О семейном бизнесе фармацевтов из Пармы

ForbesБизнес

Легкое дыхание

Как фармацевты из Пармы в трех поколениях построили семейный бизнес, ориентированный на лечение респираторных заболеваний.

Текст: Милена Бахвалова

Президент компании Альберто Кьези (справа) и коммерческий директор Алессандро Кьези

Итальянская фарминдустрия входит в пятерку крупнейших в Европе. Бизнес с миллиардными оборотами вырос из средневековых аптек и небольших семейных лабораторий. Одна из таких компаний — пармская Chiesi. Среди важнейших результатов ее работы — рост выживаемости детей, родившихся раньше срока.

Мечта аптекаря

Chiesi Farmaceutici с оборотом почти €2 млрд — вторая фармкомпания в Италии (после группы Menarini). Chiesi производит лекарства от редких заболеваний и инвестирует рекордные суммы в R&D. Компания сознательно отказалась от переезда в офшорные зоны и привлечения денег на фондовом рынке. Ее оборот за последние 10 лет удвоился. Бизнесом управляет третье поколение семьи Кьези, опровергая стереотип о том, что внуки разрушают дело, созданное дедами.

Chiesi начиналась с небольшой лаборатории в городе Парма в регионе Эмилия-Романья на севере страны. Сейчас это глобальная компания с 6000 сотрудников в 30 странах мира и пятью исследовательскими центрами.

В 1935 году 33-летний фармацевт Джакомо Кьези купил убыточную лабораторию. В ней работало всего два человека, без особого коммерческого успеха выпускавшие дистиллированную воду и продававшие рыбий жир. Джакомо же мечтал о «настоящей фабрике» и лекарствах собственной разработки. Первым препаратом, который выпустила его лаборатория, было лекарство от кашля на основе листьев плюща, компания даже начала продавать его за рубеж. Но началась Вторая мировая война, лаборатория была разрушена во время бомбежки, и Кьези удалось восстановить производство только после окончания военных действий.

Кьези нанял первого научного сотрудника, и вскоре его компания выпустила первую в Италии мазь с пенициллином. Спустя еще 10 лет мечта о «настоящей фабрике» сбылась: Chiesi Farmaceutici с 50 сотрудниками переехала в новое, специально построенное здание. И хотя ассортимент выпускаемых лекарств постоянно рос, это было по-прежнему небольшое предприятие, нацеленное преимущественно на внутренний рынок.

Качественные изменения произошли после 1966 года, когда к управлению пришли два сына Джакомо — Альберто и Паоло, окончившие к тому времени Пармский университет. Компания начала активно развивать направление маркетинга, появился штат «пропагандистов» — так называли в те годы торговых представителей. Chiesi открыла первое представительство за рубежом — в Бразилии.

В 1979 году фармацевтам Chiesi удалось создать свой первый прорывной продукт — Clenil, препарат для лечения астмы на основе кортизона. В мире на тот момент практически не существовало эффективных лекарств против астмы, поэтому препарат имел огромный успех. Компания выпускает его до сих пор: в 2019 году его продажи составили €143 млн, что обеспечило 7,2% оборота Chiesi Farmaceutici.

Глобальный успех Clenil помог компании определиться с главным направлением работы — лечением респираторных заболеваний. В 2019 году препараты этого профиля (данные за 2020 год еще не опубликованы) обеспечили 60,9% оборота компании, или €1,21 млрд.

Спасение младенцев

В середине 1980-х братья Кьези познакомились со шведским ученым Бенгтом Робертсоном из Каролинского института. Эта встреча помогла компании выбрать еще два профиля работы — недоношенные дети и орфанные, то есть редкие, заболевания.

К тому моменту Робертсон вместе с коллегами уже несколько лет работал над тем, чтобы выделить сурфактант — вещество, которое выстилает внутреннюю поверхность альвеол легких и препятствует их слипанию при выдохе. Организм человека начинает вырабатывать сурфактант на 32-й неделе внутриутробного развития, поэтому младенцы, родившиеся до этого срока, подвержены респираторному дистресс-синдрому, при котором легкие «схлопываются», что часто приводит к летальному исходу.

Ученые пытались выделить это вещество из легких свиней, Chiesi подключилась к исследованиям и испытаниям и в результате получила патент на новое лекарство Сurosurf, которое произвело революцию в неонатологии.

Однако сразу же Chiesi столкнулась с проблемой, кому продавать это лекарство. Уровень рождаемости в Европе уже в те годы был крайне низким, показывая тенденцию к дальнейшему падению. В развивающихся странах рождаемость выше, но многие из этих стран мусульманские, и как им продавать препарат, изготовленный из свиньи? Братья Кьези заказали теологическое исследование, вывод которого открыл перспективные рынки сбыта для Сurosurf: запрет распространяется на удовольствие от поедания свинины, но использование жизненно важных лекарств он не затрагивает.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гипотезы потребления Гипотезы потребления

Венчурный фонд, запущенный основателем «Вкусвилла», должен сделать мир лучше

Forbes
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Витамины роста Витамины роста

Как франшиза «Авокадо» за два с половиной года стала сетью из 2600 магазинов

Forbes
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Путешествуем дома Путешествуем дома

Как государства сопротивляются краху туристической отрасли

Forbes
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Кодный магазин Кодный магазин

Программист из Ульяновска построил компанию стоимостью $100 млн

Forbes
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Паоло Клеричи: «Я работаю, чтобы жить» Паоло Клеричи: «Я работаю, чтобы жить»

Правила бизнеса Паоло Клеричи, патриарха семейного бизнеса Coeclerici

Forbes
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Е-коммерческий банк Е-коммерческий банк

Лев Хасис строит партнерства ради торговых и платежных сервисов «Сбера»

Forbes
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Семь секретов стратегии Continuous Listening Семь секретов стратегии Continuous Listening

Как создать сильную команду, которая сама будет притягивать сильных сотрудников

Forbes
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Богатая фамилия Богатая фамилия

Топ-20 семейных итальянских бизнесов

Forbes
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Итальянский парадокс Итальянский парадокс

Крупнейшим финтехом Европы может стать платежный стартап Nexi из Италии

Forbes
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Штраф за щедрость Штраф за щедрость

Кто самый богатый бизнесмен в мире с учетом трат на благотворительность

Forbes
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Эра человечности Эра человечности

Пандемия и удаленка меняют отношения между сотрудниками

Forbes
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Коробка без рака Коробка без рака

Стартап молодого ученого из Москвы получил гранты на диагностику онкологии

Forbes
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Не в моем дворе Не в моем дворе

Как психология NIMBY привела к жилищному кризису в США

Forbes
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Совместный полет Совместный полет

Как владельцы «Самолета» собрали крупнейший земельный банк и провели IPO

Forbes
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Код независимости Код независимости

Александр Лукашенко пытается снизить влияние России на Белоруссию

Forbes
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Открыть в приложении