Как владельцы «Самолета» собрали крупнейший земельный банк и провели IPO

ForbesБизнес

Совместный полет

Как владельцы «Самолета» собрали крупнейший земельный банк и провели первое за девять лет IPO строительной компании.

Текст Дмитрий Яковенко, Мария Абакумова. Фото Дмитрий Яговкин для Forbes

На свое шестидесятилетие весной 2010 года певица Алла Пугачева могла бы получить по-настоящему дорогой подарок. На Васильевском острове в Санкт-Петербурге планировали заложить фундамент концертного зала имени народной артистки СССР, увенчанного аркой в форме буквы «П», где разместились бы офисы и ВИП-апартаменты. Помочь с финансированием проекта стоимостью около $100 млн в январе 2009 года взялся хороший знакомый Пугачевой, совладелец группы «Русское море» Максим Воробьев. В проект он пригласил своего младшего партнера по «Русскому морю» Михаила Кенина.

Дворец Аллы Пугачевой так и остался на бумаге, спустя время Воробьев и Кенин вышли из проекта. Зато вскоре вырос один из крупнейших российских девелоперов — группа «Самолет». Максим Воробьев примерил роль младшего партнера — ему принадлежит миноритарная доля лишь в одной из структур девелопера. Кенин владеет 37,5% акций всей группы. Начав в 2014 году, за шесть неполных лет «Самолет» вышел на восьмое место по размеру выручки среди строителей массового жилья в России. В октябре 2020-го группа стала первой за последние девять лет строительной компанией, которая провела IPO на Московской бирже. Инвесторы оценили ее в 57 млрд рублей.

Кенин сохраняет таинственность и интервью не дает. Для этой статьи встретиться с Forbes согласился гендиректор «Самолета» Антон Елистратов.

Фамилия Воробьева не раз служила поводом для разговоров о том, что за стремительным взлетом «Самолета» стоит административный ресурс. Брат Максима Воробьева Андрей — видный единоросс, с 2012 года возглавляет Московскую область, а отец Юрий — давний соратник и близкий друг министра обороны Сергея Шойгу. У самой компании другая версия собственного успеха.

Несколько раз в месяц Антон Елистратов надевает  форменную одежду службы заселения «Самолета» и вручает ключи новоселам. Фото предоставлено пресс-службой

Рублевские корни

Сергей Шойгу и Юрий Воробьев не только давние товарищи, но и соседи по Рублевке. Их дачи расположены в Знаменском на смежных участках с живописным видом на Москву-реку, иногда по выходным здесь собираются обе семьи. Незадолго до кризиса 2008 года родственники Шойгу и Воробьева были вовлечены в несколько девелоперских проектов на Рублевке. Например, компания жены Юрия Воробьева Людмилы была в числе соучредителей компании «Раздоры Сити», которая собиралась строить элитный коттеджный поселок вместе с главными рублевскими латифундистами — сооснователями «Вимм-Билль-Данна» Давидом Якобашвили, Гаврилом Юшваевым и Тимофеем Клиновским. Соучредителем этой компании был и Михаил Кенин. Из-за кризиса проект заморозили.

Знакомый Кенина характеризует его как бизнесмена с хорошей деловой хваткой и большим количеством проектов, в том числе инвестициями в ресторанный бизнес и торговые центры Европы.

В 2007-м Кенин и Максим Воробьев решили попробовать силы в крупном девелоперском бизнесе и стали миноритариями с долей 25% в только что учрежденной компании «Главстрой-СПб». Это была одна из «дочек» строительного холдинга «Главстрой» миллиардера Олега Дерипаски с амбициозными планами в Северной столице, где компания скупила большой земельный банк на окраине и объявила о проектах на 6 млн кв. м. Другим крупным проектом Кенина и Воробьева стала компания «СПб Реновация», в 2010-м она выиграла конкурс на реконструкцию 22 кварталов в девяти районах Петербурга.

