Куда делись миллиарды Сергея Полонского, да и были ли они?

ForbesБизнес

Из тюрьмы в бочку

Куда делись миллиарды Сергея Полонского, да и были ли они?

Текст: Мария Абакумова

Сергей Полонский — автор книги «Взламывая стереотипы. Освобожденный» и еще нескольких

Бывший девелопер башни «Федерация», самого высокого небоскреба в Москве, Сергей Полонский пережидает карантин в пентхаусе на вершине комплекса «Золотые ключи», который называет своим «штабом». С высоты открывается вид на деловой район «Москва-Сити» с той самой башней, которую начинал строить Полонский, а заканчивали другие предприниматели много лет спустя. Полонский постоянно занят: он ведет Telegram-канал, проводит по Zoom совещания с новыми единомышленниками, изобретает очередные проекты на миллиарды долларов, а когда устает, выходит на террасу и «охлаждается» в огромной бочке с водой.

Он, пожалуй, самый известный из российских девелоперов. И известен он не только экстравагантным поведением, но еще и тем, как он смело называет мошенниками своих бывших партнеров и сотрудников. Выйдя из тюрьмы летом 2017 года, Полонский собирается искать по всему свету «выведенные» проекты его компании Mirax Group.

Полонский уверяет, что стоимость активов Mirax Group оценивалась в $4,5 млрд. Проектов было много, и за судьбой каждого стоит детективная история. Сейчас мало кто относится к этим оценкам серьезно, ведь компания не смогла расплатиться с держателями облигаций почти на $450 млн, до сих пор есть обманутые дольщики, а у самого Полонского, по его уверению, нет в собственности ни машины, ни квартиры.

Между тем на площадках, некогда принадлежавших Mirax Group, строятся объекты в сотни тысяч квадратных метров и стоимостью десятки миллиардов рублей. Например, бюджет проекта «Мякинино парк» от группы ПИК составляет, по официальной отчетности компании, 22,5 млрд рублей (примерно $310 млн), застройщик планирует возвести и реализовать там более 250 000 кв. м недвижимости. Подобных проектов у Mirax было несколько.

Полонский уверяет, что активы были выведены из компании, пока он отбывал тюремное заключение в Камбодже и России. Оппоненты называют его самого мошенником, который сейчас «не сидит в тюрьме только случайно». Forbes разобрался, как Полонский лишился компании и кто на этом заработал, а кто потерял.

Кандидат в президенты

В июле 2017 года бизнесмена освободили из-под стражи в зале суда: перед этим он провел два года в СИЗО «Матросская Тишина», его обвиняли в мошенничестве со средствами дольщиков «Кутузовской мили» и «Рублевской ривьеры». Суд признал его виновным в неисполнении договорных обязательств и приговорил к пяти годам колонии, но освободил от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности. Когда Полонский вышел из заключения, бизнеса у него уже не было, ему пришлось занимать деньги у друзей. «Мы были друзьями с Дмитрием Борисовичем Босовым, общались, катались вместе на сноубордах. После моего выхода из СИЗО он помогал мне, одалживал деньги даже просто на жизнь», — рассказал бизнесмен в интервью Forbes. По его словам, он собирался сразу улететь из страны (до ареста Полонский много времени проводил в Камбодже и Израиле), но передумал и решил остаться и баллотироваться в президенты на выборах 2018 года. Однако ЦИК отказалась зарегистрировать его кандидатуру.

Бывшему владельцу Mirax было чем заняться и без того. По словам Полонского, Босов пообещал ему помощь в возврате активов и даже потратил на это $500 000. В мае 2020 года Босов погиб, предположительно, застрелившись. Полонский готовит заявление в правоохранительные органы: бизнесмены Роман Троценко и Владимир Голубев, по его мнению, несправедливо завладели активами Mirax Group. «Мы все застали три этапа развития Сергея Полонского как личности и предпринимателя, — сказано в письменных ответах миллиардера, владельца AEON Corporation Романа Троценко на вопросы Forbes. — На первом этапе он выступал как яркий девелопер с необычным видением развития строительных площадок, и на данном этапе AEON помогал ему деньгами, поручительствами и гарантиями. На втором этапе он превратился в безответственного предпринимателя, который считал, что деньги инвесторам и банкирам можно не возвращать. Поскольку мы были одним из его инвесторов и к тому же живем по принципу pacta sunt servanda («договоры должны соблюдаться», перевод с латинского), то в этот момент наши с ним пути разошлись… На третьем, и последнем, этапе Сергей Полонский превратился в профессионального мошенника. Он говорит о потерянных миллиардах для того, чтобы под идею их возврата собрать деньги у новых доверчивых инвесторов. От его деятельности пострадали тысячи человек. Его руками была уничтожена огромная стоимость, пострадали сотни семей, до сих пор ожидающих квартиры. Он не сидит в тюрьме только случайно».

