Спустя пять лет Владимир Потанин вновь занял первое место в списке Forbes

ForbesБизнес

Северная надбавка

Спустя пять лет Владимир Потанин вновь занял первое место в списке Forbes. «Норильский никель» за это время подорожал вдвое, не обращая, кажется, внимания на непрекращающиеся войны основных акционеров.

Текст Дмитрий Яковенко

Несколько лет назад Владимир Потанин (№1), по словам его знакомого, увлекся карточными играми — преферансом и бриджем — и мог допоздна засидеться за игровым столом. В феврале 2018 года возможность разыграть сложнейшую партию с владельцем «Интерроса» выпала Максиму Сокову — главе холдинга En+, объединявшего энергетические активы миллиардера Олега Дерипаски (№41) и его долю в «Русале». Соперники расположились в подмосковном доме отдыха «Лужки» на Истре, где Потанин любит принимать гостей. Вместо карт в их распоряжении были сложные юридические и финансовые схемы, а на кону стоял пакет акций ГМК «Норильский никель», принадлежавший еще одному миллиардеру — Роману Абрамовичу (№10). Абрамович вместе с партнерами Александром Абрамовым (№21) и Александром Фроловым (№40) стал акционером «Норникеля» в 2012 году, выступив гарантом мира между Потаниным и Дерипаской. Последний, купив 25% «Норникеля» в 2008-м у Михаила Прохорова (№11), хотел объединить предприятия и создать крупнейшую металлургическую компанию в мире, но у Потанина были другие планы. До появления Абрамовича в качестве арбитра совладельцы «Норильского никеля» обменивались судебными исками по всему миру, нелицеприятными публичными высказываниями и боролись за контроль в компании. Десятого декабря 2017 года истек пятилетний срок моратория на продажу Абрамовичем его акций, и дело опять двигалось к войне. Потанин хотел выкупить пакет Абрамовича, а Дерипаска был категорически против.

Основатель «Русала» тоже присутствовал на встрече в «Лужках», но в тот день был вынужден уехать на несколько часов. Соков остался с Потаниным. Миллиардер играл в закрытую. «Ты умный парень, что бы ты сделал на моем месте?» — вспоминал позже Соков слова гендиректора «Норникеля» в Высоком суде Лондона, где Потанин и Дерипаска столкнулись после пяти лет мира. План действий миллиардера Соков тогда угадал, а суд встал на сторону Дерипаски.

Но в противостояние акционеров «Норникеля» вмешался четвертый игрок — Минфин США. Оказавшись под санкциями, Дерипаска был вынужден отойти от управления в En+, и Потанин лишился грозного соперника. В 2020 году глава «Норникеля» стал богатейшим бизнесменом в России с состоянием $19,7 млрд. Он однажды уже возглавлял российский список Forbes — и тоже в кризис, в 2015 году. Тогда залогом его успеха стала кропотливая работа по восстановлению «Норникеля» после первой войны с Дерипаской. Что помогло Потанину оказаться на вершине в этот раз?

Выручка «Норникеля» от реализации металлов, $ млрд

Источник: данные компании

Игры разума

В акционерном соглашении от декабря 2012-го между Потаниным, Дерипаской и Абрамовичем написано, что по истечении пяти лет последний может продать весь или часть своего пакета акций в «Норильском никеле» добросовестной третьей стороне при условии соблюдения процедуры ROFR — права преимущественного выкупа текущими владельцами компании. Юристы Потанина сочли, что добросовестная третья сторона — это любая компания, не связанная с Абрамовичем, и менеджеры «Интерроса» заранее, уже осенью 2017-го, начали с ним переговоры. Через компанию Crispian Абрамовичу, Абрамову и Фролову принадлежало 6,37% «Норникеля». Потанин через компанию Whiteleave владел 31% и был не против увеличить долю за счет пакета Абрамовича. Была еще одна тема для переговоров. Абрамовичу и партнерам принадлежала лицензия на разработку крупного Баимского месторождения золота и меди на Чукотке. Потанин давно интересовался этим активом, но Дерипаска, для которого важнее всего был стабильный поток дивидендов от «Норильского никеля», не разделял энтузиазма партнера. И пока Crispian оставалась участником соглашения акционеров «Норникеля», у «Русала» было право вето на любые крупные сделки между этой компанией (владевшей 27,8% акций ГМК) и структурами Потанина и Абрамовича с партнерами.