Гендиректором «Главстроя-СПб» был Игорь Евтушевский, он же руководил олимпийскими стройками Дерипаски в Сочи. В кризис «Главстрой-СПб» столкнулся с типичными для строителей проблемами: продажи встали, банки требовали выплат по кредитам. В 2019 году Евтушевский рассказывал Forbes, что компания строила быстрее и дешевле конкурентов: «В среднем в Петербурге все компании строили за 3–3,5 года, мы — за полтора, причем с отделкой, и заселяли. Средняя цена жилья эконом-класса на рынке тогда составляла 72 000 рублей за 1 кв. м, мы начинали продавать за 49 900 рублей». Менеджерские способности Евтушевского оценил Кенин и в 2012 году предложил ему создать собственную девелоперскую компанию. Евтушевский согласился и забрал с собой часть команды «Главстроя-СПб». Свою роль сыграло желание Дерипаски видеть в питерской компании как можно больше своих менеджеров, люди Кенина и Воробьева все-таки были для него чужими, рассказывал Forbes бывший менеджер «Главстроя».

Новая компания получила имя «Самолет» — так назывался боулинг-центр, которым Евтушевский управлял в начале 2000-х, а также дореволюционная пароходная компания в Поволжье, где он вырос. Знакомые Евтушевского высоко его ценят. «Хороший, умный мужик, — говорит его бывший менеджер. — Думающий, целеустремленный». «Игорь Евтушевский — крутой человек, энергичный, прагматичный, эффективный, во многом его качества нашли отражение в компании», — говорит Антон Елистратов, сменивший Евтушевского на посту гендиректора «Самолета» в 2019 году.

Возглавив «Самолет», Евтушевский получил в группе миноритарную долю 7%. Основными акционерами стали Кенин и Павел Голубков. В первом доступном отчете девелопера за III квартал 2016 года говорится, что Кенину и компании Optimus Prime Голубкова принадлежит по 44% в «Самолете». В интервью Евтушевский описывал Голубкова как непубличного бизнесмена с интересами в стройке и лизинге. Голубков не чужд бизнес-проектам с рублевской землей, он совладелец и глава компании «Остров», которая, как писало издание «Проект», владела 250 га на Рублевке. Партнеры Голубкова в этой компании — дети Тимофея Клиновского и Гаврила Юшваева Тимур и Илья. Кенин и Голубков на первом этапе выступили основными инвесторами «Самолета», говорит Елистратов. По его словам, речь идет о десятках миллионов евро.

«Самолет» строит ЖК бизнес-класса «Спутник» по проекту нидерландского бюро de Architekten Cie на бывших землях семьи Тимофея Клиновского в Строгине. Всего здесь должно появиться 502 219 кв. м апартаментов

Джентльменский клуб

Антон Елистратов был причастен к «Самолету» еще на этапе его создания. В 2011 году, в возрасте 30 лет, он ушел из канадской юрфирмы Macleod Dixon, где был партнером и занимался M&A-сделками в горной добыче и нефтянке, и устроился в небольшую московскую консалтинговую компанию Leanvest. Среди ее клиентов были Максим Воробьев, Михаил Кенин и Павел Голубков, которые через несколько лет перешли уже в собственную компанию Елистратова CFC Management, оказывавшую услуги инвестиционного консультирования.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Груз платформы Груз платформы

Павел Дуров: бизнесмен, который бросил вызов мировому господству доллара

Forbes
Темная сторона жены. Тест «Насколько хорошо ваша пара знает друг друга» Темная сторона жены. Тест «Насколько хорошо ваша пара знает друг друга»

Что ты знаешь о своей девушке? А что твоя девушка знает о тебе?

Maxim
Великий и сбежавший Великий и сбежавший

Бывший глава Renault Карлос Гон снова готовится покорить мир

Forbes
Микропластик превратили в углекислый газ и воду Микропластик превратили в углекислый газ и воду

Канадские химики разработали новый метод очистки воды от микрочастиц полистирола

N+1
Мировой уровень Мировой уровень

Пять глобальных предпринимателей из России, известных далеко за пределами Рунета

Forbes
5 видов женских животиков и как убрать каждый (без спортзала!) — советы тренера 5 видов женских животиков и как убрать каждый (без спортзала!) — советы тренера