Полонского и двух его товарищей арестовали в Камбодже, обвинив в том, что они насильно удерживали членов экипажа яхты (один из пострадавших оказался сыном директора порта)

Поставил на «Поток»

В сентябре 2012 года, несмотря на трудности в бизнесе в России, Полонский уехал в Камбоджу на собственный остров. 31 декабря 2012 года предприниматель оказался в тюрьме. Власти Камбоджи обвинили его в том, что он насильно удерживал, а потом сбросил за борт камбоджийских матросов из экипажа своей яхты, бизнесмен это опровергает. За решеткой Полонский принял решение расторгнуть согласованную осенью сделку по продаже бывшей Mirax Group, с 2011 года названной «Поток», владельцу банка «Пушкино» Алексею Алякину. Алякин согласился заплатить за бизнес $380 млн, но адвокат Александр Добровинский якобы сообщил Полонскому, что тот занимается выводом активов из компании (Алякин это отрицал). По словам Полонского, Добровинский сказал ему, что нашел на «Поток» другого покупателя — Романа Абрамовича. Представители последнего позже отрицали, что миллиардер имел отношение к покупке «Потока». Версия об Абрамовиче изложена в иске, который юристы Полонского подали против Добровинского в Высокий суд Лондона (суд проиграли). Сам адвокат в интервью Forbes отрицал, что говорил что-то об Абрамовиче.

В действительности за покупателем бизнеса Полонского компанией Volarius стояли структуры миллиардера Романа Троценко. «Компания Volarius Investment Inc, владельцем которой я являлся, купила 75% компании Neswick Trading Limited у компании Dalfore Investments Limited, принадлежащей Полонскому, — объясняет суть сделки Троценко. — Оставшиеся акции Neswick к этому моменту принадлежали компаниям Голубева В. С. и Темникова М. В.». «Я не собирался продавать компанию Троценко, потому что не был уверен в его финансовых ресурсах и способности управлять компанией», — говорит сейчас Полонский.

Свои прежние отношения с Романом Троценко Полонский описывает как приятельские: дружили домами, вместе катались на сноубордах, дружили дети. В 2009 году структуры Троценко приобрели половину проекта «Фили Кровля» (бывший кровельный завод) на Кутузовском проспекте, чтобы реализовать его вместе с Mirax. По словам Полонского, он пригласил Романа Троценко и Владимира Голубева в компанию, чтобы они помогли урегулировать корпоративный спор с застройщиком на объекте «Кутузовская миля», а они вместо этого стали «вредить» бизнесу.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Коробка без рака Коробка без рака

Стартап молодого ученого из Москвы получил гранты на диагностику онкологии

Forbes
«Не следуйте глупым правилам»: Илон Маск назвал 7 главных способов повысить продуктивность «Не следуйте глупым правилам»: Илон Маск назвал 7 главных способов повысить продуктивность

Наконец-то мы дождались советов от старины Маска

Playboy
Лики Вики Лики Вики

До съемки в нашем презренном журнале снизошла богиня «Инстаграма» Вики Одинцова

Maxim
Полнолуние заставило веерохвосток петь активнее Полнолуние заставило веерохвосток петь активнее

Чем ярче Луна, тем они поют громче. Что за птицы?