₽484 млрд дивидендов выплачено компанией в 2018 году и за 9 месяцев 2019-го

В конце января 2018-го акционеры «Норильского никеля» собрались в резиденции Абрамовича в Сколково. На этой встрече, как говорится в материалах Высокого суда Лондона, Абрамович сообщил, что собирается продать акции «Норникеля». К этому Дерипаска не был готов. «Представления не имел, что они захотят продавать», — признавался он позднее. Уход «белого рыцаря» Абрамовича грозил нарушить шаткое равновесие в «Норильском никеле». Но у Дерипаски еще была возможность расстроить сделку — «Русал» по акционерному соглашению имел право преимущественного выкупа пакета Абрамовича. Получив оферту о продаже акций «Норникеля», Crispian должна была сперва предложить выкупить этот пакет на аналогичных условиях Whiteleave и «Русалу» — пропорционально их текущим долям в ГМК.

Потанин размышлял, что он может предложить Дерипаске, чтобы тот отказался от права преимущественного выкупа. Для обсуждения этого вопроса миллиардеры вечером 1 февраля 2018-го встретились в «Лужках». Дерипаска предъявил Потанину внушительный список требований: повышенные дивиденды от «Норникеля», более жесткое право вето для «Русала» и пут-опцион на его долю. Создатель «Интерроса» не хотел уступать.

После того как Дерипаска уехал, состоялась та самая «игра» между Потаниным и Соковым, описанная в материалах суда. Соков утверждал, что владелец «Интерроса» дал ему понять: он не отступится и выкупит долю Абрамовича. А когда Потанин спросил, как это можно было бы сделать, Соков начал фантазировать. Пакет Crispian можно выкупить не целиком, а по частям, причем первую часть по завышенной цене, неподъемной для «Русала», чтобы он не смог участвовать в выкупе акций Абрамовича. Зато эту премию можно учесть позже, при покупке Баимского месторождения. А целиком месторождение можно выкупить, когда доля Crispian в «Норникеле» упадет ниже 1% — после этого акционерное соглашение не будет ограничивать компанию Абрамовича.

Пока Соков развивал эти идеи, Потанин якобы знаками показывал ему, что он мыслит в правильном направлении. Сам же глава En+ синхронно переписывался с Дерипаской в мессенджере WickrMe и обрисовывал ему в общих чертах «план Потанина». Ближе к полуночи владелец «Русала» вернулся в «Лужки» в сопровождении Дмитрия Афанасьева, партнера адвокатского бюро «Егоров, Афанасьев, Пугинский и партнеры». Афанасьев с ходу спросил Потанина, действительно ли «Русал» ждет все то, что описал Соков. Но миллиардер лишь развел руками — этот план придумал сам глава En+.

Переговоры закончились в четвертом часу утра, но бизнесмены так и не нашли общего языка. Второго февраля 2018-го компания Bonico Потанина предложила Crispian продать 3,99% акций «Норникеля» за $1,48 млрд — с 20%-ной премией к рыночной цене. Потанин утверждал, что приобретение им акций Абрамовича ничего не изменит в «Норникеле» — акционерное соглашение четко регламентировало расклад сил акционеров. Но Дерипаска пошел на принцип. Через две недели «Русал» обратился в Высокий суд Лондона с просьбой заблокировать сделку. «Это будет полное прекращение партнерства — по духу и по сути», — утверждал он в Лондоне.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Парни с коробками Парни с коробками

Архитекторы из Москвы придумали компактные модульные комнаты для сна

Forbes
Русью пахнет Русью пахнет

Усадебные пейзажи художника Сергея Виноградова послужили прообразом для дома

AD
Третье полушарие Третье полушарие

Программист из Орехово-Зуева заработал $2 млн на роботах для прокачки мозга

Forbes
Из чего построили первый «Бэтмобиль» Из чего построили первый «Бэтмобиль»