Как избавиться от животика, который так многие девушки не любят

Cosmopolitan
Детеныши «единорогов» Детеныши «единорогов»

Forbes составил первый рейтинг самых многообещающих стартапов

Forbes
Спи правильно: полезные, вредные и опасные позы для сна Спи правильно: полезные, вредные и опасные позы для сна

Правильные позы для сна, которые сохранят ваше здоровье и красоту

Cosmopolitan
Мясное растениеводство Мясное растениеводство

Производством искусственных котлет занялись и стартапы, и крупные агрохолдинги

Forbes
Николь Кидман, Алла Пугачева и другие звезды, чьих детей родили суррогатные мамы Николь Кидман, Алла Пугачева и другие звезды, чьих детей родили суррогатные мамы

Среди тех, кому суррогатные мамы помогли стать родителями, немало и звезд

Cosmopolitan
Бренды образования Бренды образования

Как попасть в престижный университет и стоит ли туда стремиться?

Forbes
Анастасия Волочкова. Почему она ушла из Большого и чем занимается сейчас Анастасия Волочкова. Почему она ушла из Большого и чем занимается сейчас

Как Анастасия Волочкова стала примой балета и чем занимается сейчас?

Cosmopolitan
Fix Price для кофе Fix Price для кофе

Как бывший топ-менеджер открыл сеть кофеен с фиксированными ценами

Forbes
Борьба с истощением CAR-Т-лимфоцитов повысила эффективность иммунотерапии рака Борьба с истощением CAR-Т-лимфоцитов повысила эффективность иммунотерапии рака

Американские исследователи нашли способ борьбы с истощением CAR-Т-лимфоцитов

N+1
От 40 до 40: Звезды шоу-бизнеса и спорта От 40 до 40: Звезды шоу-бизнеса и спорта

Рейтинг российских звезд шоу-бизнеса и спорта до 40 лет

Forbes
Вопросы – это ответы Вопросы – это ответы

Как искать прорывные идеи и решать сложные проблемы на работе и в жизни

kiozk originals
Испытание углем Испытание углем

Как наследники Дмитрия Босова борются за его угольную империю

Forbes
Шедевр монументализма Шедевр монументализма

С великим директором Пушкинского музея Ириной Антоновой прощается Сати Спивакова

Tatler
Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
Новые светские герои: кто они и что о них думают эксперты Новые светские герои: кто они и что о них думают эксперты

Откуда взялись новые герои светской Москвы

РБК
Каменные гости Каменные гости

На Рублевке открывается частный Музей камней

Forbes
Сергей Зверев, Илья Лагутенко и принцы — 15 знаменитых мужчин, служивших в армии Сергей Зверев, Илья Лагутенко и принцы — 15 знаменитых мужчин, служивших в армии

Кто из знаменитостей не только успел построить карьеру, но и отслужить в армии?

Cosmopolitan
Эра человечности Эра человечности

Пандемия и удаленка меняют отношения между сотрудниками

Forbes
Писала маме письма. Как складывается судьба дочери Юлии Началовой Писала маме письма. Как складывается судьба дочери Юлии Началовой

Дочь Юлии Началовой очень похожа на маму: рассказываем, как она живет сейчас

Cosmopolitan
Язык добра Язык добра

Три глобальных движения мировых лидеров бизнеса в одной системе координат

Forbes
Под ударом: кому угрожает субсидиарная ответственность Под ударом: кому угрожает субсидиарная ответственность

Если вы влияете на бизнес компании, вы находитесь в зоне риска

Forbes
Кабинет для фрилансера Кабинет для фрилансера

Юрист из Харькова зарабатывает на автоматизации работы с внештатниками

Forbes
Cheryexeed TXL. Не так плох, как вы возможно думали Cheryexeed TXL. Не так плох, как вы возможно думали

Cheryexeed TXL — кроссовер, о покупке которого стоит задуматься

4x4 Club
Техника физиков Техника физиков

Как выпускники превращают онлайн-школу английского в образовательный холдинг

Forbes
Высокие требования Высокие требования

Диджею Нике Кубрак составлять наряды удается не хуже, чем крутить пластинки

Vogue
Открыть в приложении