Сергей Шишкарев выращивает национального транспортного чемпиона

ForbesБизнес

Порт, контейнер и гандбол

Новый участник списка Forbes Сергей Шишкарев выращивает национального транспортного чемпиона.

Текст Сергей Титов

Штаб-квартира основателя группы «Дело» Сергея Шишкарева расположена в недавно отреставрированном двухэтажном особняке на Большой Никитской. В пятничный полдень на одной из центральных московских улиц ни души. В конце марта столичные жители массово самоизолировались из страха подцепить коронавирус.

Большинство сотрудников «Дела» тоже перешли на «удаленку», рассказывает Шишкарев. Он и сам перебрался из своей московской квартиры за город. Впрочем, моду на бесконтактные приветствия он не признает и по-прежнему предпочитает классическое рукопожатие: «Я в этом смысле определенный фаталист».

Коронавирус снизил активность бизнеса, но передышка пришлась кстати — появилось время, чтобы структурировать активы, признает Шишкарев. В конце осени 2019-го он удивил весь транспортный рынок, победив Романа Абрамовича (№10) и Владимира Лисина (№2) в борьбе за госпакет крупнейшего в России контейнерного оператора «Трансконтейнер». Покупка вывела Шишкарева в лидеры отрасли и обеспечила участие в списке Forbes с состоянием $700 млн. Как Шишкарев строил свой бизнес и кто ему помогал?

Источник: данные компании. *Вошел в состав ГК «Дело» в 2019 году

Сын порта

Норд-ост, обрушившийся на Новороссийск в ноябре 1993 года, стал для города серьезным стихийным бедствием. Ураганный ветер достигал 60 м/с, вырывал деревья с корнем, переворачивал киоски и сшибал людей с ног. Сотни кораблей не могли выйти в море из-за шторма и застряли на рейде в порту Новороссийска. Главный диспетчер порта Николай Шишкарев сутками не покидал работу.

Коллапс в порту заблокировал разгрузку нескольких кораблей, груженых мандаринами и бананами в преддверии Нового года. Спасти фрукты не удалось, они превратились в жижу, годную только на корм скоту, вспоминает сын главного диспетчера Сергей Шишкарев. Он должен был заниматься оформлением груза, а в итоге помогал с разгрузкой кораблей от гнили.

В детстве Шишкарев-младший мог сутки проводить в порту. Он регулярно сидел у отца в кабинете во время селекторных совещаний, инспектировал вместе с ним порт, знал докеров в лицо: «Я видел изнутри, что такое порт, как планируется его работа, как формируется бригада для обработки судов, какова очередность постановки флота, как функционирует железная дорога».

В конце концов портовая специфика настолько приелась Шишкареву, что он решил стать дипломатом. После службы в морской пехоте Северного флота командование рекомендовало его в Краснознаменный институт Минобороны на факультет западных языков, который Шишкарев с отличием окончил в 1992 году. Но профессия военного переводчика в начале 1990-х была невостребованной, и сразу после выпуска Шишкарев был уволен в запас. Тогда он решил вернуться в родной Новороссийск и заняться бизнесом.

После акционирования в 1992 году порт Новороссийска превратился в ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП), акции достались трудовому коллективу. Такая же участь постигла и объединения «Союзмежтранс» и «Инфлот», которые после приватизации утратили свою монополию на агентирование судов. И Шишкарев увидел свободную нишу. Незадолго до ноябрьского урагана, в августе 1993-го, он учредил компанию «Дело», которая стала оказывать агентские услуги в НМТП. Первым грузом «Дела» были два десятка лошадей, которых отправили на колбасу в Италию. «Делу» доставалось оформление самых крупных грузов, говорит бывший сотрудник одного из новороссийских причалов: «У них была зеленая улица». В первую очередь это заслуга Шишкарева-старшего, который обладал в порту огромным авторитетом, считает собеседник Forbes. По его словам, у «Дела» была поддержка и в Москве (уже в конце 1990-х Сергей Шишкарев числился советником министра путей сообщения Николая Аксененко). «Дело» стало основным транспортным агентом в порту, получив право осуществлять более половины всех агентских, посреднических и экспедиторских услуг, писала «Новая газета» в 1998 году, «Дело» создавалось при активном участии тогдашнего гендиректора порта Валерия Быкова, а НМТП выступил соучредителем компании. Порт владел 15% «Дела», как следует из данных квартальных отчетов НМТП за 1999–2000 годы.

