанк обратился в арбитраж с иском о признании несостоятельности «Ленкома». Окончательно деятельность компании была прекращена в марте 2015-го. С 2015 года владельцем торгового знака сети «Напильник» числится ООО «Самип», которое контролирует семья Шнайдеров. 

Экономия на всем

Первое юрлицо, связанное с новым бизнесом Шнайдеров, было зарегистрировано в апреле 2009 года. Учредителем компании «Росторг 2009», которая осуществляла розничную торговлю широким ассортиментом (мясо, крупы, фрукты и овощи, посуда, хозтовары), стал Андрей Шнайдер. Летом в старой части Красноярска, на улице Айвазовского, открылся первый магазин низких цен «Светофор». «Они оттолкнулись от дна, полностью очистили мозг и начали делать совершенно новую концепцию — жесткий дискаунтер», — говорит председатель совета директоров красноярской сети супермаркетов «Командор» Олег Сипетый. Бизнес-модель «Светофора» исключала все лишние расходы, начиная с хранения и освещения и заканчивая рекламой и общением с прессой. В первом «Светофоре» не было ни полок, ни прилавков, товар продавали прямо из коробок и с деревянных палет. Минимальная наценка позволяла держать цены в «Светофоре» на 10–20% ниже среднерыночных. «В дискаунтерах нет таких услуг, как в супермаркетах, покупателям не требуется платить за обслуживание», — объясняла суть формата руководитель розничной сети «Светофор» Ирина Гайлит. По ее словам, система продаж «как на складе» поначалу пугала посетителей, но потом люди привыкли.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Без названия Без названия

Нынешний кризис уже назвали «возвращением истории»

Forbes
HTC Vive: система профессионалов HTC Vive: система профессионалов

Шлем виртуальной реальности HTC Vive во всех подробностях

CHIP
Российский траст Российский траст

Что такое личный фонд и как он реализовывается

Деньги
3 простых способа избежать тоски в холодное время года 3 простых способа избежать тоски в холодное время года

Осень и зима в городе — унылое время, когда легко скатиться в хандру. Но эмоции не вводятся в организм снаружи, а исходят изнутри. Как научиться лучше понимать себя и управлять собственным восприятием, чтобы избавиться от тоски и сохранить бодрое настроение?

Psychologies
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
Уильям Ламберти Уильям Ламберти

Итальянский шеф готовит запеченную баранью лопатку

Esquire
Mazda3 – Ford Focus Mazda3 – Ford Focus

На что сегодня делают ставку былые бестселлеры?

АвтоМир
Ольга Кормухина: Нужно научиться ждать Ольга Кормухина: Нужно научиться ждать

В преддверии концертов мы поговорили с певицей о русском роке и путешествиях

Лиза
Subaru XV Subaru XV

Сдобрен ли крепкий коктейль субариста банальным качеством

АвтоМир
Понятие растяжимое Понятие растяжимое

Мастер-класс по стретчингу

Glamour
Роберт Редфорд Роберт Редфорд

Как стать самым стильным мужчиной в Голливуде, не увлекаясь модой

Esquire
«Просто расслабься!» Почему это важно и как этому научиться «Просто расслабься!» Почему это важно и как этому научиться

Мы отлично знаем, как напрячь тело: об этом рассказывают сотни пособий по накачиванию мышц. Но как запустить обратный процесс – расслабление, от которого зависит координация, гибкость, сила и здоровье?

Psychologies
«Раньше был более легким на подъем» «Раньше был более легким на подъем»

Интервью с Сергеем Пускепалисом

Добрые советы
Между нами тает лед Между нами тает лед

Евгения Медведева завоевала награды на всех российских и мировых первенствах

Glamour
В шутливой форме В шутливой форме

Настя Ивлеева стала суперзвездой инстаграма и комедийного жанра

Glamour
Сила притяжения Сила притяжения

Почему различия – не помеха любви?

Psychologies
Письмо редактора Письмо редактора

Главный редактор – об исполнении желаний

Cosmopolitan
Смешная девчонка Смешная девчонка

Сверхновая голливудская звезда Екатерина Самсонова

Vogue
Дет Мороз Дет Мороз

Как сделать так, чтобы и взрослые были сыты, и подростки целы и довольны жизнью?

Добрые советы
Простые истины Простые истины

Иногда самое лучшее… оставить детей в покое, считает детский психолог

Psychologies
Пусть говорит Пусть говорит

Резидент Stand Up Елена Новикова про Новый год

Cosmopolitan
Цирк одного актера Цирк одного актера

Хью Джекман о том, что понял на разных этапах жизни (спойлер: ничего не понял)

Cosmopolitan
Читаем в ноябре: выбор Psychologies Читаем в ноябре: выбор Psychologies

Хотите разобраться в своих чувствах, наладить отношения с близкими и просто получить удовольствие? Начните с лучших книжных новинок месяца по версии Psychologies.

Psychologies
Со всей возможной любовью Со всей возможной любовью

Александр Цыпкин о письмах фанаток и планах на будущее

Glamour
Мастер Йода Мастер Йода

Правила жизни Мастера Йоды

Esquire
Анекдот с бородой Анекдот с бородой

Джейсон Момоа спешит спасать мир в новом образе — супергероя Аквамена

Vogue
Хватит капризничать! Хватит капризничать!

Что делать с проявлением детских негативных эмоций

Лиза
Принц на белом коне Принц на белом коне

Алексей Фролов построил посреди донской степи курорт

Tatler
Рефлексы новорожденного: что умеет ваш малыш? Рефлексы новорожденного: что умеет ваш малыш?

Кажется, что малыш умеет только есть, спать и плакать, но это не так

9 месяцев
У-вэй: философия ничегонеделанья У-вэй: философия ничегонеделанья

У-вэй – это особая категория даосизма, которая подразумевает невмешательство в естественный ход вещей. Эту философию еще называют искусством созерцательной пассивности, недеяния или «ничегонеделания». Как ее принципы могут помочь человеку в современной жизни?

Psychologies
Открыть в приложении