Вернутся ли зрители в кинотеатры после кризиса и когда ждать новых премьер

ForbesБизнес

«Заморожены все проекты»: продюсер Роднянский и миллиардер Мамут о перевороте в кино из-за пандемии

Вернутся ли зрители в кинотеатры после кризиса, когда ждать новых громких премьер и какие фильмы стоит посмотреть во время карантина? Об этом Николай Усков побеседовал с миллиардером Александром Мамутом и кинопродюсером Александром Роднянским

Николай Усков, Андрей Родин, Нинель Баянова

Усков: Сегодня мы поговорим о ситуации в киноиндустрии и прокате. С одной стороны, закрыты все кинотеатры страны, и после окончания карантина не откроется каждый пятый. Убытки оцениваются в 40 млрд рублей. С другой стороны, пухнут и жиреют всевозможные стриминговые платформы. Об этом и многом другом поговорим с гостями «Forbes Карантина» — владельцем крупнейшей киносети России Александром Мамутом и кинопродюсером Александром Роднянским. Мой первый вопрос к Александру Роднянскому: что происходит с твоим бизнесом и твоими проектами? Они все заморожены?

Роднянский: Заморожены все проекты, находящиеся в активной фазе производства, — там, где требуется большое количество людей, где происходит подготовка к съемкам фильмов или сериалов, где снимаются фильмы и сериалы, и даже где происходит постпродакшн и так далее. Все остановлено категорически. Там же, где девелопмент, где мы пишем и разговариваем на «удаленке» — наоборот, все интенсивно развивается. То есть в какой-то части проектов, которая находилась на стадии уже написанных сценариев, все неплохо. Но в целом бизнес, конечно, остановлен. Никаких надежд на соблюдение тех графиков по выходу фильмов в прокат, которые у нас были в начале года, нет. У нас, например, осенью должен был выйти в прокат большой фильм с амбициями — это картина «Чернобыль» Дани Козловского. И она любопытная. С одной стороны, это драма, а с другой — вполне себе впечатляющий по замыслу — надеюсь, что так оно и будет в действительности — вполне увлекательный, аттракционный фильм.

Но, конечно, осенью, скорее всего, будет сложно выйти — по множеству причин, потому что мы не понимаем, что будет происходить с кинотеатрами. Даже когда закончится эта стадия карантина, откроются ли кинотеатры? А если откроются, то пойдут ли в них люди? Если пойдут, будет ли у них достаточное количество денег, чтобы смотреть большое количество фильмов? Будет ли пространство, место и время для нашей картины? Потому что все фильмы, которые не вышли этой весной и не выйдут летом, естественно, перенесены на осень и на следующий год, и начнется конкуренция за время выпуска в прокат.

Короче, все то, что называлось моделью нашего бизнеса, сейчас подвергается категорическому даже не пересмотру, а такой атаке обстоятельств. В целом, если говорить не о моем скромном бизнесе, а о всей индустрии, то я ожидаю очень большие проблемы — не одна компания будет вынуждена обанкротиться, большое количество людей потеряют работу. Я не хочу, естественно, никого запугивать. Я не принадлежу к тем, кто паникует из-за пандемии. Но я просто говорю о состоянии дел в бизнесе, которое зависит, с одной стороны, от заемных ресурсов, кредитов, а с другой — от того, что называется реализацией готового контента — в нашем случае фильмов и сериалов. В этом плане у нас, конечно, модель перестает функционировать. И мне кажется, на этом этапе даже трудно предположить, как и когда она может возобновиться, и в какой форме.

Усков: Ты знаешь какие-то цифры — производство скольких фильмов остановлено, например? Об этом говорят?

Роднянский: Ну, об этом трудно сказать. Можно предположить, что если в мире делалось примерно 7000 фильмов в год для кинотеатрального проката — я имею в виду и несколько сотен индийских фильмов, и арабских, и нигерийских, то есть знаменитого в Африке «Ноливуда», и, естественно, голливудских и всех европейских картин. Если предположить, что, условно говоря, треть из них находилась в производстве на каких-то фазах, то я думаю, это примерно вот столько.

Николай Усков: Скажи, недавно стало известно, что Каннский кинорынок пройдет в онлайне. Это как вообще будет выглядеть?

Роднянский: Фестиваль не может проходить в онлайне в силу естественных обстоятельств. Дело в том, что фестиваль по природе своей рассчитан на то, чтобы выразить уважение картинам больших авторов, делающих их для большого экрана. И, естественно, они показываются в главных залах Дворца фестивалей в Каннах, которые называются в честь великих кинематографистов — Люмьера или Базена и так далее. Поэтому фестиваль перенесен. Пока не отменен полностью, но перенесен. Совершенно понятно, что в этом году если он и пройдет, то в крайне лимитированном формате. И, наверное, не в Каннах, а в Париже. Планируется либо октябрь, либо ноябрь. Я лично сомневаюсь (что это случится).