«В тройку руководителей порта главный диспетчер, конечно, входил», — говорит бывший сотрудник «Дела» Виктор Экало. Впрочем, «грубым лоббированием интересов своей семьи» он бы заниматься не стал и помогал сыну разве что советом. По оценке Экало, «Дело» обслуживало менее 15% грузопотока НМТП.

Сергей Шишкарев говорит, что отец дал ему опыт и «честную морскую фамилию, известную в отрасли по сей день». Шишкарев-старший был «красным директором в прямом смысле этого слова» и «абсолютно далек от коммерции». Между тем сын главного диспетчера оказался не лишен предпринимательского таланта.

В 1994 году он запустил в НМТП перевалку рулонной стали, лично договорившись о поставках с Новолипецким металлургическим комбинатом: «Они через Украину работали. Туда везти дальше и дороже». Первая погрузка заняла 23 дня: «Меня капитан, кажется, проклял». Но труды не прошли даром. Список клиентов «Дела» пополнили Магнитогорский и Карагандинский металлургические комбинаты, Красноярский и Братский алюминиевые заводы, а поставки металлов стали исчисляться миллионами тонн. «Мы зарабатывали $2–3 с тонны. Это были хорошие деньги по тем временам», — вспоминает Шишкарев. Заработанные средства он тратил на скупку акций НМТП у работников порта.

Битва при Новороссийске

Около полудня 20 мая 2005 года у проходной НМТП остановилось несколько автомобилей, из них в сопровождении людей в черной униформе выбрались Сергей Шишкарев и гендиректор порта Владимир Ковбасюк. Железные ворота, ведущие на территорию порта, оказались наглухо забаррикадированы сотрудниками ЧОПа. Но участники рейда не растерялись: высадив соседние ворота, предназначенные для въезда транспорта, а затем и дверь в управление порта, команда Шишкарева оказалась-таки в кабинете Ковбасюка, который начал раздавать распоряжения сотрудникам. Впрочем, исполнять их подчиненные не спешили: оказалось, что днем ранее совет директоров НМТП отстранил Ковбасюка от работы.

Силовые действия окончательно рассорили две группы акционеров порта. Одна сформировалась вокруг «Дела» и контролировала 19,8% НМТП. Вторая представляла интересы финансовой корпорации «Уралсиб» Николая Цветкова (около 30%) и двух партнеров Александров — Скоробогатько (№32) и Пономаренко (№31) (16%). Соблюдать шаткий баланс интересов удавалось до тех пор, пока Шишкарев с партнерами не нацелились на блокпакет НМТП. Переговоры с миноритариями из числа работников порта стали спусковым крючком для корпоративной войны. На кону был серьезный куш: ни много ни мало крупнейший порт в России с выручкой 5,2 млрд рублей и оборотом более 70 млн т грузов. Несмотря на поддержку «Альфа-Эко», ударного подразделения консорциума «Альфа-Групп», «Дело» уступило оппонентам. Сам Шишкарев неохотно комментирует тот период: «Наши взгляды на развитие порта разошлись. Было сделано коммерческое предложение, которое я посчитал для себя достойным».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Проблема в мозгах и некоторых установках, которые нужно менять» «Проблема в мозгах и некоторых установках, которые нужно менять»

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов о цифровизации образования и вузах будущего

Forbes
Выключить панику и не бухать: советы по выживанию в кризис от сооснователя банка «Точка» Бориса Дьяконова Выключить панику и не бухать: советы по выживанию в кризис от сооснователя банка «Точка» Бориса Дьяконова

Паника — главный враг во время кризиса, считает Борис Дьяконов

Forbes
Kosmo как предчувствие Kosmo как предчувствие

Как реконструкция офисного здания может способствовать его выгодной продаже

Forbes
Николас Холт: «Очень надеюсь, что мы никого не оскорбили!» Николас Холт: «Очень надеюсь, что мы никого не оскорбили!»