Бэтмен и его автомобиль неразделимы с самого первого комикса

Maxim
Гуру из соцсетей Гуру из соцсетей

Инвесторы могут выкинуть на помойку свои знания об экономической теории

Forbes
Свой-чужой: кто живет в нашем организме, и зачем они нам нужны Свой-чужой: кто живет в нашем организме, и зачем они нам нужны

Бактерии — наши друзья, во всяком случае, большинство из них

Популярная механика
Оборотистый «капитал» Оборотистый «капитал»

Capital Group заняла первое место в рейтинге девелоперов элитного жилья Forbes

Forbes
Пижама-пати Пижама-пати

Как и с кем герои «Татлера» проводят карантин

Tatler
Уроки испанки Уроки испанки

Как экономика переживет «неожиданную остановку»

Forbes
«Безумный зверь» с Мадагаскара поможет разобраться в эволюции на островах «Безумный зверь» с Мадагаскара поможет разобраться в эволюции на островах

Палеонтологи обнаружили полный скелет гондванатерия

N+1
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Бренды, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Лигалайз: «Я все понимаю. 42-летний рэпер звучит, как провал» Лигалайз: «Я все понимаю. 42-летний рэпер звучит, как провал»

Лигалайз о насущном и былом, набитой на голове короне и сокращении дистанции

РБК
Поворотный момент Поворотный момент

Как «Формула-1» изменится в 2021 году

Forbes
Не надо стесняться. Топ неловких ситуаций в спортзале Не надо стесняться. Топ неловких ситуаций в спортзале

Сюрпризы, которые женский организм может преподнести во время тренировки

Cosmopolitan
Госпиталь на карантине Госпиталь на карантине

Зачем сносить и заново строить инфекционные лечебницы

Forbes
10 знаковых гаджетов из 1990-х: техно-ностальгия 10 знаковых гаджетов из 1990-х: техно-ностальгия

Ностальгия по 1990-м годам не может обойтись без гаджетов

Популярная механика
Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
Индустрия аудиокниг изнутри Индустрия аудиокниг изнутри

Как сделать карьеру в озвучке книг или рекламных проектов

СНОБ
Просто товар Просто товар

Когда нефть перестанет быть нефтью?

Forbes
15 главных битв 1939–1945 15 главных битв 1939–1945

Вторая часть списка самых крупных сражений и операций Второй мировой войны

Дилетант
В городской тиши В городской тиши

Как можно улучшить город, пока он на карантине

Forbes
Не только платье Меган Маркл: чем запомнится работа дизайнера Клэр Уэйт Келлер в модном доме Givenchy Не только платье Меган Маркл: чем запомнится работа дизайнера Клэр Уэйт Келлер в модном доме Givenchy

Значимые заслуги дизайнера Клэр Уэйт Келлер

Esquire
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
5 фантастических историй о конфликтах за ресурсы Солнечной системы 5 фантастических историй о конфликтах за ресурсы Солнечной системы

Книги, в которых разворачиваются конфликты из-за космических ресурсов

Популярная механика
Большой развод Большой развод

Почему адвокат Александр Добровинский неизменно появляется на публике в бабочке

Forbes
Мел-палеогеновое вымирание увеличило мозг птиц Мел-палеогеновое вымирание увеличило мозг птиц

После гибели динозавров птицам потребовались значительные умственные способности

N+1
Математическая погрешность Математическая погрешность

Стоит ли всегда округлять 4,97 до 5?

Forbes
Время концессий: как построить инфекционную больницу в эпоху пандемии и кризиса Время концессий: как построить инфекционную больницу в эпоху пандемии и кризиса

В России остро не хватает современных больниц и койко-мест в них

Forbes
Замечания по адресу Замечания по адресу

Какую роль играет адрес в жизни человека, здания или учреждения

Forbes
Арманьяк: что это за напиток и как его правильно пить Арманьяк: что это за напиток и как его правильно пить

Напиток, в который легко влюбиться

Playboy
Открыть в приложении