Поэтому многие из тех, кто надеялся, что их картина окажется в конкурсной или официальной программе либо других программах Каннского фестиваля, перенесли свои картины на следующий год. То же самое сделали и мы, притом что, в отличие от этого года, никаких гарантий в этом случае не предоставляется. Но терять фестиваль очень трудно, потому что фестиваль — это не просто атмосфера красной дорожки и вся эта гламурная часть. Это окно в индустрию для фильма. Если фильм звучит на фестивале, то создается бренд, создается легенда. И дальше все те дистрибуторы и зрительские аудитории, которые заинтересованы в авторском кинематографе или кинематографе, я бы так сказал, неконвенциональном, которому недостаточно рекламной кампании, сразу начинают интересоваться фильмом. Без фестиваля это сделать невозможно.

Что касается рынка — он всегда был неотъемлемой частью фестиваля. Без него очень трудно жить индустрии, потому что рынок — это не просто реализация готового контента, это способ существования всей индустрии. Способ поиска инвесторов, например. Потому что на рынке очень часто презентуют проекты, находящиеся перед стадией запуска фильмов в производство, и многие дистрибуторы или даже продюсеры в состоянии, прочитав сценарий, увидев каст, поговорив с автором или режиссером, принять решение об инвестиции в тот или иной фильм. То есть без рынка представить себе кинематографический год невозможно, потому что Каннский кинорынок — это один из, пожалуй, двух главных. Есть Канны и Торонто. Канны решают судьбу фильмов — прежде всего, их кинотеатральный прокат — в Европе и в значительной части Азии и Америки. А Торонто — это просто вход в Америку, важнейшая площадка. Есть еще кинорынок в Лос-Анджелесе — для независимого кино. И мы, пожалуй, исчерпали все кинорынки. Поэтому отмена кинорынка в Каннах драматично сказалась бы на судьбе индустрии. И в связи с этим приняли решение сделать кинорынок в онлайне.

Недавно я принимал участие в аналогичном кинорынке. Ну, то есть это был не кинорынок, это был телерынок. В той же Франции, но уже не в Каннах, а в Лилле проходит крупнейший фестиваль телевизионного сериального кино, в рамках которого реализуются готовые сериалы и происходит производственный питчинг, когда на раннем этапе презентуются проекты и идеи. Дистрибуторы и представители стриминговых платформ знакомятся с теми проектами, которые отобраны рынком — он называется Series Mania. И вот он недавно прошел, там же есть и конкурс фестивальный для сериалов. Этот конкурс не так важен, как, скажем, конкурс в Каннах для кино, но все остальное необычайно важно. И поэтому рынок перевели в онлайн, и я в числе коллег (участвовал). 16 проектов было отобрано из пятисот, поданных для участия в так называемом копроизводственном питчинге, когда каждый продюсер представляет свой проект аудитории, если это в офлайне, в реальной жизни, как это всегда и происходило.

Аудитория заполнена несколькими сотнями (человек), кому может быть интересно участие в любопытных и отобранных рынком проектах. Но в данном случае это все прошло в онлайне. Мы сделали пятиминутную презентацию. Она получилась интересной — благодаря тому, что использовали визуальное отражение того, как мы хотим видеть наш сериал. И дальше мы уже в онлайне беспрерывно общались с теми, кто хотел обсудить детали и возможности участия в этом проекте. Точно так же будет и на Каннском кинорынке в этом году. Те, кто захотят обсуждать, смогут это сделать, смогут презентовать, смогут показать фрагменты из будущего фильма, если они есть, смогут показать каст, если он есть — в онлайне, в прямой коммуникации.

Усков: Насколько рынок готов финансировать проекты, если непонятна судьба проката. С телевидением все понятно — там стриминговые платформы, телевизор работает и так далее. А вот что делать с прокатом, когда его нет и непонятно, когда он восстановится?

Роднянский: Ну, совершенно понятно, что рано или поздно он восстановится в какой-то форме. Мне кажется, в любом случае для большого аттракционного кинематографа — того, на производство которого тратятся сотни миллионов долларов, вроде вселенной фильмов Marvel или DC, либо серии о Джеймсе Бонде — для всех этих картин кинотеатры являются естественным ареалом обитания. И без показа на больших экранах в формате IMAX и со всем качеством звука эти картины не смогут произвести впечатление на то количество зрителей, которое необходимо, и, естественно, не окупят себя ни при каких обстоятельствах. То есть, иными словами, жизнь «Аватара» за пределами большого экрана невозможна. И «Звездных войн» — невозможна. И так далее. То есть все равно какой-то прокат будет.

