Сергей Шишкарев выращивает национального транспортного чемпиона

ForbesБизнес

Порт, контейнер и гандбол

Новый участник списка Forbes Сергей Шишкарев выращивает национального транспортного чемпиона.

Текст Сергей Титов

Штаб-квартира основателя группы «Дело» Сергея Шишкарева расположена в недавно отреставрированном двухэтажном особняке на Большой Никитской. В пятничный полдень на одной из центральных московских улиц ни души. В конце марта столичные жители массово самоизолировались из страха подцепить коронавирус.

Большинство сотрудников «Дела» тоже перешли на «удаленку», рассказывает Шишкарев. Он и сам перебрался из своей московской квартиры за город. Впрочем, моду на бесконтактные приветствия он не признает и по-прежнему предпочитает классическое рукопожатие: «Я в этом смысле определенный фаталист».

Коронавирус снизил активность бизнеса, но передышка пришлась кстати — появилось время, чтобы структурировать активы, признает Шишкарев. В конце осени 2019-го он удивил весь транспортный рынок, победив Романа Абрамовича (№10) и Владимира Лисина (№2) в борьбе за госпакет крупнейшего в России контейнерного оператора «Трансконтейнер». Покупка вывела Шишкарева в лидеры отрасли и обеспечила участие в списке Forbes с состоянием $700 млн. Как Шишкарев строил свой бизнес и кто ему помогал?

Источник: данные компании. *Вошел в состав ГК «Дело» в 2019 году

Сын порта

Норд-ост, обрушившийся на Новороссийск в ноябре 1993 года, стал для города серьезным стихийным бедствием. Ураганный ветер достигал 60 м/с, вырывал деревья с корнем, переворачивал киоски и сшибал людей с ног. Сотни кораблей не могли выйти в море из-за шторма и застряли на рейде в порту Новороссийска. Главный диспетчер порта Николай Шишкарев сутками не покидал работу.

Коллапс в порту заблокировал разгрузку нескольких кораблей, груженых мандаринами и бананами в преддверии Нового года. Спасти фрукты не удалось, они превратились в жижу, годную только на корм скоту, вспоминает сын главного диспетчера Сергей Шишкарев. Он должен был заниматься оформлением груза, а в итоге помогал с разгрузкой кораблей от гнили.

В детстве Шишкарев-младший мог сутки проводить в порту. Он регулярно сидел у отца в кабинете во время селекторных совещаний, инспектировал вместе с ним порт, знал докеров в лицо: «Я видел изнутри, что такое порт, как планируется его работа, как формируется бригада для обработки судов, какова очередность постановки флота, как функционирует железная дорога».

В конце концов портовая специфика настолько приелась Шишкареву, что он решил стать дипломатом. После службы в морской пехоте Северного флота командование рекомендовало его в Краснознаменный институт Минобороны на факультет западных языков, который Шишкарев с отличием окончил в 1992 году. Но профессия военного переводчика в начале 1990-х была невостребованной, и сразу после выпуска Шишкарев был уволен в запас. Тогда он решил вернуться в родной Новороссийск и заняться бизнесом.

После акционирования в 1992 году порт Новороссийска превратился в ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП), акции достались трудовому коллективу. Такая же участь постигла и объединения «Союзмежтранс» и «Инфлот», которые после приватизации утратили свою монополию на агентирование судов. И Шишкарев увидел свободную нишу. Незадолго до ноябрьского урагана, в августе 1993-го, он учредил компанию «Дело», которая стала оказывать агентские услуги в НМТП. Первым грузом «Дела» были два десятка лошадей, которых отправили на колбасу в Италию. «Делу» доставалось оформление самых крупных грузов, говорит бывший сотрудник одного из новороссийских причалов: «У них была зеленая улица». В первую очередь это заслуга Шишкарева-старшего, который обладал в порту огромным авторитетом, считает собеседник Forbes. По его словам, у «Дела» была поддержка и в Москве (уже в конце 1990-х Сергей Шишкарев числился советником министра путей сообщения Николая Аксененко). «Дело» стало основным транспортным агентом в порту, получив право осуществлять более половины всех агентских, посреднических и экспедиторских услуг, писала «Новая газета» в 1998 году, «Дело» создавалось при активном участии тогдашнего гендиректора порта Валерия Быкова, а НМТП выступил соучредителем компании. Порт владел 15% «Дела», как следует из данных квартальных отчетов НМТП за 1999–2000 годы.