N+1
Кодный магазин Кодный магазин

Программист из Ульяновска построил компанию стоимостью $100 млн

Forbes
Еда как есть: Три простых рецепта, чтобы удивить гостей Еда как есть: Три простых рецепта, чтобы удивить гостей

Калейдоскоп вкусов со всего света, который зовет в кулинарное путешествие

Seasons of life
Эра человечности Эра человечности

Пандемия и удаленка меняют отношения между сотрудниками

Forbes
Язык довлеет правительству: что нужно поправить в орфографии Язык довлеет правительству: что нужно поправить в орфографии

Что нужно менять в русской орфографии, и как именно это сделать

N+1
Убедительные люди Убедительные люди

Как малоизвестная компания стала владельцем первоклассных бизнес-центров

Forbes
Виртуальная реальность Михаила Прохорова: чем занимается VR-проект Sensorium Виртуальная реальность Михаила Прохорова: чем занимается VR-проект Sensorium

Развлекательная VR-платформа с игровыми механиками Sensorium

VC.RU
Новые Медичи Новые Медичи

Глава Tod’s Диего Делла Валле выделил €25 млн на реставрацию римского Колизея

Forbes
8 вещей, которые делают твою фигуру квадратной — подбираем правильный фасон 8 вещей, которые делают твою фигуру квадратной — подбираем правильный фасон

Неправильно подобранная вещь превращает идеальную фигуру в нечто бесформенное

Cosmopolitan
Госпиталь на карантине Госпиталь на карантине

Зачем сносить и заново строить инфекционные лечебницы

Forbes
Китайский рецепт ускорения: почему в России не растут инвестиции и что с этим делать Китайский рецепт ускорения: почему в России не растут инвестиции и что с этим делать

Россия и Китай: оценка экономических подходов

Forbes
Снова в школы Снова в школы

Для чего и кому нужна глобальная реформа МГУ

Forbes
Веретенообразная извилина мозга незрячих с рождения опознала лица на ощупь Веретенообразная извилина мозга незрячих с рождения опознала лица на ощупь

Способность распознавать лица — ключевая функция зрительной системы человека

N+1
«Черкизово». Наследники. Алтай «Черкизово». Наследники. Алтай

Почему Игорь Бабаев отдал весь свой бизнес сыновьям

Forbes
MAXIM рецензирует «Неистового» Рассела Кроу MAXIM рецензирует «Неистового» Рассела Кроу

Триллер «Неистовый» войдет в историю как «Попутчик двадцать первого века»

Maxim
Грузите лимоны бочками Грузите лимоны бочками

Как программист из Ульяновска стал совладельцем американской студии графики

Forbes
Вопросы пола Вопросы пола

Выбираем экологичное и безопасное напольное покрытие

Лиза
Медная река Медная река

Как работает брутальный бизнес Игоря Алтушкина

Forbes
Чаша терпения: 7 грандиозных плотин Чаша терпения: 7 грандиозных плотин

Гидротехнические сооружения спорят по величию и мощи с природой. Кто сильнее?

Вокруг света
Неизбежный крах Неизбежный крах

Почему автопром не переживет массового распространения электромобилей

Forbes
«Я получала намного больше, чем девочки на Земле»: Zivert о работе стюардессой «Я получала намного больше, чем девочки на Земле»: Zivert о работе стюардессой

Юлия Зиверт рассказала о своем пути к популярности

Cosmopolitan
Вечные ценности Вечные ценности

На какие деньги живут города-музеи

Forbes
Собака Павлова: 8 мифов о первооткрывателе условного рефлекса Собака Павлова: 8 мифов о первооткрывателе условного рефлекса

«Вокруг света» разобрался, что есть миф об учёном, а что — чистая правда

Вокруг света
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Тротиловый эквивалент: крупнейшие техногенные катастрофы в истории Тротиловый эквивалент: крупнейшие техногенные катастрофы в истории

Мощнейшие не ядерные взрывы в мирное время и их последствия

Популярная механика
Работа не на дядю Работа не на дядю

Как Наум Бабаев создал компанию «Дамате», крупнейшего производителя индейки

Forbes
«Нет» значит «нет». Как половое воспитание 90-х сделало секс опасным для подростков «Нет» значит «нет». Как половое воспитание 90-х сделало секс опасным для подростков

Как двойные стандарты относительно секса влияют на девушек-подростков

Forbes
Открыть в приложении