Кроме того, в прокате на сегодняшний день востребованы — в силу того, что прокаты гибко реагируют на изменения потребительского спроса и социальное поведение людей — и драматические картины. То есть фильмы в жанре драмы и событийные картины, способные вызвать интерес у образованной аудитории. Те самые, о которых я говорил в связи с показом в конкурсе Каннского фестиваля. Те самые, которые интересно обсудить после показа на большом экране. Иными словами, кинопрокат существовать будет, я глубоко убежден. Могут измениться формы, количество выходящих фильмов, их жанры и так далее, но кинопрокат существовать будет. И в силу того, что цикл производства фильма обычно занимает два-три, а то и четыре года, то сегодня можно обсуждать картины, которые окажутся запланированы к выходу, скажем, в 2022-м, 2023-м и даже 2024 годах. В этом смысле будем надеяться, что риск не так велик.

Усков: Я сейчас очень много говорю с людьми из разных индустрий. И все говорят о том, что нынешний кризис просто очень ускорил трансформацию, которая и так началась. Это переход к всевозможным онлайн-платформам. Так или иначе, это в разных бизнесах происходит. Как изменятся кинопроизводство, кинопрокат и привычка смотрения фильмов в ближайшем будущем?

Роднянский: Ты совершенно справедливо заметил, что это лишь ускорило процесс. Все тенденции были налицо — происходила кардинальная смена модели потребительского поведения. То есть последние 10 лет происходил отток (аудитории) кино от больших экранов к экранам малым. Огромное количество жанров, включающих в себя не только драмы или то, что мы называем авторским кино, но и такие традиционные в прошлом лидеры зрительских предпочтений в кинопрокате, как триллеры, фильмы приключенческие, исторические, комедии, даже хорроры, которые еще как-то держатся на большом экране, начали перемещаться в сферу сериального производства для показа на экранах малых — будь то телевизионные каналы или появившиеся относительного недавно онлайн-платформы. Они превратились в сериалы, то есть эта миграция от больших экранов была мотивирована еще тем, что возникла возможность рассказывать истории в совершенно другой форме — в другом ритме, в другом, если хочешь, размере. Сериалы позволили возродить жанр киноромана на экране — тот самый, который был популярен в середине 20-го века. Сегодня трудно себе представить, что «Унесенные ветром», которые выходили в 1940-х годах в прокат во всем мире, не были сериалом. Притом, что этот фильм выходил в прокат четырехчасовой картиной, даже больше. Точно так же (выходил) «Крестный отец» — трудно сегодня предположить, что кто-то подобную картину, даже зная, что у нее потенциал великого фильма, выпустил бы не в виде сериала. Иными словами, эта трансформация произошла.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Инверсное мышление: как похудеть и избавиться от долгов, думая о плохом Инверсное мышление: как похудеть и избавиться от долгов, думая о плохом

Как мысленная уловка поможет избавиться от проблем и достичь целей

РБК
Арендатор vs арендодатель. Кто кому на самом деле должен? Арендатор vs арендодатель. Кто кому на самом деле должен?

Подробно рассматриваем 19 статью ФЗ №98 о роли арендодателя

VC.RU
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Лигалайз: «Я все понимаю. 42-летний рэпер звучит, как провал» Лигалайз: «Я все понимаю. 42-летний рэпер звучит, как провал»

Лигалайз о насущном и былом, набитой на голове короне и сокращении дистанции

РБК
10 признаков того, что вы едите слишком мало углеводов 10 признаков того, что вы едите слишком мало углеводов

Худшее, что можно сделать для своего здоровья, — отказаться от углеводов

Cosmopolitan
Переменам быть: как поддержать себя в период кризиса? Переменам быть: как поддержать себя в период кризиса?