«В тройку руководителей порта главный диспетчер, конечно, входил», — говорит бывший сотрудник «Дела» Виктор Экало. Впрочем, «грубым лоббированием интересов своей семьи» он бы заниматься не стал и помогал сыну разве что советом. По оценке Экало, «Дело» обслуживало менее 15% грузопотока НМТП.

Сергей Шишкарев говорит, что отец дал ему опыт и «честную морскую фамилию, известную в отрасли по сей день». Шишкарев-старший был «красным директором в прямом смысле этого слова» и «абсолютно далек от коммерции». Между тем сын главного диспетчера оказался не лишен предпринимательского таланта.

В 1994 году он запустил в НМТП перевалку рулонной стали, лично договорившись о поставках с Новолипецким металлургическим комбинатом: «Они через Украину работали. Туда везти дальше и дороже». Первая погрузка заняла 23 дня: «Меня капитан, кажется, проклял». Но труды не прошли даром. Список клиентов «Дела» пополнили Магнитогорский и Карагандинский металлургические комбинаты, Красноярский и Братский алюминиевые заводы, а поставки металлов стали исчисляться миллионами тонн. «Мы зарабатывали $2–3 с тонны. Это были хорошие деньги по тем временам», — вспоминает Шишкарев. Заработанные средства он тратил на скупку акций НМТП у работников порта.

Битва при Новороссийске

Около полудня 20 мая 2005 года у проходной НМТП остановилось несколько автомобилей, из них в сопровождении людей в черной униформе выбрались Сергей Шишкарев и гендиректор порта Владимир Ковбасюк. Железные ворота, ведущие на территорию порта, оказались наглухо забаррикадированы сотрудниками ЧОПа. Но участники рейда не растерялись: высадив соседние ворота, предназначенные для въезда транспорта, а затем и дверь в управление порта, команда Шишкарева оказалась-таки в кабинете Ковбасюка, который начал раздавать распоряжения сотрудникам. Впрочем, исполнять их подчиненные не спешили: оказалось, что днем ранее совет директоров НМТП отстранил Ковбасюка от работы.

Силовые действия окончательно рассорили две группы акционеров порта. Одна сформировалась вокруг «Дела» и контролировала 19,8% НМТП. Вторая представляла интересы финансовой корпорации «Уралсиб» Николая Цветкова (около 30%) и двух партнеров Александров — Скоробогатько (№32) и Пономаренко (№31) (16%). Соблюдать шаткий баланс интересов удавалось до тех пор, пока Шишкарев с партнерами не нацелились на блокпакет НМТП. Переговоры с миноритариями из числа работников порта стали спусковым крючком для корпоративной войны. На кону был серьезный куш: ни много ни мало крупнейший порт в России с выручкой 5,2 млрд рублей и оборотом более 70 млн т грузов. Несмотря на поддержку «Альфа-Эко», ударного подразделения консорциума «Альфа-Групп», «Дело» уступило оппонентам. Сам Шишкарев неохотно комментирует тот период: «Наши взгляды на развитие порта разошлись. Было сделано коммерческое предложение, которое я посчитал для себя достойным».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
Из минёров в танкисты: боевой путь слесаря Егорова Из минёров в танкисты: боевой путь слесаря Егорова

Рассказы о войне: история службы слесаря Егорова

Популярная механика
Парни с коробками Парни с коробками

Архитекторы из Москвы придумали компактные модульные комнаты для сна

Forbes
Карантинное чтение: научно-фантастический рассказ Карантинное чтение: научно-фантастический рассказ

Научно-фантастический рассказ, который поможет вам скрасить домашнюю изоляцию

Популярная механика
Обаятельный боец Обаятельный боец

Как Даниил Медведев стал звездой мирового тенниса и героем рекламных кампаний

Forbes
«Параноик с катапультой»: как бывший дровосек создал конкурента WeWork, который способен пережить пандемию «Параноик с катапультой»: как бывший дровосек создал конкурента WeWork, который способен пережить пандемию