Николас Холт о его подготовке к роли Петра и работе с Фаннинг

GQ
Инерционный поворот Инерционный поворот

Многолетние периоды крепкого рубля обычно заканчиваются девальвационным шоком

Forbes
Это нереально реально: как снимают VR-порно Это нереально реально: как снимают VR-порно

Реальному сексу осталось жить недолго — виртуальная реальность лучше обычной

Популярная механика
Рейтинг рантье Рейтинг рантье

Рынок коммерческой недвижимости оживает

Forbes
Не надо красить тонущий корабль. 10 советов хорошему менеджеру Не надо красить тонущий корабль. 10 советов хорошему менеджеру

Отрывок из книги «В главных ролях» Татьяны Рунге об управлении сотрудниками

Forbes
Битый час Битый час

Краткая экономика турниров UFC

Forbes
Кругом налево Кругом налево

Как в России относятся к неверности?

Огонёк
В городской тиши В городской тиши

Как можно улучшить город, пока он на карантине

Forbes
Как окружить себя искусством, не выходя из дома Как окружить себя искусством, не выходя из дома

9 инструкций по сборке реди-мейда

Weekend
Игровое пространство Игровое пространство

Бюджеты, зарплаты, призовые и трансферы киберспорта

Forbes
Что на самом деле случилось 18 апреля 1930 года Что на самом деле случилось 18 апреля 1930 года

Новости «дня без новостей»

Weekend
Из тюрьмы в бочку Из тюрьмы в бочку

Куда делись миллиарды Сергея Полонского, да и были ли они?

Forbes
«Сейчас у нас есть шанс изменить все», – директор AliExpress Россия о времени глобальных перемен «Сейчас у нас есть шанс изменить все», – директор AliExpress Россия о времени глобальных перемен

Директор AliExpress Лю Вэй о том, как мы будем совершать покупки в будущем

GQ
Уроки испанки Уроки испанки

Как экономика переживет «неожиданную остановку»

Forbes
Статус: «В открытом поиске» Статус: «В открытом поиске»

Что мешает женщине после 40 познакомиться с мужчиной и найти пару

Лиза
Золотые часы и минуты Золотые часы и минуты

Сколько зарабатывают лондонские юристы на семейных спорах богатых россиян

Forbes
Законы привлекательности: что притягивает нас друг к другу? Законы привлекательности: что притягивает нас друг к другу?

Можем ли мы заставить кого-то в нас влюбиться?

Psychologies
Кодный магазин Кодный магазин

Программист из Ульяновска построил компанию стоимостью $100 млн

Forbes
Вышли в супермаркет за две недели: опыт кооператива «Чёрный» и других обжарщиков кофе, которые спасают бизнес в кризис Вышли в супермаркет за две недели: опыт кооператива «Чёрный» и других обжарщиков кофе, которые спасают бизнес в кризис

После закрытия кофеен они смогли в короткие сроки договориться со «Вкусвиллом»

VC.RU
Тусовочное место Тусовочное место

Как основатели Bash.Today цифровизировали сферу организации мероприятий

Forbes
Театр на карантине. Новая digital-эпоха или перезагрузка Театр на карантине. Новая digital-эпоха или перезагрузка

Театры по всему миру открывают доступ к бесплатным онлайн-трансляциям

СНОБ
Груз платформы Груз платформы

Павел Дуров: бизнесмен, который бросил вызов мировому господству доллара

Forbes
Алкогений: Серж Генсбур Алкогений: Серж Генсбур

Жизнь Сержа Генсбура была непритворным публичным суицидом

Maxim
Око за око Око за око

За что брат Елены Батуриной требует с нее 13 млрд рублей

Forbes
Самый крупный кратер Аррокота рассказал о его ударном прошлом Самый крупный кратер Аррокота рассказал о его ударном прошлом

Транснептуновые двойные системы прочнее, чем кажется на первый взгляд

N+1
Один на всех Один на всех

Максим Семеляк обнаруживает сбывшиеся пророчества в фильме «Брат 2»

Esquire
Как «Барселона» превратилась из образцового футбольного клуба в обитель скандалов Как «Барселона» превратилась из образцового футбольного клуба в обитель скандалов

В устройстве клуба «Барселона» наметились серьезные проблемы

GQ
Открыть в приложении