Кризисы в нашей жизни начинаются по разным причинам

Psychologies
Крах на бумаге: почему не было нефти по минус $37 Крах на бумаге: почему не было нефти по минус $37

Что же за явление мы увидели 20 апреля 2020 года

Forbes
Ленин вне Мавзолея Ленин вне Мавзолея

Как и почему современное искусство оживляет образ вождя мирового пролетариата

Weekend
Свинцовые прелести Свинцовые прелести

«Вокруг света» отправился на родину богемского хрусталя

Вокруг света
Охотник за пузырями: сможет ли легендарный инвестор Масаеси Сон найти «новую Alibaba» в эпоху пандемии Охотник за пузырями: сможет ли легендарный инвестор Масаеси Сон найти «новую Alibaba» в эпоху пандемии

Главное правило владельца SoftBank Масаеси Сона — терпение

Forbes
Знакомьтесь, Николас Дейли – английский дизайнер, влюбленный в регги, твид и Шотландию Знакомьтесь, Николас Дейли – английский дизайнер, влюбленный в регги, твид и Шотландию

Николас Дейли объединяет культуры народов мира и создает собственные ткани

GQ
Астрономы обнаружили огромную ультрафиолетовую дугу в созвездии Большой Медведицы Астрономы обнаружили огромную ультрафиолетовую дугу в созвездии Большой Медведицы

В созвездии Большой Медведицы обнаружена область ультрафиолетового излучения

N+1
Джонсонс бейби Джонсонс бейби

Знакомьтесь: самая влиятельная женщина соединенного королевства Кэрри Саймондс

Tatler
От робота до утюга: 5 самых странных высотных здания мира От робота до утюга: 5 самых странных высотных здания мира

Что будет, если к Останкинской башне прикрутить пару высотных зданий

Популярная механика
Герои дня Герои дня

Врачи, медсестры, студенты-волонтеры – вот настоящие герои нашего времени

Grazia
Машины-ликвидаторы. Техника, которая боролась в Чернобыле Машины-ликвидаторы. Техника, которая боролась в Чернобыле

Машины, которые боролись с распространением радиации после аварии на ЧАЭС

РБК
Схватить на лету: 5 компаний, которые начали выпускать «противовирусные» товары Схватить на лету: 5 компаний, которые начали выпускать «противовирусные» товары

Из-за эпидемии многим предприятиям пришлось перестроить свой бизнес

Forbes
Скворцова предложила подключать к одному аппарату ИВЛ четырех пациентов. Федерации реаниматологов не нравится эта идея Скворцова предложила подключать к одному аппарату ИВЛ четырех пациентов. Федерации реаниматологов не нравится эта идея

Почему идея нового аппарата ИВЛ вызвала такой резонанс среди медиков?

СНОБ
Ученые нашли способ повысить безопасность квантовой криптографии Ученые нашли способ повысить безопасность квантовой криптографии

Разработан способ повысить уровень защищенности квантовой криптографии

Популярная механика
Русские станут немножко китайцами. Как и когда страна будет выходить из карантина Русские станут немножко китайцами. Как и когда страна будет выходить из карантина

Каким станет этот «выход из самоизоляции» в нашей стране

СНОБ
«Что будут есть наши дети?» Как мы меняли резину в карантин «Что будут есть наши дети?» Как мы меняли резину в карантин

Почему шиномонтажи и автосервисы все равно продолжают работать в карантин

РБК
Принимаемый орально препарат помешал раковым клеткам завербовать макрофаги Принимаемый орально препарат помешал раковым клеткам завербовать макрофаги

Он эффективнее, чем аналоги, которые проходят клинические испытания

N+1
Как не спиться в самоизоляции? Как не спиться в самоизоляции?

Опасности домашней «алкоголизации» и альтернативные пути справляться со стрессом

Psychologies
Как я работаю курьером в карантин: рассказ нашей героини из Санкт-Петербурга Как я работаю курьером в карантин: рассказ нашей героини из Санкт-Петербурга

В чем особенности курьерской работы и страшно ли работать во время пандемии

Cosmopolitan
Большие проблемы крохотного динозавра Большие проблемы крохотного динозавра

Динозавр размером с колибри оказался ящерицей

N+1
Как менялась память о Второй мировой войне Как менялась память о Второй мировой войне

В России «национальная» память о войне превратилась в гражданскую религию

Эксперт
Андрей Филатов: «Цифровизация — это инструмент выживания» Андрей Филатов: «Цифровизация — это инструмент выживания»

Почему именно сейчас цифровизация стала таким мощным инструментом выживания

РБК
Водная суспензия графена упростила нанесение электродов суперконденсатора Водная суспензия графена упростила нанесение электродов суперконденсатора

Способ, который позволяет сохранять структуру исходного графена

N+1
Суборбитальный телескоп разглядел тонкие нити плазмы в корональных петлях Солнца Суборбитальный телескоп разглядел тонкие нити плазмы в корональных петлях Солнца

Изображения с высоким разрешением сделал суборбитальный телескоп NASA Hi-C

N+1
Больше позитива! Больше позитива!

Может ли на самом деле пессимист стать оптимистом? А самое главное – нужно ли?

Лиза
Открыть в приложении