Марк Диксон уверен, что переживет шторм благодаря здоровому уровню паранойи

Forbes
Рейтинг рантье Рейтинг рантье

Рынок коммерческой недвижимости оживает

Forbes
7 самых интересных фильмов, снятых по видеоиграм 7 самых интересных фильмов, снятых по видеоиграм

Звездные актерские составы, эффектные трюки, юмор и отличные саундтреки

РБК
Вино и голуби Вино и голуби

Отец и сын Пумпянские занялись возрождением виноделия в Лангедоке

Forbes
Стендап и свобода слова: что происходит с юмором в эпоху политкорректности и где проходит граница допустимого Стендап и свобода слова: что происходит с юмором в эпоху политкорректности и где проходит граница допустимого

«Долг любого комика — найти границу и перейти ее», — говорил Джордж Карлин

Esquire
Путешествуем дома Путешествуем дома

Как государства сопротивляются краху туристической отрасли

Forbes
«Внебрачный папа»: как строить отношения с отцом ребенка, если вы не вместе «Внебрачный папа»: как строить отношения с отцом ребенка, если вы не вместе

«Ребенку нужен отец» — те, кто так считает, по-своему правы

Psychologies
Груз платформы Груз платформы

Павел Дуров: бизнесмен, который бросил вызов мировому господству доллара

Forbes
Властелин земли: самый тяжелый бульдозер Властелин земли: самый тяжелый бульдозер

"Четра" Т40 — самый тяжелый, серийно выпускаемый в России, гусеничный трактор

Популярная механика
Замечания по адресу Замечания по адресу

Какую роль играет адрес в жизни человека, здания или учреждения

Forbes
Сладкая жизнь: полезен ли темный шоколад? Отвечают врачи Сладкая жизнь: полезен ли темный шоколад? Отвечают врачи

«Темный шоколад полезен», — уверены сладкоежки, что думают специалисты?

Cosmopolitan
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Бренды, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Мира, труд, май Мира, труд, май

Как Мирослава Дума с единомышленниками создали модный бренд будущего

Vogue
Математическая погрешность Математическая погрешность

Стоит ли всегда округлять 4,97 до 5?

Forbes
Робот с ИИ научит детей эмоциям и поможет в социализации Робот с ИИ научит детей эмоциям и поможет в социализации

Как современные технологии помогают в области педагогики

Популярная механика
Уроки испанки Уроки испанки

Как экономика переживет «неожиданную остановку»

Forbes
Андрей Ланьков: Жизнь северокорейских беженцев и их семей Андрей Ланьков: Жизнь северокорейских беженцев и их семей

Глава из книги Андрея Ланькова: «Все снова под контролем?»

СНОБ
Северная надбавка Северная надбавка

Спустя пять лет Владимир Потанин вновь занял первое место в списке Forbes

Forbes
10 реалистичных правил «зеленой жизни» 10 реалистичных правил «зеленой жизни»

Натали Фи предлагает несколько способов жить в согласии с окружающей средой

Psychologies
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
YouTube-блогер — о мотивации к благотворительности, соцсетях и космосе YouTube-блогер — о мотивации к благотворительности, соцсетях и космосе

Руслан Усачев — о том, нужно ли мотивировать людей на помощь друг другу

РБК
Око за око Око за око

За что брат Елены Батуриной требует с нее 13 млрд рублей

Forbes
Как не спиться в самоизоляции? Как не спиться в самоизоляции?

Опасности домашней «алкоголизации» и альтернативные пути справляться со стрессом

Psychologies
Интеллект без границ Интеллект без границ

Как найти свое место в международном технологическом бизнесе

Forbes
«После карантина станет хуже»: Анастасия Татулова и еще три женщины во главе компаний о том, как выжить в этот кризис «После карантина станет хуже»: Анастасия Татулова и еще три женщины во главе компаний о том, как выжить в этот кризис

Проблемы, с которыми их бизнес столкнулся из-за пандемии

Forbes
Открыть в приложении